Прориси рук Богоматери и Иоанна Предтечи из Деисуса. Россия, 14 в.
Богоматерь Ярославская. Прорись ликов.
Россия, 14 в.
Вмч. Димитрий Солунский. Прорись лика.
Фреска Мастер Панселин. Афон, 13 в.
Фреска вмч. Георгия. Прорись лика.
Мастер Панселин. Афон, 13 в.
Вмч. Георгия. Прорись лика.
Россия, 15 в.
Архангел Гавриила. Прорись лика.
Россия, 13 в.
Фреска Богоматери. Прорись лика.
Афон, 13 в.
Мастер Панселин.
Богоматерь Одигитрия. Прорись лика.
Россия, 14 в.
Мастер Дионисий.
Спас в силах. Прорись лика.
Россия, 14 в.
Мастер прп. Андрей Рублев.
В качестве дополнения приведем древний рецепт чернил и метод затачивания пера.
Рецепт чернил из орешек
Достоинства:не выгорают на свету; легко сходят с пера.
Поздней осенью на листьях дуба появляются светло-зеленые «орешки» – гнезда паразитов. Нужно их собрать, размельчить, положить в двойную марлю, выдавить весь сок в стеклянную посуду (цвет – слабо-коричневый). Несколько кристаллов железного купороса увеличат интенсивность цвета. Состав держать на свету 6-7 дней.
Не использовать железные перья и посуду.
Затачивание гусиного пера
Литература
1. Библия.
2. Василий свт. Великий.
3. Григорий Богослов.
4. Закон Божий.
5. Златоуст свт. Иоанн.
6. Карелин арх. Рафаил. О языке православной иконы. Сатис, 1997.
7. Тихон свт. Задонский.
8. Древний трактат о живописи «Сад с горчичное зерно».
9. Флоренский о. Павел. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993
Раздел второй
КОМПОЗИЦИЯ
Композиция есть моделирование мира.
Григорян Голубева ЭЖ Паранюшкин АИ Шевелев
Введение
Глава 1. Естественные основы композиции
Закон экономии в композиции. Зрительное восприятие композиции. Оптические иллюзии. Примеры восприятия формы на плоскости
Глава 2. Организация композиции
Композиционные принципы. Законы композиции. Равновесие. Единство и соподчинение. Композиционный центр
Глава 3. Средства гармонизации композиции
Пропорция. Золотое сечение. Пропорционирование. Числовая символика. Древнерусский всемер. Масштаб. Симметрия. Ритм. Контраст, нюанс, тождество. Форма. Цвет. Фактура
Глава 4. Виды композиции
Фронтальная композиция. Объемная композиция. Глубинно-пространственная композиция. Время и пространство в композиции
Глава 5. Композиция и перспектива в иконе
Разновидности композиции иконы. Понятие о перспективе. Виды перспективы в иконе. Сфера и плоскость в иконе
Вместо заключения
Литература
Введение
Композиция (compositio — лат.) в переводе буквально означает со-расположение.
Сорасположение неких частей, составляющих некую систему. В художественном творчестве под системой можно подразумевать пространство картины, например, или пространство иконы. Созерцая шедевры мировой художественной культуры, мы невольно задаем себе вопрос: в чем заключается тайна гармонии древнего художества? Особенно же нас интересует, в чем тайна иконописного мастерства? Древние мастера-изографы неким образом прекрасно решали «сложнейшие задачи композиционного построения, объединяя монументальную и станковую живопись в единый ансамбль, органично связанный с архитектурой».(5) Размышляя на эту тему, мы неизбежно придем к проблеме «пропорционирования и композиционного мышления»(5) древних. Об этом и пойдет речь в данном разделе.
Перед тем, как приступим к раскрытию темы о композиции иконы, необходимо отметить, что «иконопись – это особая знаковая система, ставшая языком Церкви» (4). Изучить этот таинственный язык – значит приблизиться к пониманию незримых писаний, которые заключены в символах. «Язык иконы лаконичен. В иконе под хрустальным покровом внешнего открывается царство духа»(4).Икону можно уподобить таинственному кристаллу, философскому камню Божественной мудрости. Всё в нём подчинено надмирной гармонии – от внешней зримой формы, основанной на невидимых линиях композиционного построения до внутреннего символическо-исторического содержания. Пространство иконы создается на основе гармонических законов композиции. Икона подобно кристаллу славится своей геометрической стройной певучестью, симметричностью. О секретах создания гармоничных композиций и пойдет речь.
Но прежде этого окунемся в поэтическую атмосферу древних художников, знаменитых мастеров живописи, философски освещающих этот вопрос. Обратимся к древнейшему китайскому трактату о живописи*. цит.по [24].
ПРИНЦИПЫ КОМПОЗИЦИОННОГО РЕШЕНИЯ
1. «Когда что-либо изображаешь, то мысль должна опережать кисть».
Это значит, что к изображению можно приступать лишь тогда, когда в душе будет создан образ. Это правило древние теоретики живописи считали отправным началом композиционного решения художественного творения. Таким образом, в древности теорией живописи утверждается постулат о подчиненности композиции произведения четкому замыслу художника (здесь и далее трактовка ред.).
2. Второй принцип «девять отбросить, на одном остановиться».
Это значит, что художник должен сделать несколько вариантов композиции произведения, т.е. ряд эскизов. И затем он выбирает лучший.
3. Третий принцип «гость и хозяин».
Это значит, что в композиции необходимо изначально определить соотношение главного (хозяина) и второстепенного (гостя) в произведении.
4. Четвертый принцип «выделяй и разграничивай три слоя, два акцента».
Выделять и разграничивать три слоя собственно значит вот что: первый слой –Земля, второй – деревья, третий – горы (если это пейзаж). Если, например, изображается полуфигура, то эти слои будут нижняя часть полуфигуры, средняя и верхняя. А два акцента – это главное изображение внизу (напр., руки), и главное в верхней части – лик.
5. Принцип согласованности горизонтального и вертикального начала.
Это значит пропорциональное соотношение изображения с формой доски по горизонтали и вертикали.
Предлагаем читателю провести самостоятельный анализ приведенных принципов композиции относительно иконы.
Глава 1