Этапы высокой самоэффективности
|
I этап
II этап
III этап
|
IV этап
Рис. 2
В схеме, иллюстрирующей этапы механизма выстраивания поведения, можно увидеть факторы, влияющие на высокую самоэффективность выстраивания поведения, – это позитивные ориентиры и, соответственно, на низкую эффективность – это личные недостатки индивида. Его настрой и уверенность в неспособности добиться успеха ослабляет мотивацию и мешает выстраивать успешное поведение. Напротив, как отмечает А. Бандура: “те, кто обладает сознанием высокой самоэффективности, мысленно представляет себе удачный сценарий, обеспечивающий позитивные ориентиры для выстраивания поведения, и осознанно репетирует успешные решения потенциальных проблем”.
Механизм самоэффективности выстраивания поведения.
I этап
Рис. 3
Но в то же время, повысить самоэффективность возможно одним из четырех путей: способностью выстроить поведение, косвенным опытом, вербальным убеждением, через состояние эмоционального возбуждения.
Механизм повышения самоэффективности на основании этапов механизма выстраивания поведения можно представить в виде схемы на рис.3. Если сопоставить этапы механизма высокой самоэффективности индивидуального поведения личности и этапы ситуативной концепции, то можно увидеть следующую зависимость: мысленное представление удачного сценария включает оценку сложности решаемой задачи и выбора механизмов воздействия на подчиненных. Позитивные ориентиры, определяющие успех, зависят от уровня подготовки работников. Поведение определяется характером мотивации, а преодоление препятствий обязательно должно прогнозироваться, так же как и сами препятствия.
Механизм повышения самоэффективности Рис. 4.
Выводы
На основе проведенного анализа механизма выстраивания поведения можно сделать следующие выводы:
- люди мотивированы социальными побуждениями;
- ролевое поведение зависит от социальных требований производить необходимое впечатление;
- поведение личности зависит от ситуации, что ведет к изменениям и приобретениями новых качеств;
- социальные нормы регулируют поведение. Стабильность и прочность связей нужны людям, и они достигаются через соблюдение и поддержку социальных норм;
- поведение человека стабильно в разнообразных ситуациях;
- детерминантами поведения являются общие черты личности и ситуационные переменные;
- поведение зависит от настроения человека в данный момент и конкретной социальной роли, требуемой ситуацией;
- внешние факторы воздействуют на людей неодинаково;
- поведение зависит от ключевых раздражителей социальной ситуации.
Следовательно, выстраивание поведения зависит от социальных требований и адекватности реакций на окружающие факторы.
Высокая самоэффективность, связанная с ожиданиями успеха, ведет к хорошему результату и, таким образом, способствует росту самоуважения. Напротив, низкая самоэффективность, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и, таким образом, снижает самоуважение. Работники, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, будут уделять чрезмерное внимание своим недостаткам и в силу этого не смогут справиться с заданием.
Вопросы
- Какие существуют классификации методов?
- Что входит в понятие «техника»?
- Что означает термин «технология управления»?
- Чем социальные технологии отличаются от производственных?
- Как на имидж руководителя влияют управленческие технологии?
- Сколько стадий включает операция управленческого решения?
- Что входит в комплекс навыков и умений по формированию позитивного имиджа руководителя?
- Какие социально-значимые характеристики отражают имидж руководителя?
- Какие показатели характеризуют профессиональную готовность к успешной управленческой деятельности ?
- Что подразумевает понятие «самооценка»?
- Какие модели поведения, по мнению Эрик Эриксона, являются характерными для индивидуума?
- Какие выводы можно сделать на основе анализа механизма выстраивания поведения?
- Что представляет собой разработанная А. Бандурой модель – триада взаимного детерминизма?
- Охарактеризуйте концепцию самоэффективности Бандуры
- Какие факторы влияют на высокую самоэффективность?
ЛИТЕРАТУРА
- Бураканова Г.М., Изтелеуова Л.И. Имиджелогия. Астана, 2011.
2. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники, психотехнологии. - М.: Омега-Л, 2007 - 266 с.
3. Петрова Е.А. Имидж как социально-психологический феномен. – М.: РИЦ АИМ, 2006. - 16 с.
4. Шепель В.М. Домашний имидж-консультант. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2005. - 249 с.
5. Родионова А.А. Основы визуальной психодиагностики. – М.: РИЦ АИМ, 2006. - 25 с.
6. Семенов А.В. Конфликтология. – М.: РИЦ АИМ, 2006. - 20 с.
7. Семенов А.В. Практикум по конфликтологии. – М.: РИЦ АИМ, 2006. - 16 с.
8. Куланов А., Молодяков В. Россия и Япония: имиджевые войны. – М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. – 480 с.
- Оценка работников управления/Под ред. Г.Х. Попова. − М.: Московский рабочий, 1976. − 352 с.
- Панасюк А.Ю. Я - Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж, Дело, 2004.
- Панасюк А.Ю.Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники, Омега-Л, 2007.
- Панасюк А.Ю.Как победить в споре, или искусство убеждать, АСТ-ЛТД, 1998.
- Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб, 2001. – 192 с.
14. Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию: Пер. с англ. – М., 2002. – 504 с.
15. Джен Ягер. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса / Перс. С англ. – М., 1994. – 288.
16. Лэни Арредондо. Искусство деловой презентации. – Челябинск, 1998.
17. Лоранж Питер. Новый взгляд на управленческое образование: задачи руководителей / Пер. с англ. – М., 2004. – 400.
18. Филиппа Дейвис. Ваш абсолютный имидж. – М., 1996. – С. 244-280.
19. Шепель В.М. Управленческая этика. – М., 1989.
20. Эйтвин Г., Бриза О. Имидж современной женщины. – М.: РИПОЛ КЛАС-СИК», 2000.
21. Эйтвин Г., Бриза О. Имидж современного мужчины. – М.: РИПОЛ КЛАС-СИК», 2000 – 640.
.