Кодекс консультантов по подбору персонала
(фрагмент)
Работа в сфере управления Компании, как любой другой социальный вид деятельности, требует от всех участников процесса осознания высокой моральной ответственности.
Группа кадрового консалтинга принимает на себя обязательства придерживаться в работе следующих профессиональных и этических принципов и норм, известных как "Кодекс консультантов по подбору персонала":
1. С уважением относиться к заказчикам, соискателям и коллегам.
2. Не предпринимать действий, в результате которых может пострадать профессиональная репутация коллег.
3.Постоянно совершенствовать свои знания и профессиональные навыки, в том числе путем обмена опытом со своими коллегами.
4. Не заниматься целенаправленным переманиванием от одного заказчика к другому ранее устроенных соискателей, а также других сотрудников компаний - заказчиков, имена которых были раскрыты заказчиком в ходе выполнения предыдущих заказов, в течение срока действия «статуса неприкосновенности».
5. Не работать с заказчиками и соискателями, чья деятельность не укладывается в рамки этических норм, принятых в демократическом обществе.
6. Обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой от заказчиков и соискателей, не допускать разглашения информации, которая может причинять вред заказчику или соискателю.
7. Сохранять анонимность заказчика и соискателя до тех пор, пока от них не будет получено разрешение на разглашение соответствующей информации.
8. При поиске и отборе соискателей не допускать дискриминацию по половым, расовым, национальным, религиозным, возрастным или политическим признакам и руководствоваться исключительно профессиональными и личностными требованиями заказчика.
9. Придерживаться принципов независимости и объективности при оценке соискателей.
10. Не применять никаких специальных методов оценки и обследования соискателей, не получив на то их согласия.
11. Не совершать действия, которые могут нанести вред соискателям, в том числе, и на их нынешней работе.
Бизнес с человеческим лицом
Международный бизнес ведет свои дела под воздействием самых различных культур и жизненных философий, соединяя посредством сделок великое множество групп, обладающих своими собственными целями и действующих согласно своим собственным установкам. Ключевым механизмом таких связей являются контрактные обязательства. Контракты бывают двух родов: документированные и недокументированные. Документированные контракты могут защищаться юридическими способами, в то время как соблюдение недокументированных соглашений зависит только от моральных принципов партнеров.
Бизнес можно рассматривать как систему контрактных обязательств, выполнение которых повышает статус и благосостояние заключающих их сторон. Это так называемая модель «взаимного выигрыша».
Этический механизм соблюдения контрактов требует для своей работы:
1. Верности общепринятому кодексу поведения.
2. Понимания того, что верность взятым на себя обязательствам наилучшим образом обеспечивает долговременные интересы каждого предпринимателя.
3. Усвоения принципа справедливости.
Выполнение деловых соглашений немыслимо без соблюдения хотя бы одного из этих условий.
По мере ускорения динамики международной торговли честность и верность своим принципам и обязательствам будут делаться все более важными факторами во взаимоотношениях между людьми и фирмами, в каких бы странах и культурах они ни действовали. Оптимальные деловые решения будут учитывать не только издержки и прибыли, но и многие другие факторы, включая заботливую любовь, справедливость и уважение к человеческой личности.
Рыночное поведение
|
Рыночный тип поведения полностью ориентирован на предпринимательство. Предпринимательский тип личности определяется наличием у нее более гибкой структуры ценностных ориентаций.
Современный рынок требует от людей высокой экономической активности, понимания того, что рынок представляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям.
Стержневой особенностью рыночной деятельности является умение рисковать.
Что значит предприниматель? Новый словарь Вебстерского университета трактует слово «предприниматель» следующим образом: «человек, который организовывает, управляет и принимает на себя риск за инициативу в деловом предприятии». Под это простое, но широкое определение может попасть любой, кто управляет малым, средним и большим бизнесом. Таким человеком может быть владелец частного предприятия или бизнесмен, работающий совместно с партнерами. Отличают предпринимателей и личностные качества, присущие только им.
Есть ли различия между бизнесменом и предпринимателем? В отечественной науке и практике эти слова долго употреблялись как синонимы. В западной специальной литературе при всей схожести этих понятий отмечают и различия. Все предприниматели, по утверждению президента Института бизнеса им. Джеферсона (США) М.Штоддарта, являются бизнесменами, но не все бизнесмены могут быть предпринимателями. Бизнесмен отличается от предпринимателя тем, что он обычно озадачен сегодняшними проблемами бизнеса, предприниматель же работает больше на перспективу, чем на сегодняшний день.
Предприниматель – это бизнесмен, деятельность которого ориентирована на внедрение в практику новых идей, организацию новых предприятий, производство новых товаров и предложение новых видов услуг. Бизнесмен же может годами заниматься рутинным (шаблонным) делом, не стремясь к нововведениям. Это может быть ремесленник, продавец и др.
Должен ли предприниматель быть собственником? Не обязательно. На предприятиях, являющихся акционерной или государственной собственностью, работает немало предпринимателей, которых называют менеджерами. Внедряя нововведения в производство, они добиваются увеличения доходов фирм. Предприниматель – собственник отличается от предпринимателя – менеджера тем, что первый более свободен в принятии решений, второму же приходится считаться с мнением владельца предприятия или фирмы.
Однако и тем и другим, помимо профессиональных знаний о бизнесе, нужна целеустремленность, которая предполагает не только постановку целей и задач, но и упорство, и волю в их реализации. Предпринимателю необходимы такие личные качества, как чувство нового, умение увидеть в новой идее и проекте перспективу и способы их реализации, наличие интуиции, которая обычно приобретается с опытом.
Успех бизнеса в значительной степени зависит от правильно подобранной команды. Для этого предпринимателю необходимо уметь распознавать в людях профессиональные и личностные качества.
Делового человека распознают не по его словам, а по его делам. А это значит, что у делового человека слова не расходятся с делом. Требование честности и порядочности в бизнесе вытекает из его природы. Жизнь убеждает современных предпринимателей, что прочное и долговременное, а не сиюминутное процветание бизнеса возможно лишь при соблюдении этических норм, сформировавшихся в ходе эволюции общества. Деловой успех предпринимателя зависит от степени доверия, которым пользуется человек в кругу своих партнеров по бизнесу. Если индивид лишен кредита доверия у окружающих, то успеха в рыночном обществе ему не видать.
Структура рыночной занятости создает свои особые предпосылки экономического поведения разных групп в социальном обществе. Через рыночные формы деятельности субъектом реализуется способность соотносить свой образ мышления, свои знания и установки с реальной хозяйственной практикой решения социально-экономических задач. Полнота реализации субъектом своих сущностных характеристик и личностных измерений свидетельствует как о мере его включенности в рыночную практику, так и о его реальных возможностях осуществить свои планы в рыночных условиях.
Деятельность в рыночную эпоху основывается на межличностном общении. Значит, способности, которые личность должна развивать в себе, – это способности общения, коммуникабельность. Все это вместе взятое формирует коммуникативную компетентность.
В рыночном типе поведения коммуникативная компетентность является важной составной частью понятия профессионализма.
Вопросы для обсуждения
1. Этические принципы в способе жизни деловых людей.
2. Бизнес с человеческим лицом.
3. Особенности рыночного поведения.
4. Преимущества этического бизнеса.
Тематика творческих работ
1. «Круглый стол» на тему: «Бизнес с человеческим лицом, или почему выгодно быть честным».
2. Дискуссия на тему: «Совместима ли конкуренция с этическими нормами?».
3. Интерактивная презентация проблемы «Корпоративной кодекс моей будущей фирмы».
4. Семинар-тренинг «Корпоративная этика как главная ценность компании».
ГЛАВА 3
МАНИПУЛЯТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: