Вопрос Содержательные теории мотивации
Теории мотивации объясняют соотношение между поведением индивида и достигнутыми при этом результатами.
Различают содержательные и процессуальные теории мотивации.
Содержательные теории мотивации определяют потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.
К содержательным теориям мотивации относят:
· Теория потребностей Маслоу;
· Теория ERG Альдерфера; (existence- существование, relatedness - причастность, grows- рост)
· Теория МакКлелланда;
· Двухфакторная модель Герцберга.
Теория потребностей Маслоу:
Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и ростекак личности.
Рис. 2. Иерархия потребностей по Маслоу.
Таблица 1. Методы удовлетворения потребностей высших уровней
Социальные потребности |
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться 2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды 3. Проводите с подчиненными периодические совещания 4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба 5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок |
Потребности в уважения |
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу 2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами 3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты 4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений 5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия 6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице" 7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности |
Потребности в самовыражении |
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал 2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи 3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности |
Модель ERG К. Альдерфера.
Данная модель разработана на основе теории Маслоу, но без ранжирования потребностей. Предложенная им иерархия включает только три категории потребностей:
1. Существование (existence)- потребности, удовлетворяемые такими факторами, как еда, воздух, вода, зарплата и условия работы.
2. Родственность или причастность (relatedness)- потребности, удовлетворяемые значительными общественными и межличностными потребностями.
3. Рост (grows) – потребности, удовлетворяемые личным творческим или производственным вкладом индивида.
По Альдерферу, если усилия по удовлетворению потребности какого-либо уровня вызывают постоянные отрицательные переживания, то человек может вернуться к поведению, удовлетворяющему более конкретные потребности.