Описание методов оказания психологической помощи семье Барановых
Исходя из данных, полученных во время проведения диагностики, была составлена и осуществлена на практике коррекционные занятия с семьёй.
Цель коррекционных занятий: научение ребёнка системе управления своим агрессивным поведением, ослабление негативных эмоций, поиск альтернативных способов удовлетворения собственных потребностей.
Задачи:
· обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;
· обучение способам конструктивного выражения агрессии;
· формирование позитивных эмоций.
Всего было проведено несколько занятий по 30 – 35 минут каждое. Все занятия состояли из трех частей: вводная часть, основная, заключительная. Во вводную часть были включены физические упражнения, цель которых – поднять мышечный тонус, эмоциональное состояние. Содержание основной части предполагало знакомство с теоретическим материалом, игры и упражнения. Заключительная часть – релаксация.
Тематика занятий:
Занятия № 1. Знакомство с эмоциями.
Цель: познакомить с эмоциями, рассмотреть, как они проявляются. Провести дифференциацию эмоций (негативные и позитивные).
Занятие № 2. Эмоции и наше настроение.
Цель: продолжить знакомство с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами.
Занятие № 3. Мое отношение к эмоциям.
Цель: развитие способности осознания, принятия и выражение собственного отношения к эмоциям.
Занятие № 4. Что такое агрессия?
Цель: ознакомить родителей и ребёнка с понятием агрессия. Научить распознавать собственные агрессивные реакции.
Занятие № 5. Динамика агрессивного поведения.
Цель: продолжать знакомить с понятием агрессия. Рассмотреть динамику агрессивного поведения, как не вербально она проявляется.
Занятие № 6. Комплекс гимнастики «Бэби – йога».
Цель: выработать механизмы саморегуляции у ребёнка, вызвать положительные эмоции, снять мышечное напряжение.
Занятие № 7. Управление агрессией.
Цель: учить понимать, осознавать и принимать свое чувство злости, гнева; знать, как оно проявляется. Обучать конструктивным способам выражения агрессии.
Занятие № 8. Уходи, злость, уходи!
Цель: выбор приемлемых способов поведения разрядки гнева и агрессии, отреагирование негативных эмоций. Снятие мышечных зажимов, способствовать развитию положительных эмоций.
Занятие № 9. Да! Нет!
Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств.
Занятие № 10. Карикатура.
Цель: осознание своих личностных качеств детьми, возможность «посмотреть на себя со стороны». Изменение психосоматического состояния во время агрессивных проявлений.
Занятие № 11. Лепим сказку.
Цель: учим направлять энергию детей в определенный вид деятельности, расслаблять руки. Закрепление навыков совместной деятельности. Изменение психосоматического состояния. Осознание внутренних чувств.
Занятие № 12. Связующая нить.
Цель: формирование чувства близости с другими детьми в детском саду, принятие детьми друг друга такими, какие они есть. Формирование чувства ценности других.
Занятие № 13. Взаимоотношения.
Цель: показать на примере сказочных героев, как агрессивное поведение влияет на других персонажей. Обсудить возможные варианты выхода сказочных героев из конфликтной ситуации.
Занятие № 14. Возьми себя в руки.
Цель: учить детей изменять свое психосоматическое состояние, путем дыхательной гимнастики. Снятие мышечных зажимов. Научение системе управления своим агрессивным поведением.
Занятие № 15. Дыши и думай красиво.
Цель: изменение психосоматического состояния. Умение выражать чувство гнева и злости в движении танца под музыку.
Занятие № 16. Ругаемся овощами.
Цель: выражение негативных эмоций через вербализацию чувств; понимание, осознание и принятие своего чувства гнева. Закреплять знания и навыки, полученные на предыдущих занятиях.
Занятие № 17. Стойкий солдатик.
Цель: закрепление знаний о том, что такое агрессия, и как она проявляется. Рассмотреть и зафиксировать динамику агрессии. Проанализировать умения конструктивно выражать агрессию за пределами занятий.
Занятие № 18. Сломанная кукла.
Цель: учить, не вербально отобразить чувство гнева, нарисовать на бумаге. Закрепление умения конструктивно выражать агрессию.
Занятие № 19. Театр прикосновений.
Цель: закрепление системы управления своей агрессией. Обменяться чувствами и мнениям и о прошедших занятиях. Передать каждому ребенку положительные эмоции через прикосновения.
Список использованной литературы
1. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -М., 2004.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990г.
3. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. - 2000 - № 4.- с. 116-120.
4. Гаспарова Е. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. Издательство «Просвещение»- 1989.- №3.
5. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьёй: учебное пособие.-