Данные корреляционного анализа для студентов с высоким уровнем самоактуализации
Структура Интеграль ной индивиду альности | АВ | ЭГ | АГ | ПО | ПЧ | ЗА | ДР | АЛ | ЭР | СЭр | ПЛ | СП | т | ст | эм | ЭМ |
Время | -0,03 | 0,30 | -0,10 | 0,37 | -0,31 | -0,49 | -0,15 | 0,04 | 0,02 | 0,12 | 0,33 | 0,43 | 0,26 | 0,48 | -0,45 | -0,15 |
Поддержка | 0,02 | 0,01 | 0,09 | -0,10 | 0,04 | 0,07 | -0,23 | 0,12 | 0,11 | -0,13 | -0,12 | -0,10 | -0,04 | 0,04 | -0,25 | -0,07 |
Ценности | 0,34 | -0,01 | 0,02 | -0,18 | 0,26 | 0,21 | 0,28 | 0,51 | 0,19 | -0,00 | 0,10 | -0,17 | 0,26 | -0,04 | 0,18 | -0,14 |
Гибкость поведения | 0,02 | 0,22 | -0,07 | 0,28 | -0,08 | -0,26 | -0,02 | 0,21 | -0,03 | 0,32 | 0,19 | 0,25 | 0,13 | 0,25 | -0,44 | -0,06 |
Сензитнв-ность | 0,24 | -0,02 | 0,29 | 0,14 | -0,22 | 0,06 | -0,40 | -0,07 | 0,07 | -0,10 | 0,30 | 0,06 | 0,04 | 0,36 | 0,11 | 0,28 |
Спонтан-ность | -0,03 | 0,31 | -0,06 | 0,16 | -0,22 | -0,23 | -0,13 | 0,07 | 0,00 | -0,19 | 0,13 | 0,01 | -0,35 | 0,11 | -0,04 | 0,25 |
Самоуваж-ение | 0,23 | 0,04 | 0,02 | 0,03 | -0,03 | -0,11 | 0,14 | 0,32 | 0,03 | 0,04 | 0,41 | 0,12 | 0,36 | 0,23 | -0,47 | -0,51 |
Самоприня-тие | -0,24 | 0,27 | -0,01 | 0,37 | -0,33 | -0,44 | -0,26 | -0,23 | -0,22 | -0,23 | -0,29 | 0,08 | -0,23 | -0,15 | -0,53 | -0,47 |
Представле-ние о человеке | -0,08 | -0,16 | -0,60 | -0,54 | 0,46 | 0,25 | 0,70 | 0,58 | 0,33 | 0,57 | 0,08 | 0,00 | 0,37 | 0,18 | -0,04 | 0,22 |
Синергия | 0,29 | 0,11 | -0,04 | -0,02 | 0,51 | 0,32 | 0,44 | 0,49 | 0,15 | 0,12 | -0,10 | -0,32 | 0,10 | -0,37 | 0,29 | -0,05 |
Принятие агрессии | 0,07 | 0,10 | 0,20 | 0,20 | -0,37 | -0,18 | -0,46 | 0,03 | 0,03 | -0,09 | 0,27 | 0,09 | -0,16 | 0,41 | -0,07 | 0,20 |
Контакт-ность | 0,04 | -0,23 | 0,07 | 0,18 | -0,01 | -0,28 | -0,51 | -0,25 | 0,00 | -0,54 | 0,06 | -0,17 | -0,52 | -0,13 | 0,16 | 0,25 |
Познава-тельные потребности | 0,01 | -0,06 | -0,18 | -0,26 | 0,01 | -0,30 | -0,15 | 0,05 | 0,19 | 0,04 | 0,25 | -0,01 | -0,05 | 0,29 | -0,29 | 0,16 |
Креатив-ность | 0,13 | 0,10 | 0,43 | 0,03 | 0,01 | 0,15 | -0,17 | -0,26 | 0,22 | -0,31 | -0,26 | 0,01 | -0,03 | -0,33 | 0,22 | -0,26 |
Примечание: ЭР — эргичность; СЭр — социальная эргичность; ПЛ — пластичность; СП — социальная пластичность; Т — темп; СТ — социальный темп; ЭМ — эмоциональность; СЭ — социальная эмоциональность; АВ — авторитарный; ЭГ — эгоистичный; АГ — агрессивный; ПО — подозрительный; ПЧ — подчиняемый; ЗА — зависимый; ДР — дружелюбный; АЛ — альтруистичный; жирным шрифтом обозначены значения показателей коэффициента корреляции при р < 0,05.
2. Значимая положительная корреляция между шкалами ценностных ориентации (показатель личностного уровня) и альтруистичности (показатель уровня метаиндивидуальности) (0,5).
Студенты, разделяющие ценности, характерные для самоактуализирующихся людей (красота, истина, добро, совершенство, простота, всесторонность, целостность, жизненность, уникальность и другие), проявляют альтруистичность в межличностном общении, то есть они ответственны по отношению к людям, стремятся помочь и сострадать всем, бескорыстны, отзывчивы, у окружающих вызывают доверие, согласие.
3. Значимая отрицательная корреляция между шкалой гибкости поведения и шкалой эмоциональности (-0,44).
4. Отрицательная корреляция между шкалой самоуважения и шкалой эмоциональности (—0,47), а также шкалой социальной эмоциональности (-0,51).
В этой корреляции прослеживается связь свойства личности со свойствами темперамента. Данная зависимость говорит о том, что студенты, которые ценят свои достоинства, обладают низкой чувствительностью к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатами предметного действия, а также к неудачам в учебе, эмоционально сдержаны в коммуникативной сфере, они не зависят от оценки окружающих людей.
5. Между шкалой самопринятия и зависимости (—0,44) и шкалой социальной эмоциональности (—0,47) обнаружена отрицательная корреляция.
Иными словами, людям с высокой степенью принятия себя, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков другими, свойственны независимость в межличностном общении, уверенность в себе, низкая эмоциональная чувствительность к неудачам в общении и оценкам окружающих людей.
6. Значимая корреляция наблюдается со шкалой представления о природе человека и шкалами агрессивности (—0,60) и подозрительности (-0,54) — отрицательная корреляция, а также подчиненности (0,46), дружелюбия (0,70), альтруистичности (0,58) и социальной эргичности (0,57) — положительная корреляция.
Показатель личностного уровня (позитивное представление о природе человека) имеет многозначную связь с показателями уровня метаиндивидуальности. Это говорит о том, что студенты, способные воспринимать природу человека в целом как положительную, «люди в массе своей добры» и не считающие дихотомии женственность — мужественность, рациональность — эмоциональность и т. д. антагонистическими, неагрессивны, мягки, откровенны, открыты, доверчивы ко всем социальным явлениям и окружающим людям, коммуникабельны, способны подчиняться, покорны, склонны уступать всем и во всем, легко смущаются, стремятся найти опору в ком-либо более сильном; дружелюбны по отношению к окружающим. Они ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся удовлетворять требования всех «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремятся к целям микрогруппы; альтруистичны, всегда приносят в жертву свои интересы, стремятся помочь и сострадают всем; бескорыстны и отзывчивы. Для них характерны высокая потребность в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, вовлеченность в социальную деятельность.
7. Положительная корреляция между шкалой синергии, шкалой подчиненности (0,51), шкалами дружелюбности (0,44) и альтруистичности (0,49). Испытуемым, способным к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное, свойственно подчиняться более сильному без учета ситуации, а также робость, уступчивость, покорность, дружелюбие и любезность со всеми, ориентированность на принятие и социальное одобрение, альтруистичность, стремление помочь и сострадать всем; навязчивость в своей помощи.
8. Обнаруживается отрицательная корреляция между шкалами принятия агрессии и дружелюбия (-0,46).
Высокий балл по шкале принятия агрессии свидетельствует о способности студентов принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Этим испытуемым свойственна склонность к сотрудничеству, кооперации; они гибки и компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях; стремятся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформны, следуют условиям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, стремятся помогать, общительны.
9. Отрицательная корреляция между шкалой контактности и шкалами дружелюбия (-0,51), социальной эргичности (-0,54) и темпа (-0,52). Иначе говоря, испытуемым, способным к быстрому установлению глубоких контактов с людьми, присущи гибкость и компромиссность при решении проблем, а также в конфликтных ситуациях, стремление быть в согласии с мнением окружающих, сознательная конформность, общительность, низкий темп, медлительность при выполнении предметной деятельности.
Таким образом, людям с высоким уровнем самоактуализации свойственны следующие качества: независимость, нонконформизм, уверенность в себе и требовательность к себе, гиперответственность по отношению к людям. Люди с высоким уровнем самоактуализации стремятся помочь всем, они склонны к состраданию, доброжелательны и любезны, ориентированы на принятие и социальное одобрение, склонны уступать, критичны по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям, упрямы, упорны, настойчивы и энергичны. Для них характерны потребность в социальных контактах и жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, вовлеченность в социальную деятельность, легкость переключения в процессе общения с одного человека на другого. Им свойственна низкая эмоциональная чувствительность к несовпадению между задуманным, ожидаемым, планируемым и результатом реального действия, а также к оценкам окружающих людей.
В таблице 12 представлены корреляционные зависимости межуров-невых связей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с низким уровнем самоактуализации личности. Значимыми являются следующие зависимости:
1. Отрицательная корреляция между шкалой ценностных ориентации шкалой подозрительности (—0,45). Положительная корреляция между шкалой ценностных ориентации и шкалами социальной эргич-ности (0,47), пластичности (0,53), социальной пластичности (0,54) и темпа (0,51).
Студенты, отличающиеся низким уровнем самоактуализации, также имеют и низкие показатели по шкалам, входящим в самоактуали-зационный тест.
Связь показателя личностного уровня (ценностных ориентации) с показателями психодинамического уровня говорит о том, что непринятие ценностей самоактуализировавшихся людей связано с низким темпом, низкой социальной эргичностью, ригидностью студентов с низким уровнем самоактуализации. Иначе говоря, данные студенты не разделяют ценности, характерные для самоактуализирующихся людей (красота, истина, добро, совершенство, всесторонность, целостность и другие). Они подозрительны, отчуждены по отношению к враждебному и злобному миру, обидчивы, склонны к сомнению во всем, злопамятны, испытывают трудности в интерперсональных контактах из-за настороженности и боязни плохого отношения. У них нет особой потребности в социальных контактах, они пассивны, не вовлечены в социальную деятельность, имеют трудности в переключении с одного предмета деятельности на другой; им необходимо время для перехода с одних способов мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой. Такие студенты предпочитают однотипную форму предметной деятельности. В процессе общения им трудно быстро переключиться с восприятия одного человека на восприятие другого, они склонны к однообразным коммуникативным программам; медлительны при выполнении предметной деятельности.
Таблица 12