Тема 4: Управление организационными коммуникациями - 2 часа
План занятия
1. Типы организационных коммуникаций
2. Современные стандарты/практики управления организационными коммуникациями
3. PR-технологии во внутренних коммуникациях
4. Эффективные коммуникации в бизнесе
Типы организационных коммуникаций: вертикальная (нисходящая и восходящая), горизонтальная, внутренние и внешние их характеристика. Сравнительная характеристика разных видов организационных коммуникаций. Выбор канала информации в зависимости от ситуации. Управленческие действия/виды коммуникации на различных этапах организационного функционирования (прием на работу, введение в должность, на корпоративных мероприятиях, во время обучения и оценки т.д.)
Слухи. Причины возникновения слухов. Типы слухов. Роль слухов в организации, формирование коллективного общественного мнения. Организация корпоративных мероприятии. Формирование репутации руководителя/лидера среди сотрудников.
Принципы повышения эффективности организационных коммуникаций. Исследование и управление организационными коммуникациями. (отправная точка: миссия, философия, ценности). Стратегические цели и планы как реализация миссии. Имидж и репутация организации. Система информирования персонала. Способы совершенствования информационного обмена в организациях. Организационные коммуникационные барьеры и способы их преодоления. Регулирование информационных потоков. Системы обратной связи.
Литература к теме
1. Кривокора Е.И. Деловые коммуникации: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 190с.
2. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. – М.:КНОРУС, 2010. – 256с.
3. Основы теории коммуникации: учеб. пособие/ отв.ред. О.Я. Гойхман. – М.:ИНФРА-М, 2012. – 352с.
4. Основы теории коммуникации: учебник/ под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики,2007. – 615с.
5. Спивак В.А. Организационное поведение. - М.: Юрайт, 2011.
6. Шейн Э.Г. Процесс консалтинга Построение взаимовыгодных отношений «клиент-консультант». - СПб.: Питер, 2008.
Вопросы и задания
1. Поясните, как и в каких ситуациях следующие техники организационных коммуникаций помогут достичь желаемого результата:
- Командные коммуникации. Цель - общие/единые правила, интерес и результат
- Коммуникации /сотрудник-сотрудник/, /сотрудник-руководитель/, / руководитель-руководитель/
- Порядок информационного обмена между подразделениями
- Механизм оповещения (корпоративные СМИ и интранет)
- Механизм регулярного обмена идеями сотрудников
- Техники: мы пишем/переписываемся
- Техники: мы говорим/выступаем
2. Как можно сформировать репутацию руководителя/лидера среди сотрудников?
3. Перечислите основные этапы организационного функционирования и соответствующие им коммуникации.
Тема 5: Этика деловых коммуникаций - 4 часа
План занятия
1. Этика и этикет руководителя.
2. Деловой этикет и внешность руководителя
3. Невербальное поведение руководителя: этикетный аспект
4. Этика вербальных коммуникаций
5. Условности делового этикета
Деловой этикет руководителя как инструмент влияния на подчиненных. Парадоксы делового этикета в процессе руководства. Деловой этикет в эффективном деловом общении руководителя. Деловой этикет как экономическая категория. Смысл и правила делового этикета в работе руководителя. Принципы эффективных коммуникаций в деловом общении с подчиненными. Использование делового этикета в процессе руководства.
Оформление внешности руководителя: этикетный аспект. Оформление внешности руководителя как система знаков. Что в одежде руководителя наиболее информативно. Закономерности делового стиля. Ошибки руководителей-мужчин и руководителей-женщин в оформлении внешности. Требования делового этикета к оформлению внешности руководителя.
О чем говорят невербальные сигналы. «Приличное» поведение и хорошие деловые манеры руководителя. Мимика как важнейший передатчик информации. Жесты и позы, соответствующие деловому этикету.
Пространство общения, зоны и дистанции. Управление отношениями с подчиненными на основе делового этикета. Факторы успеха деловой беседы с подчиненными. Речевой этикет руководителя. Этикетные формулировки отказа. Правила конструктивной критики. Психологически грамотные комплименты. Профилактика и управление конфликтами с помощью делового этикета.
Деловые ситуации, когда этикет не работает. Этикет приветствий и представлений в деловой сфере. Визитные карточки как атрибут деловой коммуникации. Подарки в деловой жизни. Этикет деловой беседы по телефону. Служебный роман. Дружба на работе. Специфика делового общения за деловой едой. Деловой этикет в публичном выступлении. Этикетное поведение на совещании.
Литература к теме
1. Кривокора Е.И. Деловые коммуникации: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 190с.
2. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. – М.:КНОРУС, 2010. – 256с.
3. Основы теории коммуникации: учеб. пособие/ отв.ред. О.Я. Гойхман. – М.:ИНФРА-М, 2012. – 352с.
4. Основы теории коммуникации: учебник/ под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики,2007. – 615с.
5. Донской В.Ф. Деловой этикет для менеджеров: учебное пособие. - Иркутск : Изд-во Иркутского государственного университета, 2008.
Вопросы для обсуждения:
1. Будущий начальник говорит: «Слушаю вас» - при этом пишет (или читает). Начнете ли вы говорить?
2. Какой рукой нужно вручать визитную карточку?
3. Во время деловой беседы принесли чай или кофе. Вы уронили чайную ложку на пол. Вы поднимете ее?
4. Женщина проходит мимо группы знакомых мужчин. Кто здоровается первым?
5. Кто должен первым приветствовать партнера при встрече: начальник (мужчина) или его подчиненная?
6. Является ли обязательным рукопожатие при встрече знакомых мужчин?
7. Влияет ли одежда на деловой успех?
8. Что можно положить в наружный карман пиджака: ручку, карандаш, расческу?
9. Повышает или понижает престиж делового человека перстень на его руке?
10. Какой силуэт мужской одежды престижен: расширяющийся книзу или кверху?
11. Облегчает ли запоминание информации использование шуток при коммуникации с малознакомым собеседником?
12. Какая женская одежда наиболее подходит для работы в офисе ( платье, костюм, блузка с юбкой, брюки)
13. С какого расстояния должна быть заметна косметика на лице деловой женщины? ( среднее, близкое, дальнее)
14. Какие цвета наиболее приемлемы в костюме мужчины для делового приема?
15. Что означает следующий жест партнера по общению: хозяин кабинета во время разговора начинает собирать бумаги на столе?