Тема . Сприйняття і оцінка часу. Сприйняття простору.
Практичеське заняття 15
З експериментальної психології
для студентів 4 курсу спеціальностей «Психологія», «Практична психологія»
Тема . Сприйняття і оцінка часу. Сприйняття простору.
Теоретичні питання
1. Психологія часу.
2. Сприйняття послідовності та тривалості.
3. Види просторів. Розвиток сприйняття простору.
1. Психологія часу.
2. Сприйняття послідовності та тривалості.
3. Види просторів. Розвиток сприйняття простору.
Ход работы
Введение
Один из вариантов методики измерения временных параметров деятельности. Запись наблюдений: свободное словесное описание, стандартный протокол. Задание предлагается для самостоятельного проведения в конце раздела.
Измерение временных параметров деятельности может многое объяснить психологу. Так, только на основе сведений о длительности выполнения разных операций и о том, в какой последовательности они выполняются в течение рабочей смены, мы можем выделить преобладающий тип трудовой нагрузки и дать общую психофизиологическую характеристику системы функций, с помощью которых осуществляется данная трудовая деятельность. Кроме этого, чередование видов занятий во времени является важной составляющей планирования и организации труда. Для многих квалифицированных видов труда функция планирования и распределения занятий во времени не регламентируется достаточно жестко инструкциями. Это составляет обязанность самого работника. К такого рода профессиям можно отнести труд педагога, инженера, конструктора, руководителя трудового коллектива, наладчика сложных машин, автоматов и т.п. Умение планировать свою деятельность во времени – действенный способ предотвращения стрессогенных ситуаций, вызывающих не только снижение эффективности и качества труда, но и ухудшение самочувствия и здоровья. Выделяется два типа перегрузок в работе, приводящих к производственному стрессу:
I) перегрузки, вызванные большой сложностью задания;
2) перегрузки, обусловленные чрезмерно большим объемом работы (несложной по своей сути).
Перегрузки второго рода могут быть вполне устранены при более рациональном планировании работы во времени и распределении задания между несколькими работниками. Д. Карнеги (1976) рекомендует в целях совершенствования труда профессионала проводить обследование его деятельности с целью сопоставления реальных и желаемых условий труда, содержания деятельности. В процессе такого обследования необходимо собрать факты, отражающие существующее положение дел и, в частности, картину распределения занятий работника во времени. Для того, чтобы собрать эти сведения, можно воспользоваться методикой "фотографии рабочего дня".
Методика "фотографии рабочего дня". Наблюдение по этой методике состоит в том, что наблюдатель отмечает в протоколе все виды занятий, фиксирует во времени моменты их смены. Затем составляются "хронограммы" – графические изображения длительности разных видов трудовой активности. В зависимости от цели исследования категории наблюдения могут быть более или менее дробными. "Фотография рабочего дня" может составляться и самим работником, имеющим реальную возможность наблюдать за своим поведением и фиксировать результаты наблюдения во времени.
"Фотография рабочего дня" может быть "сплошной" (если протокол ведется без перерывов в течение всей рабочей смены) и "выборочной" (в случае, если трудовая деятельность носит циклически повторяющийся характер, и для ее характеристики достаточно запротоколировать несколько последовательных циклов).
Сплошное протоколирование используется на начальных стадиях исследования, и его результаты служат сырым материалом, на основе которого в дальнейшем выделяются категории поведения, подлежащие специальному анализу. Процесс наблюдения упрощается, и создается методика наблюдения, в которой фиксируемые во времени виды занятий включаются в соответствующие категории. Примером такого категоризованно- го протокола наблюдения за трудовым поведением человека во времени может быть "хронокарта", разработанная в 20-е годы ХХ в. А.К. Гастевым (I882-I94I), видным деятелем в области советской научной организации труда и управления.
Методика хронокарты и ее использование в изучении утомления студентов. Хронокарта А.К. Гастева применялась многими советскими психофизиологами труда. В частности, профессор К.Х. Кекчеев (1893-1948) с успехом использовал ее в изучении утомления студентов-медиков (1927). Работы К.Х. Кекчеева включали сначала констатацию степени утомления, затем выяснение его причин и разработку мер борьбы с утомлением. О наличии утомления студентов свидетельствовали результаты диагностических психологических и психифизиологических проб, полученные при утренних и вечерних замерах. К концу дня у студентов более чем на 20% в среднем снижалась память и объем внимания, они медленнее реагировали на сигналы. Субъективные высказывания также подтверждали, что студенты значительно уставали к вечеру. Для изучения причин усталости К.Х. Кекчеев считал необходимым рассматривать взаимосвязно труд и быт студентов, характер распределения разных видов их деятельности в течение суток. Таблица I представляет собой пример заполнения хронокарты, при отнесении единиц наблюдения (статей времени, или видов занятий) к категориям поведения, указанным в таблице 2.
Инструкция по заполнению хронокарты: наблюдатель должен записывать ту работу, которую он производит или то состояние, в котором он находится, например, лекции, практические занятия, ходьбу, сон и т.д. Против той или другой статьи времени он заштриховывает клетки, которые соответствуют времени, в течение которого данная статья осуществлялась .
Как видно из приведенного образца хронокарты, точность измерений времени составляет 30 мин, последовательность смены занятий прослеживается по вертикали сверху вниз, а по горизонтали – слева направо. Виды занятий записываются в форме их отнесения к выделенным исследователем категориям.
Каждый обследуемый получает восемь бланков хронокарт. Записи первого дня проверяются исследователем-инструктором. При этом уточняется, насколько правильно обследуемый выполняет инструкцию, что он относит к каждой категории поведения. Оставшиеся семь бланков заполняются им самостоятельно в течение недели. Следует отметить, что в большинстве случаев наблюдатели редко заполняют хронокарты непосредственно после каждой смены занятий, а делается это 2-3 раза в день; тем самым снижается точность записи. Поэтому в инструкции необходимо подчеркнуть желательность заполнения хронокарт без отсрочки.
Ценность хронокарт тем больше, чем больше дней они заполнялись. Недели и дни не похожи друг на друга, в связи с этим К.Х. Кекчеев рекомендовал проводить такие записи три-четыре недели. Но на практике оказалось, что максимальный срок, в течение которого хронокарты заполняются удовлетворительно – неделя.
После анализа хронокарт исследователь обязательно проводит беседу с обследуемыми лицами. Ведь хронокарта заполняется на основе наблюдения за собственным поведением, и здесь возможны субъективные толкования той или иной работы, использование неправильных обозначений и т.п. В беседе также выясняются качественные характеристики зафиксированных событий: условия, при которых протекает работа, характер работы, особенности отдыха и можно ли "отдых" считать действительно отдыхом.
Способы анализа результатов наблюдения с помощью хронокарты. Составление суточного бюджета времени. Бюджет времени представляет собой соотношение времени на разные виды занятий и отдыха, выраженное в часах и минутах, а также в процентах. Это обобщенная характеристика затрат времени по интересующим исследователя категориям. В работе К.Х. Кекчеева такими категориями были: "академическая работа", "общественная работа", "вспомогательная работа" и "отдых". В таблице 2 представлены результаты средне-суточного бюджета времени двух студентов в разной степени загруженных общественной работой.
Таблица 2
Условная литера | Вид занятий | Студент- "общественник" | "Рядовой" студент |
Т(часы и минуты) % | Т(часы и минуты) % | ||
А | Академическая работа | 6ч.10мин 25,8 | 9ч.02мин 37,6 |
Об | Общественная работа | 3ч.30мин 14,4 | 1ч.12мин 5,0 |
В | Вспомогательная работа | 5ч.56мин 24,8 | 4ч.44мин 19,7 |
От | Отдых и сон | 8ч.24мин 35,0 | 9ч.02мин 37,7 |
Но кроме распределения времени по таким крупным разделам, полезно проанализировать последовательность занятий в течение суток, для чего используется недельная хронограмма.
Недельная хронограмма и приемы ее анализа. На рисунке I представлены примеры недельных хронограмм студентки со сравнительно малой академической нагрузкой (А) и студента с большой нагрузкой (Б); из из этих хронограмм видно, что у студента А академическая нагрузка захватывает даже воскресные дни. На хронограмме разным цветом, штриховкой заполняются периоды времени, соответствующие разным категориям поведения в течение каждого дня и всех дней недели. Наглядное компактное изображение последовательности смены занятий и отдыха позволяет выделить редкие и типичные нарушения оптимального их соотношения.
Поскольку К.Х. Кекчеева интересовали причины утомления и возможных предпатологических состояний, то в программе наблюдения и анализе результатов он уделяет особое внимание следующим категориям и их разновидностям: "работа" (академическая, общественная, вспомогательная), "отдых" (сон, подвижный отдых, эмоциональная разрядка, пассивный отдых), прием пищи. Соответственно, в анализе недельной хронограммы обсуждается фактический режим дня, питания, режим труда и отдыха по сравнению с некоторой идеальной нормой, критериями оптимальности. Из сопоставления "нормы" и отклонений от нее в недельных хронограммах обследуемых лиц могут быть разработаны меры по охране здоровья и профилактике переутомления, а такие способы обеспечения высокопродуктивной учебно-трудовой деятельности студентов.
В режиме дня особое внимание следует уделить сну. У лиц, чрезмерно работающих, на хронограммах виллы частые случаи позднего засыпания и раннего вставания, то есть хронически недостаточный сон. Кроме этого, правильный (с гигиенической точки зрения) режим предполагает одно и то же время вставания и засыпания во все дни недели. При обследовании студентов было обнаружено, что время отхода ко сну, во-первых, чрезвычайно колеблется, и во-вторых, часто бывает очень поздним (от 23 часов до 2 часов ночи).
Время приема пищи также желательно соблюдать одно и тоже. Многие студенты, как выяснилось, обедают в разное время (от 11 до 15 часов), а некоторые совсем не обедают.
При длительном несоблюдении режима дня у студентов развиваются вегетативные неврозы, заболевания сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения.
В ходе анализа режима труда и отдыха по хронограмме предлагается обратить внимание на следующие моменты:
1.Если нет периодов отдыха во время работы, значит, она более утомительная, чем работа той же продолжительности, но перемежаемая определенными отдыхами. Крайне нерациональной и чрезвычайно утомительной может быть не только беспрерывная длительная умственная работа, но и слишком частая смена занятий. При среднем числе смены занятий с течение дня - 13 у некоторых студентов (по данным К.Х. Ке- кчеева) занятия меняются 15-16 раз в день. Это мешает серьезной целенаправленной деятельности.
2. Работу в вечерние часы (с 22.00 до 24.00 часов) К.Х. Кекче- ев оценивает как крайне непродуктивную и в количественном, и в качественном отношении. Студенты, работающие поздним вечером и ночью, утром следующего дня не могут хорошо продумывать и усваивать учебный материал.
3. Особенно рекомендуется бороться с перенесением академической и общественной работы на дни отдыха.
4. Отдых должен быть не только пассивным (чтение книг, лежа на кровати), но и подвижным (занятия спортом, движения на открытом воздухе, прогулки за город и т.д.), а также важна и эмоциональная разгрузка (общение с друзьями, посещение кино, театра, художественных выставок и пр.).
5. Если в хронограмме много участков вспомогательной работы, это может означать, по мнению К.Х. Кекчеева, чаще всего бесполезную трату времени. Эти моменты должны привлечь внимание исследователя, ибо здесь возможна рационализация деятельности.
Задачи работы
1. Проанализировать собственную учебную деятельность и быт с целью более рациональной их организации.
2. Освоить методику "фотографии рабочего дня" с использованием хронокарт.
Отработка задания
Отработка задания проводится в два этапа. На первом этапе составляется сплошная "фотография рабочего дня" в течение одних суток. При этом в протоколе записываются достаточно подробно все виды занятий и состояний и их чередование во времени. На основе анализа этого протокола и задачи исследования выделяются категории поведения, которые автор предполагает использовать при анализе материала. Можно взять за основу программу наблюдения , использованную К.Х. Кекчеевым. Допускается и более дробное членение категорий.
Второй этап работы состоит в заполнении хронокарт в течение недели. Полученные материалы обрабатывается, анализируются и описываются в виде отчета.
Отчет должен содержать:
1. Задачи работы.
2. Описание используемого варианта методики наблюдения с указанием выделенных категорий и соответствующих им единиц поведения; формы и способа ведения протокола; способа обработки результатов.
3. Результаты наблюдения: ориентировочную хронокарту, хронокарты основного недельного наблюдения с указанием отнесенности каждого вида занятия к одной из категорий, а также с описанием условий и характера занятий в каждый из дней наблюдения (в приложении к хронокартам).
4. Анализ и обсуждение результатов, а именно: соотнесение длительности и качественной характеристики каждого из видов занятий (единиц поведения) по хронокартам; составление таблицы среднесуточного бюджета времени и недельной хронограммы. Собранные материалы анализируются с точки зрения оценки своего режима дня, режима питания, режима труда и отдыха. В обсуждении важно отметить, как отражает хронограмма стихийно сложившееся распределение занятий во времени, внешнюю регламентацию занятий и сознательное планирование своей деятельности. В заключение могут быть намечены пути оптимизации учебной деятельности, труда и отдыха.
5. Отчет должен включать также обсуждение использованного варианта методики наблюдения, оценку его достоинств и недостатков, возможностей совершенствования подобных методик наблюдения.
Контрольные вопросы
1. Какие формы протоколирования используются в этом задании?
2. В чем состоит методика "фотографии рабочего дня"? Для каких целей она используется?
3. Какие категории поведения включены в программу наблюдения с помощью хронокарты К.Х. Кекчеевым? Как следует заполнять хронокарту?
4. Что такое "недельная хронограмма" и как интерпретировать ее результаты?
Литература
1. Иванова Е.М. Носкова О.Г. Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. – М., 1980, - С. 62 – 63
2. Кекчеев К.Х. исследование утомления у студентов-медиков. – В кн. : Психофизиология труда. – Л., 1927, вып. 2, - с. 5-22.
3. Попов Г.Х. Техника личной работы. – М., 1971, - 61 – 124.
тельной может быть не только беспрерывная длительная умственная работа, но и слишком частая смена занятий. При среднем числе смены занятий с течение дня - 13 у некоторых студентов (по данным К.Х. Кекчеева) занятия меняются 15-16 раз в день. Это мешает серьезной целенаправленной деятельности.
2. Работу в вечерние часы (с 22.00 до 24.00 часов) К.Х. Кекче- ев оценивает как крайне непродуктивную и в количественном, и в качественном отношении. Студенты, работающие поздним вечером и ночью, утром следующего дня не могут хорошо продумывать и усваивать учебный материал. Особенно рекомендуется бороться с перенесением академической и общественной работы на дни отдыха.
3. Отдых должен быть не только пассивным (чтение книг, лежа
на кровати), но и подвижным (занятия спортом, движения на открытом воздухе, прогулки за город и т.д.), а также важна и эмоциональная разгрузка (общение с друзьями, посещение кино, театра, художественных выставок и пр.).
4. Если в хронограмме много участков вспомогательной работы, это может означать, по мнению К.Х. Кекчеева, чаще всего бесполезную трату времени. Эти моменты деляны привлечь внимание ние исследователя, ибо здесь возможна рационализация деятельности.
Задачи работы
1. Проанализировать собственную учебную деятельность и быт с целью более рациональной их организации,
2. Освоить методику "фотографии рабочего дня" с использованием хронокарт.
Отработка задания Отработка задания проводится в два этапа. На первом этапе составляется сплошная "фотография рабочего дня" в течение одних суток. При этом в протоколе записываются достаточно подробно все виды занятий и состояний и их чередование во времени. На основе анализа этого протокола и задачи исследования выделяются категории поведения, которые автор предполагает использовать при анализе материала. Можно взять за основу программу наблюдения , использованную К.Х. Кек- чеевым. Допускается и более дробное членение категорий.
Второй этап работы состоит в заполнении хронокарт в течение недели. Полученные материалы обрабатывается, анализируются и описываются в виде отчета.
Отчет должен содержать:
1. Задачи работы.
2. Описание используемого варианта методики наблюдения с указанием выделенных категорий и соответствующих им единиц поведения; формы и способа ведения протокола; способа обработки результатов.
3. Результаты наблюдения: ориентировочную хронокарту, хронокарты основного недельного наблюдения с указанием отнесенности каждого вида занятия к одной из категорий, а также с описанием условий и характера занятий в каждый из дней наблюдения (в приложении к хронокартам).
4. Анализ и обсуждение результатов, а именно: соотнесение длительности и качественной характеристики каждого из видов занятий (единиц поведения) по хронокартам; составление таблицы среднесуточного бюджета времени и недельной хронограммы. Собранные материалы анализируются с точки зрения оценки своего режима дня, режима питания, режима труда и отдыха. В обсуждении важно отметить, как отражает хронограмма стихийно сложившееся распределение занятий во времени, внешнюю регламентацию занятий и сознательное планирование своей деятельности. В заключение могут быть намечены пути оптимизации учебной деятельности, труда и отдыха.
5. Отчет должен включать также обсуждение использованного варианта методики наблюдения, оценку его достоинств и недостатков, возможностей совершенствования подобных методик наблюдения.
Контрольные вопросы
1. Какие формы протоколирования используются в этом задании?
2. В чем состоит методика "фотографии рабочего дня"? Для каких целей она используется?
3. Какие категории поведения включены в программу наблюдения с помощью хронокарты К.Х. Кекчеевым? Как следует заполнять хронокарту?
4. Что такое "недельная хронограмма" и как интерпретировать ее результаты?
Литература
тельной может быть не только беспрерывная длительная умственная работа, но и слишком частая смена занятий. При среднем числе смены занятий с течение дня - 13 у некоторых студентов (по данным К.Х. Кекчеева) занятия меняются 15-16 раз в день. Это мешает серьезной целенаправленной деятельности.
2. Работу в вечерние часы (с 22.00 до 24.00 часов) К.Х. Кекче- ев оценивает как крайне непродуктивную и в количественном, и в качественном отношении. Студенты, работающие поздним вечером и ночью, утром следующего дня не могут хорошо продумывать и усваивать учебный материал. Особенно рекомендуется бороться с перенесением академической и общественной работы на дни отдыха.
3. Отдых должен быть не только пассивным (чтение книг, лежа
на кровати), но и подвижным (занятия спортом, движения на открытом воздухе, прогулки за город и т.д.), а также важна и эмоциональная разгрузка (общение с друзьями, посещение кино, театра, художественных выставок и пр.).
4. Если в хронограмме много участков вспомогательной работы, это может означать, по мнению К.Х. Кекчеева, чаще всего бесполезную трату времени. Эти моменты дг^лляы привлечь внимание ние исследователя, ибо здесь возможна рационализация деятельности.
Задачи работы
Проанализировать собственную учебную деятельность и быт с целью более рациональной их организации.
Освоить методику "фотографии рабочего дня" с использованием хронокарт.
Отработка задания Отработка задания проводится в два этапа. На первом этапе составляется сплошная "фотография рабочего дня" в течение одних суток. При этом в протоколе записываются достаточно подробно все вины занятий и состояний и их чередование во времени. На основе анализа этого протокола и задачи исследования выделяются категории поведения, которые автор предполагает использовать при анализе материала. Можно взять за основу программу наблюдения , использованную К.Х. Кек- чеевым. Допускается и более дробное членение категорий.
Второй этап работы состоит в заполнении хронокарт в течение недели. Полученные материалы обрабатываются, анализируются и описываются в виде отчета.
Отчет должен содержать:
1. Задачи работы.
2. Описание используемого варианта методики наблюдения с указанием выделенных категорий и соответствующих им единиц поведения; формы и способа ведения протокола; способа обработки результатов.
3. Результаты наблюдения: ориентировочную хронокарту, хронокарты основного недельного наблюдения с указанием отнесенности каждого вида занятия к одной из категорий, а также с описанием условий и характера занятий в каждый из дней наблюдения (в приложении к хронокартам).
4. Анализ и обсуждение результатов, а именно: соотнесение длительности и качественной характеристики каждого из видов занятий (единиц поведения) по хронокартам; составление таблицы среднесуточного бюджета времени и недельной хронограммы. Собранные материалы анализируются с точки зрения оценки своего режима дня, режима питания, режима труда и отдыха. В обсуждении важно отметить, как отражает хронограмма стихийно сложившееся распределение занятий во времени, внешнюю регламентацию занятий и сознательное планирование своей деятельности. В заключение могут быть намечены пути оптимизации учебной деятельности, труда и отдыха.
5. Отчет должен включать также обсуждение использованного варианта методики наблюдения, оценку его достоинств и недостатков, возможностей совершенствования подобных методик наблюдения.
Контрольные вопросы
1. Какие формы протоколирования используются в этом задании?
2. В чем состоит методика "фотографии рабочего дня"? Для каких целей она используется?
3. Какие категории поведения включены в программу наблюдения с помощью хронокарты К.Х. Кекчеевым? Как следует заполнять хронокарту?
4. Что такое "недельная хронограмма" и как интерпретировать ее результаты?
Литература
деятельности. М., 1980, с. 62-63.
К е к ч е в в К.Х. Исследование утомления у студентов-медиков. В кн.: Психофизиология труда. Л., 1927, вып. 2, с. 5-22.
Попов Г.Х. Техника личной работы. Ы., 1971, с. 61-124.
Герзсард Фазнахт Наблюдение и эксперимент ^
До сих пор мы представляли наблюдение как метод отображения реальности. Этот метод принадлежит к тому же самому общему классу научных и каждодневных действий как прикладывание линейки, взвешивание предмета или изменение температуры воздуха. Однако нередко наблюдение представляется полюсом, противоположным эксперименту. Чем больше наблюдатель пытается влиять на данную ситуацию, тем сильнее мы продвигаемся в направлении эксперимента. Мы можем поэтому понимать незаметное, невмешиваицееся наблюдение в поле и строгий контролируемый эксперимент в лаборатории в качестве двух конечных пунктов одного континуума.
В более широком представлении можно было бы сказать, что наблюдению присущи атрибуты неточности, неконтролируемости, неопределенности и двффузности, в то время как в венце научного эксперимента сияют драгоценными камнями точность, связность, строгость и объективность.
Такая поляризация наблюдения и эксперимента основывается, видимо, на том понимании науки, что естественное развитие науки рассматривается как прогресс от наблюдения к эксперименту.
Неприемлемая сторона такой поляризации лежит в действительной кампании против методик и техник в психологии. В них собираются теперь искать виновников, которые ответственны за жалкое положение научной психологии. Избавление связывается с надеждой на "естественный взгляд" со свободным наблюдением, будто оно не является точно таким же методом. Нам кажется чрезвычайно недальновидным, когда теоретические стычки и кампании выдерживаются как методические.
Конечно, существует связь между определенными методами и теоретическими направлениями. Однако эта связь на должна быть несократимой. Антиметодическая установка не должна быть согласована с научной установкой: паролем должно быть не „отсутствие метода', а^глуч- шенные методы"
I) Предлагаемый отрывок из книги швейцарского психолога Г. Фаз- нахта представляет собой выборочный перевод параграфа о ооотввг- ствупцим названием. -о