Дидактические материалы к лабораторным занятиям
Литература
1. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
2. Практическая психология образования. - М.: Творческий центр «Сфера», 1997.
3. Вачков И.В. Методика преподавания психологии. – М., 2007.
4. Попова М.В. Психология, как учебный предмет в школе. – М. 2000
5. Дубровина И.В. О преподавании психологии в школе // Вопросы психологии. № 2005.№ 6, C. 46-54
6. Преподавание психологии в школе: учебно-методическое пособие III-IX классы / под ред. И.В. Дубровиной. – М.2003
7. Самоукина Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М., 1997.
Лабораторная работа № 3-5 (6 часов)
Тема: «Тематический план и содержание курса «Психология»
в средней школе»
Цель:изучение теоретического материала по теме, отработка навыков разработки тематического плана по курсу «Психология» для учащихся начального, среднего и старшего звена школы.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ:
1. Тематический план, как проект развития психологической культуры школьника.
2. Особенности преподавания психологии в начальном, среднем и старшем звене средней школы.
3. Поурочные планы учебного курса «Психология» для учащихся 3-11 классов.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Обсуждение теоретических вопросов.
2. Знакомство со структурой и содержанием тематических планов курса «Психология» в школе для различных параллелей.
3. Знакомство с поурочными планами учебного курса «Психология» для учащихся 3-11 классов.
Внеаудиторное задание:разработать тематический и поурочный план содержания курса «Психология» для учащихся одного из звеньев школы и защитить на занятии.
Литература:
1. Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Программа и поурочные планы учебного курса «Психология» для учащихся 3-11 классов // Психология и школа. 2008, № 2. С. 121-135
2. Психология: учебное пособие для начальной школы. / Под ред. И.В. Дубровиной. -М., 1998.
3. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. Москва: Владос, 2000.
4. Дмитриева Н.В. Опыт изучения психологии в десятых профильных педагогических классах по новому учебнику Р.С. Немова «Психология» // Психолог в высшей школе. 1999, №1. С. 48-51.
Лабораторная работа № 6-12 (12 часов)
Тема: «Урок психологии в школе»
Цель:Отработка навыков по составлению плана и конспекта урока психологии в школе и проведению урока психологии в школе.
Задание:выбрать тему из составленного вами тематического и поурочного плана и проработать ее в соответствии с предложенной последовательностью действий.
1. Название темы урока.
2. Цель изучения темы.
3. Основные понятия
4. Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока
3. Работа с учебником
4. Изучение нового материала
5. Закрепление пройденного материала
6.Итог урока
7. Домашнее задание
8. Оценка деятельности
В зависимости от используемого метода преподавания и вида урока структура урока может быть иной
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Организация деятельности учащихся
4. Анализ деятельности с использованием проблемных вопросов
5. Введение основного понятия
6. Закрепление пройденного материала
7.Итог урока
8. Домашнее задание
9. Оценка деятельности
Дополнительное задание: Проанализировать предложенные уроки в журнале // Психология и школа 2008, № 2 С. 103-120. Указать типы уроков, методы преподавания, которые были реализованы в разработанных уроках. Проанализировать виды учебных задач по Д. Толлингеровой, В.Я. Ляудис, провести процедуру таксации, посчитать индекс вариабельности, и определить на основе данной информации цель урока по результатам таксации.
ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:
1. Студенты предварительно готовят методическую разработку занятия (урока) на любую тему из курса «Психология» и проводят его на занятии. Остальные участники ведут подробный протокол хода занятия и поведенческих проявлений его участников (см. бланк протокола занятия и Приложение 1), наблюдают за ходом (этапами) занятия, фиксируют наблюдаемые в ходе занятия действия преподавателя (практиканта) и студентов (учащихся), обрабатывают и готовят материалы наблюдения к анализу посещенного занятия.
2. К следующему занятию студенты готовят развернутый анализ (в письменном виде) посещенного занятия. Проводится анализ и интерпретация организационных, структурных и содержательных компонентов занятия; анализируются и интерпретируются выявленные поведенческие проявления преподавателя (практиканта) и студентов (учащихся). Студенты обсуждают результаты анализа посещенного занятия, оценивают и дают рекомендации по организации, структуре и содержанию занятия.
Студентам, присутствующим на занятиях (уроках), рекомендуется вести протокол на отдельных листах (лучше – альбомной ориентации). В протоколе фиксируются («фотографируются») наблюдаемые в ходе занятия (урока) все факты, касающиеся деятельности преподавателя (или студента-практиканта) и учащихся. В особую графу – "Примечание" – заносятся комментарии и интерпретации происходящего на уроке события. Оформление протокола может быть следующим:
Бланк протокола занятия (урока)
Действия преподавателя | Действия студентов (учащихся) | Комментарии и интерпретации происходящего события |
Литература:
- Вачков И.В. Методика преподавания психологии. – М.:Ось-89, 2008. – 208 с.
- Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии – СПб: Питер, 2007. – 250 с.
3. // Психология и школа. 2008, №2
4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. -М,., 2002.
- Попова М.В. Психология, как учебный предмет в школе. – М. 2000
- Дубровина И.В. О преподавании психологии в школе // Вопросы психологии. № 2005.№ 6, C. 46-54
- Преподавание психологии в школе: учебно-методическое пособие III-IX классы / под ред. И.В. Дубровиной. – М.2003
8. Самоукина Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М., 1997
Лабораторная работа № 13-16 (8 часов)
Тема: «Популярная лекция по психологии в школе»
Цель:Отработка навыков по составлению плана, конспекта и проведения популярной лекции по психологии в школе.
Вопросы для обсуждения:
1. Специфика организации и проведения популярной лекции по психологии.
2. Особенности организации лекции для родителей учащихся школы, учителей и учеников
Задание:подготовить популярную лекцию для родителей учащихся школы, учителей или учеников и провести ее на занятии. Остальные участники ведут подробный протокол хода занятия и поведенческих проявлений его участников (см. бланк протокола занятия), наблюдают за ходом (этапами) занятия, фиксируют наблюдаемые в ходе занятия действия преподавателя (практиканта) и студентов (учащихся), обрабатывают и готовят материалы наблюдения к анализу посещенного занятия.
3. К следующему занятию студенты готовят развернутый анализ (в письменном виде) посещенного занятия. Проводится анализ и интерпретация организационных, структурных и содержательных компонентов занятия; анализируются и интерпретируются выявленные поведенческие проявления преподавателя (практиканта) и студентов (учащихся). Студенты обсуждают результаты анализа посещенного занятия, оценивают и дают рекомендации по организации, структуре и содержанию занятия.
Рекомендуемая литература:
1. Преподавание психологии в школе: учебно-методическое пособие III-IX классы / под ред. И.В. Дубровиной. – М.2003
2. Самоукина Н.В. Практическая психология в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М., 1997.
3. Хофф Рон. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. М., 2005.
4. Подвойская М.А. Уроки психологии в школе. Конспекты занятий и дневник практического психолога. –М.1993.
5. Платонов К.К. Занимательная психологи я. – М. 1993.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дидактические материалы к лабораторным занятиям