Данные корреляционного анализа для студентов с высоким уровнем самоактуализации

Структура Интеграль ной индивиду альности АВ ЭГ АГ ПО ПЧ ЗА ДР АЛ ЭР СЭр ПЛ СП т ст эм ЭМ
Время -0,03 0,30 -0,10 0,37 -0,31 -0,49 -0,15 0,04 0,02 0,12 0,33 0,43 0,26 0,48 -0,45 -0,15
Поддержка 0,02 0,01 0,09 -0,10 0,04 0,07 -0,23 0,12 0,11 -0,13 -0,12 -0,10 -0,04 0,04 -0,25 -0,07
Ценности 0,34 -0,01 0,02 -0,18 0,26 0,21 0,28 0,51 0,19 -0,00 0,10 -0,17 0,26 -0,04 0,18 -0,14
Гибкость поведения 0,02 0,22 -0,07 0,28 -0,08 -0,26 -0,02 0,21 -0,03 0,32 0,19 0,25 0,13 0,25 -0,44 -0,06
Сензитнв-ность 0,24 -0,02 0,29 0,14 -0,22 0,06 -0,40 -0,07 0,07 -0,10 0,30 0,06 0,04 0,36 0,11 0,28
Спонтан-ность -0,03 0,31 -0,06 0,16 -0,22 -0,23 -0,13 0,07 0,00 -0,19 0,13 0,01 -0,35 0,11 -0,04 0,25
Самоуваж-ение 0,23 0,04 0,02 0,03 -0,03 -0,11 0,14 0,32 0,03 0,04 0,41 0,12 0,36 0,23 -0,47 -0,51
Самоприня-тие -0,24 0,27 -0,01 0,37 -0,33 -0,44 -0,26 -0,23 -0,22 -0,23 -0,29 0,08 -0,23 -0,15 -0,53 -0,47
Представле-ние о человеке -0,08 -0,16 -0,60 -0,54 0,46 0,25 0,70 0,58 0,33 0,57 0,08 0,00 0,37 0,18 -0,04 0,22
Синергия 0,29 0,11 -0,04 -0,02 0,51 0,32 0,44 0,49 0,15 0,12 -0,10 -0,32 0,10 -0,37 0,29 -0,05
Принятие агрессии 0,07 0,10 0,20 0,20 -0,37 -0,18 -0,46 0,03 0,03 -0,09 0,27 0,09 -0,16 0,41 -0,07 0,20
Контакт-ность 0,04 -0,23 0,07 0,18 -0,01 -0,28 -0,51 -0,25 0,00 -0,54 0,06 -0,17 -0,52 -0,13 0,16 0,25
Познава-тельные потребности 0,01 -0,06 -0,18 -0,26 0,01 -0,30 -0,15 0,05 0,19 0,04 0,25 -0,01 -0,05 0,29 -0,29 0,16
Креатив-ность 0,13 0,10 0,43 0,03 0,01 0,15 -0,17 -0,26 0,22 -0,31 -0,26 0,01 -0,03 -0,33 0,22 -0,26

Примечание: ЭР — эргичность; СЭр — социальная эргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластичность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ — авторитарный; ЭГ — эгоистичный; АГ — агрессивный; ПО — подозрительный; ПЧ — подчиняемый; ЗА — зависимый; ДР — дружелюб­ный; АЛ — альтруистичный; жирным шрифтом обозначены значения показателей коэффициента корреляции при р < 0,05.

2. Значимая положительная корреляция между шкалами ценност­ных ориентации (показатель личностного уровня) и альтруистичности (показатель уровня метаиндивидуальности) (0,5).

Студенты, разделяющие ценности, характерные для самоактуали­зирующихся людей (красота, истина, добро, совершенство, простота, всесторонность, целостность, жизненность, уникальность и другие), проявляют альтруистичность в межличностном общении, то есть они ответственны по отношению к людям, стремятся помочь и сострадать всем, бескорыстны, отзывчивы, у окружающих вызывают доверие, со­гласие.

3. Значимая отрицательная корреляция между шкалой гибкости поведения и шкалой эмоциональности (-0,44).

4. Отрицательная корреляция между шкалой самоуважения и шка­лой эмоциональности (—0,47), а также шкалой социальной эмоцио­нальности (-0,51).

В этой корреляции прослеживается связь свойства личности со свойствами темперамента. Данная зависимость говорит о том, что сту­денты, которые ценят свои достоинства, обладают низкой чувствитель­ностью к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами предметного действия, а также к неудачам в учебе, эмо­ционально сдержаны в коммуникативной сфере, они не зависят от оценки окружающих людей.

5. Между шкалой самопринятия и зависимости (—0,44) и шкалой социальной эмоциональности (—0,47) обнаружена отрицательная кор­реляция.

Иными словами, людям с высокой степенью принятия себя, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков другими, свой­ственны независимость в межличностном общении, уверенность в себе, низкая эмоциональная чувствительность к неудачам в общении и оцен­кам окружающих людей.

6. Значимая корреляция наблюдается со шкалой представления о природе человека и шкалами агрессивности (—0,60) и подозрительно­сти (-0,54) — отрицательная корреляция, а также подчиненности (0,46), дружелюбия (0,70), альтруистичности (0,58) и социальной эр­гичности (0,57) — положительная корреляция.

Показатель личностного уровня (позитивное представление о при­роде человека) имеет многозначную связь с показателями уровня ме­таиндивидуальности. Это говорит о том, что студенты, способные воспринимать природу человека в целом как положительную, «люди в мас­се своей добры» и не считающие дихотомии женственность — муже­ственность, рациональность — эмоциональность и т. д. антагонисти­ческими, неагрессивны, мягки, откровенны, открыты, доверчивы ко всем социальным явлениям и окружающим людям, коммуникабель­ны, способны подчиняться, покорны, склонны уступать всем и во всем, легко смущаются, стремятся найти опору в ком-либо более сильном; дружелюбны по отношению к окружающим. Они ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворять требова­ния всех «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремятся к це­лям микрогруппы; альтруистичны, всегда приносят в жертву свои ин­тересы, стремятся помочь и сострадают всем; бескорыстны и отзывчивы. Для них характерны высокая потребность в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, вовлечен­ность в социальную деятельность.

7. Положительная корреляция между шкалой синергии, шкалой подчиненности (0,51), шкалами дружелюбности (0,44) и альтруистич­ности (0,49). Испытуемым, способным к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное, свойственно подчиняться более сильному без учета ситуации, а также робость, уступчивость, покор­ность, дружелюбие и любезность со всеми, ориентированность на при­нятие и социальное одобрение, альтруистичность, стремление помочь и сострадать всем; навязчивость в своей помощи.

8. Обнаруживается отрицательная корреляция между шкалами при­нятия агрессии и дружелюбия (-0,46).

Высокий балл по шкале принятия агрессии свидетельствует о спо­собности студентов принимать свое раздражение, гнев и агрессив­ность как естественное проявление человеческой природы. Этим ис­пытуемым свойственна склонность к сотрудничеству, кооперации; они гибки и компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях; стремятся быть в согласии с мнением окружающих, со­знательно конформны, следуют условиям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, стремятся помогать, об­щительны.

9. Отрицательная корреляция между шкалой контактности и шка­лами дружелюбия (-0,51), социальной эргичности (-0,54) и темпа (-0,52). Иначе говоря, испытуемым, способным к быстрому установ­лению глубоких контактов с людьми, присущи гибкость и компромиссность при решении проблем, а также в конфликтных ситуациях, стремление быть в согласии с мнением окружающих, сознательная конфор­мность, общительность, низкий темп, медлительность при выполне­нии предметной деятельности.

Таким образом, людям с высоким уровнем самоактуализации свой­ственны следующие качества: независимость, нонконформизм, уверен­ность в себе и требовательность к себе, гиперответственность по отно­шению к людям. Люди с высоким уровнем самоактуализации стремятся помочь всем, они склонны к состраданию, доброжелательны и любез­ны, ориентированы на принятие и социальное одобрение, склонны уступать, критичны по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям, упрямы, упорны, настойчивы и энергичны. Для них характерны потребность в социальных контактах и жажда освое­ния социальных форм деятельности, стремление к лидерству, вовле­ченность в социальную деятельность, легкость переключения в про­цессе общения с одного человека на другого. Им свойственна низкая эмоциональная чувствительность к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатом реального действия, а также к оценкам окружающих людей.

В таблице 12 представлены корреляционные зависимости межуров-невых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с низким уровнем самоактуализации личности. Значимыми являются следующие зависимости:

1. Отрицательная корреляция между шкалой ценностных ориента­ции шкалой подозрительности (—0,45). Положительная корреляция между шкалой ценностных ориентации и шкалами социальной эргич-ности (0,47), пластичности (0,53), социальной пластичности (0,54) и темпа (0,51).

Студенты, отличающиеся низким уровнем самоактуализации, так­же имеют и низкие показатели по шкалам, входящим в самоактуали-зационный тест.

Связь показателя личностного уровня (ценностных ориентации) с показателями психодинамического уровня говорит о том, что не­принятие ценностей самоактуализировавшихся людей связано с низ­ким темпом, низкой социальной эргичностью, ригидностью студен­тов с низким уровнем самоактуализации. Иначе говоря, данные студенты не разделяют ценности, характерные для самоактуализиру­ющихся людей (красота, истина, добро, совершенство, всесторон­ность, целостность и другие). Они подозрительны, отчуждены по от­ношению к враждебному и злобному миру, обидчивы, склонны к сомнению во всем, злопамятны, испытывают трудности в интерперсональных контактах из-за настороженности и боязни плохого отно­шения. У них нет особой потребности в социальных контактах, они пассивны, не вовлечены в социальную деятельность, имеют трудно­сти в переключении с одного предмета деятельности на другой; им необходимо время для перехода с одних способов мышления на дру­гие в процессе взаимодействия с предметной средой. Такие студенты предпочитают однотипную форму предметной деятельности. В про­цессе общения им трудно быстро переключиться с восприятия одно­го человека на восприятие другого, они склонны к однообразным коммуникативным программам; медлительны при выполнении пред­метной деятельности.

Таблица 12

Наши рекомендации