Вопрос Содержательные теории мотивации

Теории мотивации объясняют соотношение между поведением индивида и достигнутыми при этом результатами.

Различают содержательные и процессуальные теории мотивации.

Содержательные теории мотивации определяют потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы.

К содержательным теориям мотивации относят:

· Теория потребностей Маслоу;

· Теория ERG Альдерфера; (existence- существование, relatedness - причастность, grows- рост)

· Теория МакКлелланда;

· Двухфакторная модель Герцберга.

Теория потребностей Маслоу:

Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и ростекак личности.

Вопрос Содержательные теории мотивации - student2.ru

Рис. 2. Иерархия потребностей по Маслоу.

Таблица 1. Методы удовлетворения потребностей высших уровней

Социальные потребности
1. Давайте сотрудникам такую работу, которая позволила бы им общаться 2. Создавайте на рабочих местах дух единой команды 3. Проводите с подчиненными периодические совещания 4. Не старайтесь разрушить возникшие неформальные группы, если они не наносят организации реального ущерба 5. Создавайте условия для социальной активности членов организации вне ее рамок
Потребности в уважения
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу 2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами 3. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты 4. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений 5. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия 6. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице" 7. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетентности
Потребности в самовыражении
1. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал 2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи 3. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности

Модель ERG К. Альдерфера.

Данная модель разработана на основе теории Маслоу, но без ранжирования потребностей. Предложенная им иерархия включает только три категории потребностей:

1. Существование (existence)- потребности, удовлетворяемые такими факторами, как еда, воздух, вода, зарплата и условия работы.

2. Родственность или причастность (relatedness)- потребности, удовлетворяемые значительными общественными и межличностными потребностями.

3. Рост (grows) – потребности, удовлетворяемые личным творческим или производственным вкладом индивида.

По Альдерферу, если усилия по удовлетворению потребности какого-либо уровня вызывают постоянные отрицательные переживания, то человек может вернуться к поведению, удовлетворяющему более конкретные потребности.

Наши рекомендации