Врожденная основа поведения человека.
Процессы передачи и обработки информации, протекающие в нашем мозге, порождают широкий круг психических[1] явлений – таких как восприятие, внимание, память, мотивации, эмоции и др. Следующие семь параграфов учебника будут посвящены этим вопросам. Мы будем подниматься от относительно простых, в основе врожденных феноменов (биологические потребности, сон) во все более сложные сферы (вплоть до мышления и сознания).
Врожденные (безусловные) рефлексы.
В большинстве своем врожденные свойства нашего организма являются генетически заданными (см. также §§ 30 и 32). В случае нервной системы это означает, что на уровне генов «записано» сколько и каких нейронов будет в том или ином отделе мозга, как они будут связаны синапсами, какие медиаторы будут выделять и т.д. В результате после окончания периода созревания (а он может продолжаться и в постнатальном периоде) нейронная сеть оказывается без какой-либо дополнительной настройки (обучения) способны выполнять свои функции.
Врожденные свойства нервной системы стабильны и зачастую видоспецифичны – то есть одинаковы у всех организмов, относящихся к одному биологическому виду. Вот почему их легче всего изучать и, и исследование психической деятельности началось именно с врожденных реакций (рефлексов). Значительный вклад в это направление внесли отечественные ученые И.М. Сеченов и И.П. Павлов (рис. 46-1). Как известно, И.П. Павлов предложил использовать в отношении для врожденных рефлексов термин «безусловные». Этим он хотел подчеркнуть их независимость от подавляющего большинства сенсорных раздражителей, ориентированность на строго определенные, врожденно известные мозгу стимулы («подкрепляющие факторы»).
Рис. 46-1. И.М. Сеченов, И.П. Павлов и П.В. Симонов.
Слюноотделение в ответ на вкусовую стимуляцию, отдергивание руки от источника боли, ориентировочный рефлекс – все это примеры безусловных реакций. Даже такой краткий перечень примеров позволяет заметить одну существенную закономерность: все подкрепляющие факторы можно разделить на положительные и отрицательные. Первые из них биологически полезны (сладкий вкус, новая информация), и поведение организуется так, чтобы чаще получать такие стимулы (на субъективном уровне при этом возникают позитивные эмоции). Вторые биологически вредны (горький вкус, боль). В результате мы стремимся избегать таких раздражителей (а если получаем – то испытываем негативные эмоции).
Конечно, безусловными рефлексами далеко не исчерпывается врожденная сфера психической деятельности. Наши сенсорные системы начальные этапы анализа информации реализуют по врожденным «алгоритмам» – например, узнавание линий в первичной зрительной коре (§ 34). Существуют весьма сложные, врожденные в основе циклические двигательные программы (дыхание, жевание, ходьба и, шире, локомоция – см. § 50). Но наиболее существенное воздействие на поведение человека оказывают центры врожденных биологических потребностей.
Разнообразие биологических потребностей.
Биологические потребности – это глубинный («бессознательный») слой нашей психической деятельности. Соответствующие нервные центры, расположенные в заднем мозге, среднем мозге, гипоталамусе, базальных ганглиях способны порою полностью подчинять себе течение высших психических процессов в коре больших полушарий.
Классификацию биологических потребностей, основанную на знаниях о строении и функциях мозга, создал П.В. Симонов. Он предложил выделить три класса потребностей – витальные, зоосоциальные и саморазвития, которые обнаруживаются как у высокоразвитых животных (млекопитающих, птиц, насекомых), так и у человека.
Витальные потребности являются жизненно необходимыми, и без их удовлетворения (получения либо избегания соответствующих подкрепля-ющих стимулов) организм гибнет. С витальными потребностями связаны следующие типы поведенческих программ:
· пищевые и питьевые;
· оборонительные (реакции страха и агрессии, направленные на удовлетворение потребности в безопасности);
· гомеостатические (поддержание постоянной температуры тела, дыхание, мочеиспускание, смена сна и бодрствования и др.);
· груминг (уход за телом, «умывания»; при отсутствии груминга организм быстро гибнет от инфекций и паразитов).
Рис. 46-2. Груминг у обезьян выполняет не только свое прямое назначение, но и позволяет устанавливать иерархию внутри стаи.
Зоосоциальные потребности лежат в основе стремления взаимодействовать с другими особями своего биологического вида, задают правила такого взаимодействия. С ними связаны программы:
· полового поведения (напомним о важности для их запуска и реализации гормонального фона);
· детско-родительских отношений (реакции матери, направленные на детеныша, и реакции детеныша, направленные на мать[2]);
· территориального поведения (занять и удерживать гнездовой либо охотничий участок; такой участок может быть индивидуальным, семейным либо – у обезьян – принадлежащим всей стае);
· иерархического поведения в стае (стремление к лидерству либо, напротив, к подчинению вожаку);
· сопереживания (переноса «на себя» эмоций, испытываемых другой особью – как негативных, так и позитивных; в психологии обозначается как «эмпатия»).
Рис. 46-3. Пример материнско-детского взаимодействия у львов: мать переносит детеныша, который при этом принимает особую позу покорности.
Потребности, связанные с саморазвитием, как писал П.В. Симонов, «направлены в будущее». В момент реализации смысл соответствующих им поведенческих реакций не всегда очевиден, но обязательно обнаружится через некоторое время. Перечислим основные типы программ саморазвития:
· исследовательское поведение (направлено на сбор новой информации; наиболее простой вариант – ориентировочный рефлекс);
· подражательное поведение (подражание соседу, родителю, вожаку; поведение «делай как …»);
· «рефлексы свободы», направленные на преодоление ограничений в свободе передвижений (оборвать привязь, выбраться из клетки и др.);
· игровое поведение (тренировка двигательных навыков; наиболее активно проявляется у детенышей).
Рис. 46-4. Игровое поведение позволяет котятам подготовиться к взрослой жизни.
Анализируя свои собственные реакции на различные стимулы и жизненные ситуации, вы легко найдете примеры реализации всех перечисленных поведенческих программ; они многократно отражены в литературных произведениях, кинофильмах и т.п.
В некоторых случаях для удовлетворения потребности достаточно выполнить простой, одиночный рефлекс (например, отдернуть руку от источника боли). Но зачастую требуется осуществление цепи рефлексов, причем результат очередной рефлекторной реакции будет запускать следующее «звено». В таком случае говорят об инстинктах.
Повторное выполнение как одиночных рефлекторных актов, так и цепных инстинктивных действий будет вести к их совершенствованию в результате процессов обучения (об этом – в § 47).
Темпераменты, акцентуации и одаренность.
Удовлетворяя или не удовлетворяя любую потребность из приведенного выше списка, мы испытываем эмоции. Однако яркость этих эмоций очень индивидуальна. Кому-то наибольшее удовольствие доставляет новая информация, кому-то – лидерство в коллективе; мать способна пожертвовать жизнь ради ребенка, патриот – ради своей страны и т.д. В чем тут дело?
Оказывается, не только набор биологических потребностей, но и их субъективная значимость для каждого из нас генетически задана. Разные люди характеризуются разным уровнем любопытства, агрессивности, эмпатии и т.д.
Подобного рода врожденный набор свойств психической деятельности, основанный на значимости различных биологических потребностей, называют темпераментом. Гены влияют на темперамент не прямо, а через активность в нашем мозге тех или иных медиаторов, гормональные факторы и т.п. Так, избыток в ЦНС норадреналина повышает агрессивность, а избыток дофамина – стремление к новой информации; пролактин связан с родительским поведением и т.д.
Итак, как правило, для человека одни биологические потребности значимее, чем другие. Психологи в таком случае говорят об акцентуациях, ярких чертах личности; физиологи – о доминанте. Важно то, что удовлетворяя наиболее значимые потребности, мы испытываем мощные положительные эмоции. Это направляет дальнейшие усилия человека «в то же русло», делает нас более целеустремленными, сконцентрированными на определенной цели.
Активно, ярко функционирующие центры биологических потребностей[3] играют роль важнейшего источника нервной энергии для всех психических процессов, позволяют раскрыться изначально присущей человеку одаренности – склонности к определенным видам деятельности. Задача как педагогов, так и психологов состоит в том, чтобы помочь учащемуся отыскать этот источник. Изучая разные предметы и дисциплины, участвуя в различных видах деятельности, молодой человек получает шанс «найти себя». Пойдя же на поводу обстоятельств, например, при выборе профессии, вы рискуете остаться в будущем без важнейшего источника положительных эмоций. В этом случае возможна, впрочем, компенсация в других сферах (семья, хобби, спорт).
Есть и оборотная сторона медали. Избыточная акцентуация порою ведет к нарушениям психической деятельности. В этом случае субъект перестает обращать должное внимание на информацию из внешней среды, стремится к удовлетворению потребности «любой ценой». В тяжелых ситуациях подобная деформация личности может перерастать в психозы, опасные как для самого больного, так и для его окружения. Один из способов лечения психозов – применение препаратов, подавляющих активность дофамина и норадреналина в головном мозге.
Еще одна опасность заключена в приеме наркотических препаратов. Наиболее опасные из них (морфин, героин, кокаин, амфетамины) воздействуют на ЦНС таким образом, что создают иллюзию удовлетворения биологических потребностей. В результате человек ощущает положительные эмоции, эйфорию, ничего реально не совершив. Повторный (а иногда – и однократный) прием наркотических соединений серьезно нарушает работу многих центров среднего мозга, гипоталамуса, базальных ганглиев. Как правило, формируется зависимость от наркотика – состояние, когда прекращение его приема ведет к всплеску отрицательных эмоций, глубокой депрессии и даже болевым ощущениям.
[1] Само понятие «психика», по мнению философов и психологов, подразумевает, прежде всего, субъективное отражение человеком окружающей действительности. Суть психики – в многообразных информационных процессах, характерных для нашего мозга. Они конкурируют, взаимодействуют, ведут к принятию определенных решений, а в итоге – к запуску поведения, то есть активных реакций, направленных в окружающий мир.
[2] Например, стремление к контакту с матерью, использование ее как «островка безопасности» при обследовании новой территории и др.
[3] Прежде всего, связанные с исследовательским поведением и стремлением к лидерству.