Дидактические материалы к лабораторным занятиям

Литература

1. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Практическая психология образования. - М.: Творческий центр «Сфера», 1997.

3. Вачков И.В. Методика преподавания психологии. – М., 2007.

4. Попова М.В. Психология, как учебный предмет в школе. – М. 2000

5. Дубровина И.В. О преподавании психологии в школе // Вопросы психологии. № 2005.№ 6, C. 46-54

6. Преподавание психологии в школе: учебно-методическое пособие III-IX классы / под ред. И.В. Дубровиной. – М.2003

7. Самоукина Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М., 1997.

Лабораторная работа № 3-5 (6 часов)

Тема: «Тематический план и содержание курса «Психология»

в средней школе»

Цель:изучение теоретического материала по теме, отработка навыков разработки тематического плана по курсу «Психология» для учащихся начального, среднего и старшего звена школы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:

1. Тематический план, как проект развития психологической культуры школьника.

2. Особенности преподавания психологии в начальном, среднем и старшем звене средней школы.

3. Поурочные планы учебного курса «Психология» для учащихся 3-11 классов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Обсуждение теоретических вопросов.

2. Знакомство со структурой и содержанием тематических планов курса «Психология» в школе для различных параллелей.

3. Знакомство с поурочными планами учебного курса «Психология» для учащихся 3-11 классов.

Внеаудиторное задание:разработать тематический и поурочный план содержания курса «Психология» для учащихся одного из звеньев школы и защитить на занятии.

Литература:

1. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Программа и поурочные планы учебного курса «Психология» для учащихся 3-11 классов // Психология и школа. 2008, № 2. С. 121-135

2. Психология: учебное пособие для начальной школы. / Под ред. И.В. Дубровиной. -М., 1998.

3. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. Москва: Владос, 2000.

4. Дмитриева Н.В. Опыт изучения психологии в десятых профильных педагогических классах по новому учебнику Р.С. Немова «Психология» // Психолог в высшей школе. 1999, №1. С. 48-51.

Лабораторная работа № 6-12 (12 часов)

Тема: «Урок психологии в школе»

Цель:Отработка навыков по составлению плана и конспекта урока психологии в школе и проведению урока психологии в школе.

Задание:выбрать тему из составленного вами тематического и поурочного плана и проработать ее в соответствии с предложенной последовательностью действий.

1. Название темы урока.

2. Цель изучения темы.

3. Основные понятия

4. Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока

3. Работа с учебником

4. Изучение нового материала

5. Закрепление пройденного материала

6.Итог урока

7. Домашнее задание

8. Оценка деятельности

В зависимости от используемого метода преподавания и вида урока структура урока может быть иной

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Организация деятельности учащихся

4. Анализ деятельности с использованием проблемных вопросов

5. Введение основного понятия

6. Закрепление пройденного материала

7.Итог урока

8. Домашнее задание

9. Оценка деятельности

Дополнительное задание: Проанализировать предложенные уроки в журнале // Психология и школа 2008, № 2 С. 103-120. Указать типы уроков, методы преподавания, которые были реализованы в разработанных уроках. Проанализировать виды учебных задач по Д. Толлингеровой, В.Я. Ляудис, провести процедуру таксации, посчитать индекс вариабельности, и определить на основе данной информации цель урока по результатам таксации.

ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Студенты предварительно готовят методическую разработку занятия (урока) на любую тему из курса «Психология» и проводят его на занятии. Остальные участники ведут подробный протокол хода занятия и поведенческих проявлений его участников (см. бланк протокола занятия и Приложение 1), наблюдают за ходом (этапами) занятия, фиксируют наблюдаемые в ходе занятия действия преподавателя (практиканта) и студентов (учащихся), обрабатывают и готовят материалы наблюдения к анализу посещенного занятия.

2. К следующему занятию студенты готовят развернутый анализ (в письменном виде) посещенного занятия. Проводится анализ и интерпретация организационных, структурных и содержательных компонентов занятия; анализируются и интерпретируются выявленные поведенческие проявления преподавателя (практиканта) и студентов (учащихся). Студенты обсуждают результаты анализа посещенного занятия, оценивают и дают рекомендации по организации, структуре и содержанию занятия.

Студентам, присутствующим на занятиях (уроках), рекомендуется вести протокол на отдельных листах (лучше – альбомной ориентации). В протоколе фиксируются («фотографируются») наблюдаемые в ходе занятия (урока) все факты, касающиеся деятельности преподавателя (или студента-практиканта) и учащихся. В особую графу – "Примечание" – заносятся комментарии и интерпретации происходящего на уроке события. Оформление протокола может быть следующим:

Бланк протокола занятия (урока)

Действия преподавателя Действия студентов (учащихся) Комментарии и интерпретации происходящего события
     

Литература:

  1. Вачков И.В. Методика преподавания психологии. – М.:Ось-89, 2008. – 208 с.
  2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии – СПб: Питер, 2007. – 250 с.

3. // Психология и школа. 2008, №2

4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. -М,., 2002.

  1. Попова М.В. Психология, как учебный предмет в школе. – М. 2000
  2. Дубровина И.В. О преподавании психологии в школе // Вопросы психологии. № 2005.№ 6, C. 46-54
  3. Преподавание психологии в школе: учебно-методическое пособие III-IX классы / под ред. И.В. Дубровиной. – М.2003

8. Самоукина Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М., 1997

Лабораторная работа № 13-16 (8 часов)

Тема: «Популярная лекция по психологии в школе»

Цель:Отработка навыков по составлению плана, конспекта и проведения популярной лекции по психологии в школе.

Вопросы для обсуждения:

1. Специфика организации и проведения популярной лекции по психологии.

2. Особенности организации лекции для родителей учащихся школы, учителей и учеников

Задание:подготовить популярную лекцию для родителей учащихся школы, учителей или учеников и провести ее на занятии. Остальные участники ведут подробный протокол хода занятия и поведенческих проявлений его участников (см. бланк протокола занятия), наблюдают за ходом (этапами) занятия, фиксируют наблюдаемые в ходе занятия действия преподавателя (практиканта) и студентов (учащихся), обрабатывают и готовят материалы наблюдения к анализу посещенного занятия.

3. К следующему занятию студенты готовят развернутый анализ (в письменном виде) посещенного занятия. Проводится анализ и интерпретация организационных, структурных и содержательных компонентов занятия; анализируются и интерпретируются выявленные поведенческие проявления преподавателя (практиканта) и студентов (учащихся). Студенты обсуждают результаты анализа посещенного занятия, оценивают и дают рекомендации по организации, структуре и содержанию занятия.

Рекомендуемая литература:

1. Преподавание психологии в школе: учебно-методическое пособие III-IX классы / под ред. И.В. Дубровиной. – М.2003

2. Самоукина Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М., 1997.

3. Хофф Рон. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презента­ции и с блеском ее провести. М., 2005.

4. Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. Конспекты занятий и дневник практического психолога. –М.1993.

5. Платонов К.К. Занимательная психологи я. – М. 1993.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дидактические материалы к лабораторным занятиям

Наши рекомендации