Тема . Сприйняття і оцінка часу. Сприйняття простору.

Практичеське заняття 15

З експериментальної психології

для студентів 4 курсу спеціальностей «Психологія», «Практична психологія»

Тема . Сприйняття і оцінка часу. Сприйняття простору.

Теоретичні питання

1. Психологія часу.

2. Сприйняття послідовності та тривалості.

3. Види просторів. Розвиток сприйняття простору.

1. Психологія часу.

2. Сприйняття послідовності та тривалості.

3. Види просторів. Розвиток сприйняття простору.

Ход работы

Введение

Один из вариантов методики измерения временных параметров деятельности. Запись наблюдений: свободное словесное описа­ние, стандартный протокол. Задание предлагается для само­стоятельного проведения в конце раздела.

Измерение временных параметров деятельности может многое объяс­нить психологу. Так, только на основе сведений о длительности выпол­нения разных операций и о том, в какой последовательности они выпол­няются в течение рабочей смены, мы можем выделить преобладающий тип трудовой нагрузки и дать общую психофизиологическую характеристику системы функций, с помощью которых осуществляется данная трудовая деятельность. Кроме этого, чередование видов занятий во времени явля­ется важной составляющей планирования и организации труда. Для многих квалифицированных видов труда функция планирования и распределения занятий во времени не регламентируется достаточно жестко инструкция­ми. Это составляет обязанность самого работника. К такого рода про­фессиям можно отнести труд педагога, инженера, конструктора, руково­дителя трудового коллектива, наладчика сложных машин, автоматов и т.п. Умение планировать свою деятельность во времени – действенный способ предотвращения стрессогенных ситуаций, вызывающих не только снижение эффективности и качества труда, но и ухудшение самочувствия и здоровья. Выделяется два типа перегрузок в работе, приводящих к производственному стрессу:

I) перегрузки, вызванные большой слож­ностью задания;

2) перегрузки, обусловленные чрезмерно большим объемом работы (несложной по своей сути).

Перегрузки второго рода могут быть вполне устранены при более рациональном планировании работы во времени и распределении задания между несколькими работни­ками. Д. Карнеги (1976) рекомендует в целях совершенствования труда профессионала проводить обследование его деятельности с целью со­поставления реальных и желаемых условий труда, содержания деятель­ности. В процессе такого обследования необходимо собрать факты, от­ражающие существующее положение дел и, в частности, картину распре­деления занятий работника во времени. Для того, чтобы собрать эти сведения, можно воспользоваться методикой "фотографии рабочего дня".

Методика "фотографии рабочего дня". Наблюдение по этой методике состоит в том, что наблюдатель отмечает в протоколе все виды занятий, фиксирует во времени моменты их смены. Затем составляются "хроно­граммы" – графические изображения длительности разных видов трудовой активности. В зависимости от цели исследования категории наблюдения могут быть более или менее дробными. "Фотография рабочего дня" может составляться и самим работником, имеющим реальную возможность наблю­дать за своим поведением и фиксировать результаты наблюдения во времени.

"Фотография рабочего дня" может быть "сплошной" (если протокол ведется без перерывов в течение всей рабочей смены) и "выборочной" (в случае, если трудовая деятельность носит циклически повторяющийся характер, и для ее характеристики достаточно запротоколировать несколько последовательных циклов).

Сплошное протоколирование используется на начальных стадиях ис­следования, и его результаты служат сырым материалом, на основе ко­торого в дальнейшем выделяются категории поведения, подлежащие спе­циальному анализу. Процесс наблюдения упрощается, и создается мето­дика наблюдения, в которой фиксируемые во времени виды занятий вклю­чаются в соответствующие категории. Примером такого категоризованно- го протокола наблюдения за трудовым поведением человека во времени может быть "хронокарта", разработанная в 20-е годы ХХ в. А.К. Гастевым (I882-I94I), видным деятелем в области советской научной организации труда и управления.

Методика хронокарты и ее использование в изучении утомления сту­дентов. Хронокарта А.К. Гастева применялась многими совет­скими психофизиологами труда. В частности, профессор К.Х. Кекчеев (1893-1948) с успехом использовал ее в изучении утомления студен­тов-медиков (1927). Работы К.Х. Кекчеева включали сначала конста­тацию степени утомления, затем выяснение его причин и разработку мер борьбы с утомлением. О наличии утомления студентов свидетельст­вовали результаты диагностических психологических и психифизиологических проб, полученные при утренних и вечерних замерах. К концу дня у студентов более чем на 20% в среднем снижалась память и объем внимания, они медленнее реагировали на сигналы. Субъективные выс­казывания также подтверждали, что студенты значительно уставали к вечеру. Для изучения причин усталости К.Х. Кекчеев считал необходи­мым рассматривать взаимосвязно труд и быт студентов, характер рас­пределения разных видов их деятельности в течение суток. Таблица I представляет собой пример заполнения хронокарты, при отнесении еди­ниц наблюдения (статей времени, или видов занятий) к категориям по­ведения, указанным в таблице 2.

Инструкция по заполнению хронокарты: наблюдатель должен за­писывать ту работу, которую он производит или то состояние, в кото­ром он находится, например, лекции, практические занятия, ходьбу, сон и т.д. Против той или другой статьи времени он заштриховывает клетки, которые соответствуют времени, в течение которого данная статья осуществлялась .

Как видно из приведенного образца хронокарты, точность измерений времени составляет 30 мин, последовательность смены занятий прос­леживается по вертикали сверху вниз, а по горизонтали – слева напра­во. Виды занятий записываются в форме их отнесения к выделенным ис­следователем категориям.

Каждый обследуемый получает восемь бланков хронокарт. Записи первого дня проверяются исследователем-инструктором. При этом уточ­няется, насколько правильно обследуемый выполняет инструкцию, что он относит к каждой категории поведения. Оставшиеся семь бланков запол­няются им самостоятельно в течение недели. Следует отметить, что в большинстве случаев наблюдатели редко заполняют хронокарты непосред­ственно после каждой смены занятий, а делается это 2-3 раза в день; тем самым снижается точность записи. Поэтому в инструкции необходимо подчеркнуть желательность заполнения хронокарт без отсрочки.

Ценность хронокарт тем больше, чем больше дней они заполнялись. Недели и дни не похожи друг на друга, в связи с этим К.Х. Кекчеев рекомендовал проводить такие записи три-четыре недели. Но на практике оказалось, что максимальный срок, в течение которого хронокарты заполняются удовлетворительно – неделя.

После анализа хронокарт исследователь обязательно проводит бе­седу с обследуемыми лицами. Ведь хронокарта заполняется на основе наблюдения за собственным поведением, и здесь возможны субъективные толкования той или иной работы, использование неправильных обозна­чений и т.п. В беседе также выясняются качественные характеристи­ки зафиксированных событий: условия, при которых протекает работа, характер работы, особенности отдыха и можно ли "отдых" считать действительно отдыхом.

Способы анализа результатов наблюдения с помощью хронокарты. Составление суточного бюджета времени. Бюджет времени представляет собой соотношение времени на разные виды занятий и отдыха, выражен­ное в часах и минутах, а также в процентах. Это обобщенная характе­ристика затрат времени по интересующим исследователя категориям. В работе К.Х. Кекчеева такими категориями были: "академическая работа", "общественная работа", "вспомогательная работа" и "отдых". В таб­лице 2 представлены результаты средне-суточного бюджета времени двух студентов в разной степени загруженных общественной работой.

Таблица 2

Услов­ная литера Вид занятий Студент- "общественник" "Рядовой" студент
Т(часы и минуты) % Т(часы и минуты) %
А Академическая работа 6ч.10мин 25,8 9ч.02мин 37,6
Об Общественная работа 3ч.30мин 14,4 1ч.12мин 5,0
В Вспомогательная работа 5ч.56мин 24,8 4ч.44мин 19,7
От Отдых и сон 8ч.24мин 35,0 9ч.02мин 37,7

Но кроме распределения времени по таким крупным разделам, полез­но проанализировать последовательность занятий в течение суток, для чего используется недельная хронограмма.

Недельная хронограмма и приемы ее анализа. На рисунке I представ­лены примеры недельных хронограмм студентки со сравнительно малой академической нагрузкой (А) и студента с большой нагрузкой (Б); из из этих хронограмм видно, что у студента А академическая нагрузка захватывает даже воскресные дни. На хронограмме разным цветом, штриховкой заполняются периоды времени, соответствующие разным ка­тегориям поведения в течение каждого дня и всех дней недели. Наг­лядное компактное изображение последовательности смены занятий и отдыха позволяет выделить редкие и типичные нарушения оптимального их соотношения.

Тема . Сприйняття і оцінка часу. Сприйняття простору. - student2.ru

Поскольку К.Х. Кекчеева интересовали причины утомления и воз­можных предпатологических состояний, то в программе наблюдения и анализе результатов он уделяет особое внимание следующим категориям и их разновидностям: "работа" (академическая, общественная, вспомо­гательная), "отдых" (сон, подвижный отдых, эмоциональная разрядка, пассивный отдых), прием пищи. Соответственно, в анализе недельной хронограммы обсуждается фактический режим дня, питания, режим труда и отдыха по сравнению с некоторой идеальной нормой, критериями оп­тимальности. Из сопоставления "нормы" и отклонений от нее в недель­ных хронограммах обследуемых лиц могут быть разработаны меры по охране здоровья и профилактике переутомления, а такие способы обес­печения высокопродуктивной учебно-трудовой деятельности студентов.

В режиме дня особое внимание следует уделить сну. У лиц, чрез­мерно работающих, на хронограммах виллы частые случаи позднего за­сыпания и раннего вставания, то есть хронически недостаточный сон. Кроме этого, правильный (с гигиенической точки зрения) режим пред­полагает одно и то же время вставания и засыпания во все дни недели. При обследовании студентов было обнаружено, что время отхода ко сну, во-первых, чрезвычайно колеблется, и во-вторых, часто бывает очень поздним (от 23 часов до 2 часов ночи).

Время приема пищи также желательно соблюдать одно и тоже. Мно­гие студенты, как выяснилось, обедают в разное время (от 11 до 15 часов), а некоторые совсем не обедают.

При длительном несоблюдении режима дня у студентов развиваются вегетативные неврозы, заболевания сердечно-сосудистой системы и ор­ганов пищеварения.

В ходе анализа режима труда и отдыха по хронограмме предлагает­ся обратить внимание на следующие моменты:

1.Если нет периодов отдыха во время работы, значит, она более утомительная, чем работа той же продолжительности, но перемежаемая определенными отдыхами. Крайне нерациональной и чрезвычайно утоми­тельной может быть не только беспрерывная длительная умственная ра­бота, но и слишком частая смена занятий. При среднем числе смены занятий с течение дня - 13 у некоторых студентов (по данным К.Х. Ке- кчеева) занятия меняются 15-16 раз в день. Это мешает серьезной целенаправленной деятельности.

2. Работу в вечерние часы (с 22.00 до 24.00 часов) К.Х. Кекче- ев оценивает как крайне непродуктивную и в количественном, и в ка­чественном отношении. Студенты, работающие поздним вечером и ночью, утром следующего дня не могут хорошо продумывать и усваивать учеб­ный материал.

3. Особенно рекомендуется бороться с перенесением акаде­мической и общественной работы на дни отдыха.

4. Отдых должен быть не только пассивным (чтение книг, лежа на кровати), но и подвижным (занятия спортом, движения на открытом воздухе, прогулки за город и т.д.), а также важна и эмоциональная разгрузка (общение с друзьями, посещение кино, театра, художествен­ных выставок и пр.).

5. Если в хронограмме много участков вспомогательной работы, это может означать, по мнению К.Х. Кекчеева, чаще всего беспо­лезную трату времени. Эти моменты должны привлечь внимание исследователя, ибо здесь возможна рационализация деятельности.

Задачи работы

1. Проанализировать собственную учебную деятельность и быт с целью более рациональной их организации.

2. Освоить методику "фотографии рабочего дня" с использованием хронокарт.

Отработка задания

Отработка задания проводится в два этапа. На первом этапе состав­ляется сплошная "фотография рабочего дня" в течение одних суток. При этом в протоколе записываются достаточно подробно все виды заня­тий и состояний и их чередование во времени. На основе анализа это­го протокола и задачи исследования выделяются категории поведения, которые автор предполагает использовать при анализе материала. Мож­но взять за основу программу наблюдения , использованную К.Х. Кекчеевым. Допускается и более дробное членение категорий.

Второй этап работы состоит в заполнении хронокарт в течение не­дели. Полученные материалы обрабатывается, анализируются и описыва­ются в виде отчета.

Отчет должен содержать:

1. Задачи работы.

2. Описание используемого варианта методики наблюдения с указа­нием выделенных категорий и соответствующих им единиц поведения; формы и способа ведения протокола; способа обработки результатов.

3. Результаты наблюдения: ориентировочную хронокарту, хронокар­ты основного недельного наблюдения с указанием отнесенности каждо­го вида занятия к одной из категорий, а также с описанием условий и характера занятий в каждый из дней наблюдения (в приложении к хронокартам).

4. Анализ и обсуждение результатов, а именно: соотнесение дли­тельности и качественной характеристики каждого из видов занятий (единиц поведения) по хронокартам; составление таблицы среднесуточ­ного бюджета времени и недельной хронограммы. Собранные материалы анализируются с точки зрения оценки своего режима дня, режима пита­ния, режима труда и отдыха. В обсуждении важно отметить, как отра­жает хронограмма стихийно сложившееся распределение занятий во времени, внешнюю регламентацию занятий и сознательное планирование своей деятельности. В заключение могут быть намечены пути оптимиза­ции учебной деятельности, труда и отдыха.

5. Отчет должен включать также обсуждение использованного вари­анта методики наблюдения, оценку его достоинств и недостатков, воз­можностей совершенствования подобных методик наблюдения.

Контрольные вопросы

1. Какие формы протоколирования используются в этом задании?

2. В чем состоит методика "фотографии рабочего дня"? Для каких целей она используется?

3. Какие категории поведения включены в программу наблюдения с помощью хронокарты К.Х. Кекчеевым? Как следует заполнять хронокар­ту?

4. Что такое "недельная хронограмма" и как интерпретировать ее результаты?

Литература

1. Иванова Е.М. Носкова О.Г. Чернышева О.Н. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности. – М., 1980, - С. 62 – 63

2. Кекчеев К.Х. исследование утомления у студентов-медиков. – В кн. : Психофизиология труда. – Л., 1927, вып. 2, - с. 5-22.

3. Попов Г.Х. Техника личной работы. – М., 1971, - 61 – 124.

тельной может быть не только беспрерывная длительная умственная ра­бота, но и слишком частая смена занятий. При среднем числе смены занятий с течение дня - 13 у некоторых студентов (по данным К.Х. Ке­кчеева) занятия меняются 15-16 раз в день. Это мешает серьезной целенаправленной деятельности.

2. Работу в вечерние часы (с 22.00 до 24.00 часов) К.Х. Кекче- ев оценивает как крайне непродуктивную и в количественном, и в ка­чественном отношении. Студенты, работающие поздним вечером и ночью, утром следующего дня не могут хорошо продумывать и усваивать учеб­ный материал. Особенно рекомендуется бороться с перенесением акаде­мической и общественной работы на дни отдыха.

3. Отдых должен быть не только пассивным (чтение книг, лежа

на кровати), но и подвижным (занятия спортом, движения на открытом воздухе, прогулки за город и т.д.), а также важна и эмоциональная разгрузка (общение с друзьями, посещение кино, театра, художествен­ных выставок и пр.).

4. Если в хронограмме много участков вспомогательной работы, это может означать, по мнению К.Х. Кекчеева, чаще всего беспо­лезную трату времени. Эти моменты деляны привлечь внимание ние исследователя, ибо здесь возможна рационализация деятельности.

Задачи работы

1. Проанализировать собственную учебную деятельность и быт с целью более рациональной их организации,

2. Освоить методику "фотографии рабочего дня" с использованием хронокарт.

Отработка задания Отработка задания проводится в два этапа. На первом этапе состав­ляется сплошная "фотография рабочего дня" в течение одних суток. При этом в протоколе записываются достаточно подробно все виды заня­тий и состояний и их чередование во времени. На основе анализа это­го протокола и задачи исследования выделяются категории поведения, которые автор предполагает использовать при анализе материала. Мож­но взять за основу программу наблюдения , использованную К.Х. Кек- чеевым. Допускается и более дробное членение категорий.

Второй этап работы состоит в заполнении хронокарт в течение не­дели. Полученные материалы обрабатывается, анализируются и описыва­ются в виде отчета.

Отчет должен содержать:

1. Задачи работы.

2. Описание используемого варианта методики наблюдения с указа­нием выделенных категорий и соответствующих им единиц поведения; формы и способа ведения протокола; способа обработки результатов.

3. Результаты наблюдения: ориентировочную хронокарту, хронокар­ты основного недельного наблюдения с указанием отнесенности каждо­го вида занятия к одной из категорий, а также с описанием условий и характера занятий в каждый из дней наблюдения (в приложении к хронокартам).

4. Анализ и обсуждение результатов, а именно: соотнесение дли­тельности и качественной характеристики каждого из видов занятий (единиц поведения) по хронокартам; составление таблицы среднесуточ­ного бюджета времени и недельной хронограммы. Собранные материалы анализируются с точки зрения оценки своего режима дня, режима пита­ния, режима труда и отдыха. В обсуждении важно отметить, как отра­жает хронограмма стихийно сложившееся распределение занятий во времени, внешнюю регламентацию занятий и сознательное планирование своей деятельности. В заключение могут быть намечены пути оптимиза­ции учебной деятельности, труда и отдыха.

5. Отчет должен включать также обсуждение использованного вари­анта методики наблюдения, оценку его достоинств и недостатков, воз­можностей совершенствования подобных методик наблюдения.

Контрольные вопросы

1. Какие формы протоколирования используются в этом задании?

2. В чем состоит методика "фотографии рабочего дня"? Для каких целей она используется?

3. Какие категории поведения включены в программу наблюдения с помощью хронокарты К.Х. Кекчеевым? Как следует заполнять хронокар­ту?

4. Что такое "недельная хронограмма" и как интерпретировать ее результаты?

Литература

тельной может быть не только беспрерывная длительная умственная ра­бота, но и слишком частая смена занятий. При среднем числе смены занятий с течение дня - 13 у некоторых студентов (по данным К.Х. Ке­кчеева) занятия меняются 15-16 раз в день. Это мешает серьезной целенаправленной деятельности.

2. Работу в вечерние часы (с 22.00 до 24.00 часов) К.Х. Кекче- ев оценивает как крайне непродуктивную и в количественном, и в ка­чественном отношении. Студенты, работающие поздним вечером и ночью, утром следующего дня не могут хорошо продумывать и усваивать учеб­ный материал. Особенно рекомендуется бороться с перенесением акаде­мической и общественной работы на дни отдыха.

3. Отдых должен быть не только пассивным (чтение книг, лежа

на кровати), но и подвижным (занятия спортом, движения на открытом воздухе, прогулки за город и т.д.), а также важна и эмоциональная разгрузка (общение с друзьями, посещение кино, театра, художествен­ных выставок и пр.).

4. Если в хронограмме много участков вспомогательной работы, это может означать, по мнению К.Х. Кекчеева, чаще всего беспо­лезную трату времени. Эти моменты дг^лляы привлечь внимание ние исследователя, ибо здесь возможна рационализация деятельности.

Задачи работы

Проанализировать собственную учебную деятельность и быт с целью более рациональной их организации.

Освоить методику "фотографии рабочего дня" с использованием хронокарт.

Отработка задания Отработка задания проводится в два этапа. На первом этапе состав­ляется сплошная "фотография рабочего дня" в течение одних суток. При этом в протоколе записываются достаточно подробно все вины заня­тий и состояний и их чередование во времени. На основе анализа это­го протокола и задачи исследования выделяются категории поведения, которые автор предполагает использовать при анализе материала. Мож­но взять за основу программу наблюдения , использованную К.Х. Кек- чеевым. Допускается и более дробное членение категорий.

Второй этап работы состоит в заполнении хронокарт в течение не­дели. Полученные материалы обрабатываются, анализируются и описыва­ются в виде отчета.

Отчет должен содержать:

1. Задачи работы.

2. Описание используемого варианта методики наблюдения с указа­нием выделенных категорий и соответствующих им единиц поведения; формы и способа ведения протокола; способа обработки результатов.

3. Результаты наблюдения: ориентировочную хронокарту, хронокар­ты основного недельного наблюдения с указанием отнесенности каждо­го вида занятия к одной из категорий, а также с описанием условий и характера занятий в каждый из дней наблюдения (в приложении к хронокартам).

4. Анализ и обсуждение результатов, а именно: соотнесение дли­тельности и качественной характеристики каждого из видов занятий (единиц поведения) по хронокартам; составление таблицы среднесуточ­ного бюджета времени и недельной хронограммы. Собранные материалы анализируются с точки зрения оценки своего режима дня, режима пита­ния, режима труда и отдыха. В обсуждении важно отметить, как отра­жает хронограмма стихийно сложившееся распределение занятий во времени, внешнюю регламентацию занятий и сознательное планирование своей деятельности. В заключение могут быть намечены пути оптимиза­ции учебной деятельности, труда и отдыха.

5. Отчет должен включать также обсуждение использованного вари­анта методики наблюдения, оценку его достоинств и недостатков, воз­можностей совершенствования подобных методик наблюдения.

Контрольные вопросы

1. Какие формы протоколирования используются в этом задании?

2. В чем состоит методика "фотографии рабочего дня"? Для каких целей она используется?

3. Какие категории поведения включены в программу наблюдения с помощью хронокарты К.Х. Кекчеевым? Как следует заполнять хронокар­ту?

4. Что такое "недельная хронограмма" и как интерпретировать ее результаты?

Литература

деятельности. М., 1980, с. 62-63.

К е к ч е в в К.Х. Исследование утомления у студентов-медиков. В кн.: Психофизиология труда. Л., 1927, вып. 2, с. 5-22.

Попов Г.Х. Техника личной работы. Ы., 1971, с. 61-124.

Герзсард Фазнахт Наблюдение и эксперимент ^

До сих пор мы представляли наблюдение как метод отображения реальности. Этот метод принадлежит к тому же самому общему классу научных и каждодневных действий как прикладывание линейки, взвеши­вание предмета или изменение температуры воздуха. Однако нередко наблюдение представляется полюсом, противоположным эксперименту. Чем больше наблюдатель пытается влиять на данную ситуацию, тем сильнее мы продвигаемся в направлении эксперимента. Мы можем поэто­му понимать незаметное, невмешиваицееся наблюдение в поле и строгий контролируемый эксперимент в лаборатории в качестве двух конечных пунктов одного континуума.

В более широком представлении можно было бы сказать, что наблю­дению присущи атрибуты неточности, неконтролируемости, неопределен­ности и двффузности, в то время как в венце научного эксперимента сияют драгоценными камнями точность, связность, строгость и объек­тивность.

Такая поляризация наблюдения и эксперимента основывается, види­мо, на том понимании науки, что естественное развитие науки рассмат­ривается как прогресс от наблюдения к эксперименту.

Неприемлемая сторона такой поляризации лежит в действительной кампании против методик и техник в психологии. В них собираются теперь искать виновников, которые ответственны за жалкое положение научной психологии. Избавление связывается с надеждой на "естествен­ный взгляд" со свободным наблюдением, будто оно не является точно таким же методом. Нам кажется чрезвычайно недальновидным, когда тео­ретические стычки и кампании выдерживаются как методические.

Конечно, существует связь между определенными методами и теоре­тическими направлениями. Однако эта связь на должна быть несократи­мой. Антиметодическая установка не должна быть согласована с науч­ной установкой: паролем должно быть не „отсутствие метода', а^глуч- шенные методы"

I) Предлагаемый отрывок из книги швейцарского психолога Г. Фаз- нахта представляет собой выборочный перевод параграфа о ооотввг- ствупцим названием. -о

Наши рекомендации