Он поддерживает связи со своими родственниками, даже если они и не являются мусульманами
Ислам отличается великодушием и гуманностью, поскольку эта религия велит поддерживать связи с родственниками, даже если они и не являются мусульманами. Так, например, в хадисе, передаваемом со слов Абдуллы ибн Амра, да будет доволен им Аллаh, сообщается, что он сказал: "Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) открыто, а не тайно, говорил:
«Поистине, семейство такого-то не являются для меня близкими, ибо мои близкие — это Аллаh и праведные верующие, однако (меня связывают) с ними родственные связи и я буду поддерживать их должным образом.» (Аль-Бухари и Муслим)
А когда были ниспосланы слова Всевышнего:
«И увещевай своих ближайших родственников.» (Поэты, 214)
Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) созвал курайшитов и когда все они собрались, он обратился ко всем собравшимся вместе и к некоторым из них в отдельности, сказав:
«О бану Абд Шамс,[80] о бану Ка'б ибн Луайй, спасайтесь от огня! О бану Мурра ибн Ка'б, спасайтесь от огня! О бану Абд Манаф, спасайтесь от огня! О бану Хашим, спасайтесь от огня! О бану Абд Аль-Мутталиб, спасайтесь от огня! О Фатима, спасайся от огня! Поистине, никак не смогу я защитить вас от Аллаhа, однако меня связывают с вами узы родства, и я буду поддерживать их должным образом!» (Муслим)
Воистину, живительная влага человеческого расположения никогда не исчезает из сердца мусульманина, но истекает из него, проявляясь в виде оказания благодеяний родственникам и благожелательного отношения к ним, даже если они и не исповедуют ислам. Вот почему выражение благородного посланника (мир ему и благословение Аллаhа) сказавшего: "...однако меня связывают с вами узы родства, и я буду поддерживать их должным образом!"[81] — стало одним из перлов арабского красноречия. Он уподобил родственные связи земле, которая увлажняется благодаря поддержанию, порождая любовь и искренность, и высыхает вследствие разрыва, порождая ненависть и чёрствость. И поэтому истинный мусульманин проявляет дружеское расположение к другим и вызывает такое же расположение к себе и в других, и все люди любят его, так как они видят, что он является живым воплощением достойных нравов.
Вот почему Умар, да будет доволен им Аллаh, не посчитал зазорным подарить одежду, которую прислал ему посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) своему брату по матери, являвшемуся многобожником. (Аль-Бухари).
Ранее мы уже отмечали, что ислам побуждает людей делать добро своим родителям, даже если они и являются многобожниками, здесь же мы видим, что эта религия побуждает делать добро и родственникам, даже если они и не являются мусульманами, что указывает на великодушие и гуманизм ислама и не является новшеством в религии, ведь известно, что Аллаh обратился к Своему посланнику с такими словами:
«И Мы направили тебя только как милость для миров.» (Пророки, 107)
Что же касается посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), то он сказал:
«Поистине, я был направлен (к людям) только, чтобы довести благонравие до совершенства.» (Имам Малик в "Аль-Муватта")