Область возможного при использовании шрифтов
Возможно использовать шрифт с засечками, чтобы передавать позицию традиционных, общепринятых ценностей и стабильности.
Использовать шрифт без засечек, чтобы обозначить иллюстрации
Использовать шрифт без засечек, чтобы придавать современный вид, или для детских книжек
Использовать декоративный шрифт для обработки, придающей стиль новизны
Использовать декоративный шрифт скупо, расчетливо
Использовать декоративный шрифт только демонстрационного размера (24 пункта или больше)
Использовать рукописный шрифт для извещений и приглашений
Использовать шрифт, соответствующий вашему посланию
Ограничения
Не используйте шрифт, состоящий из одних заглавных букв. Его трудно читать, чем шрифт, состоящий из заглавных и строчных був.
Не используйте несколько различных гарнитур шрифта в пределах одного проекта
Не аспользуйте шрифт без кернинга для демонстрационных целей
Не оставляйте слишком много или слишком мало пространства между строками текста
Если вам интересно узнать, следует ли использовать со шрифтом специальный эффект, попробуйте это. Если вы все еще в сомнении, лучше этого не делайте.
Цвет имеет и культурное, и физиологическое значение. Но в работе, если хочеться добиться неожиданных интересных решений лучше стараться избегать общепринятых норм. Цвет не всегда должен быть символическим. Не нужно думать о символике цвета как об ограничении, лучше использовать его в своих интересах. Нужно подумать о том, какую мысль мы хотим передать в идее и провести мозговой штурм, чтобы выяснить, какие цвета более эффективно смогли-бы передать задуманное. Параллельно рассмотреть, какие цвета наименее подошли-бы посланию- сядьте и запишите. Составьте список причин. Может быть, вы захотите использовать противоположное тому, что ожидалось с вашей точки зрения. Не нужно связывать себя традициями при выборе цветов.
Общепринятый цвет
Многим вещам в нашем окружении наданы определенные цвета- пожарные машины, цвета светофора, трава- зеленая, солнце- желтое... В действительности люди понимают и знают, какой цвет имеет тот или иной предмет даже в черно-белой трактовке.
Цвета могут быть очень эффективными при передаче товарного знака, торговой марки. Если мы увидим по черно- белому телевизору рекламу кока- колы, мы прекрасно будем осознавать, что банка кока- колы красного цвета. Банка спрайта- ярко- зеленого цвета, Если увидим флаг родной страны - наше сознание четко передаст нам его цвета. Для дизайнера существенно важно, что люди знают, какого цвета должен быть тот или иной предмет. Дизайнер должен использовать это в своих интересах, используя неожиданные и нестандартные нашему пониманию цветовые трактовки. Человек испытает удивление и интерес, когда увидит обычный глазу предмет в необычной цветовой трактовке.
Людей тянет к тому, что отклоняется от их ожиданий.
Дополнительные цвета
Дополнительные цвета означают противоположные цвета в спектральном круге. См. подробнее урок цветоведения. Дополнительные фоновые цвета в дизайне могут усиливать и подкреплять впечатление от того, что мы стараемся выделить как главное. Это очень полезно для решения дизайна. Дополнительные цвета усиливают друг друга, поддерживают и зажигают. Дополнительные цвета делают вид более ярким.
Использование цветовых режимов
Независимо от того, как вы создаете художественное изображение- традиционно или на компьютере, существует два типа цвета, которые широко используются в полиграфическом воспроизведении: process color (CMYK) и spot color. Начинающему дизайнеру обязательно нужно иметь хотябы первичное понимание того, что происходит при полиграфическом воспроизведении его работы. Все, чтобы дизайнер не создал, будет воспроизводиться в определенных пропорциональных соотношениях.
Традиционная полиграфия использует для воссоздания рисунка краски для многокрасочной печати- циан, маджента, желтый и черный. Фактически, цветная полиграфия это иллюзия. Посмотрев на бульварную газету мы можем подумать, что изображения состоят из полного диапазона цветов. На самом деле это не так. Эти четыре краски используются для того, чтобы имитировать тысячи цветовых оттенков. А посмотрев на изображение поближе, мы можем увидеть, что это все теже четыре краски в различном процентном соотношении.
СПОТ- цвет
Если заказчик готов платить немалые суммы, то полиграфия позволяет и другие опции. На рынке имеется ряд цветовых систем (Pantone и Trumatch), которые позволяют указывать цвет одной краски, вместо цветовых соотношений. Для большинства систем продаются чип- книжки, похожие на те, которые можно увидеть в отделах продажи красок. Можно выбирать желаемый цвет и он будет отпечатан именно так.
Спот цвета создаются смешиванием чернил в резервуаре принтера. Преимущества использования специальных систем заключается в том, что вы точно знаете, что в результате получите. Но нужно быть внимательным, при разработке дизайна с использованием чернил из специального набора. Возможно придется преобразовывать такой цвет в конструкцию пропорционального смешения. Большинство систем со специальным набором чернил предоставляют таблицы преобразования, так-что можно будет подобраться ближе к такому-же цвету.
Двухцветные репродукции
Если у дизайнера маленький бюджет, а использовать только черный цвет не хочется, то можно использовать печать с двумя цветами. Черно- белые фотографии можно отпечатать как двухцветные репродукции, на которых высвечены места и тени печатаются как оттенки серого, а средние цвета печатаются с использованием другого цвета. Можно использовать два разных цвета вместо черного и одного цветного. Но в таком случае, нужно предусмотреть, чтобы один из цветов был намного темнее другого.
RGB- система
Цветные мониторы имеют еще меньший диапазон цветов. Здесь используются красный, зеленый и синий цвета. Различные мониторы имеют различную цветовую глубину, которая означает число цветов, которое может быть определено для каждого пикселя на экране. Чем больше цветов вы хотите иметь, тем больший потребуется вычислительный ресурс. RGB- режим наиболее часто используемый для Интернета. Современные стандарты определяют палитру из 256 цветов, которую можно надежно использовать при работе в Интернете. Это позволяет быть уверенным в том, что другие зрители будут видеть то же самое, что и вы. Эта программа встроена в большинство программных продуктов для Web- дизайна
Управление цветом
Настольные издательские системы добавили к процессу дизайна богатейшие возможности, но вместе с этим, добавилось несколько дополнительных проблем.
Од перехода к одного принтера к другому цвета получаются разные. Такие-же цветовые проблемы будут происходить и между элементами настольной системы. Не обязательно понимать механизмы, вовлеченные в управление цветом, нужно просто знать, что различия существуют. Допустим, вы отсканировали фотографию, просмотрели ее на мониторе, потом распечатали на принтере. Вы можете увидеть, что все эти три изображения будут отличаться. Если вы пошлете это-же изображение на профессиональный принтер- будет четвертый вариант изображения. Предсказывать, в каком цвете будет выглядеть то, что окончательно печатается можно будет по мере приобретения опыта в настольном графическом дизайне.
Черно- белый дизайн
В мире дизайна черно- белое изображение может быть таким-же мощным, как и цветное. Чтобы охарактеризовать черно- белый рисунок есть термин- шкала уровней серого (grayscale). В ней используются градации серого для того, чтобы осуществлять фотографические изображения краской только одного цвета.
Сейчас "черно-белый" снова завоевывает позиции в мире дизайна. Все, от кинофильмов до телевизионной рекламы и от журналов до произведений изобразительного искусства, опять включает в себя черно- белые изображения. Отсутствие цвета может быть таким-же, если не более эффективным, как и многоцветный глянцевый дизайн. Черно- белый дизайн передает очень специфическое послание- классическое и отличающееся. Если вы хотите внушить ощущение изысканности, создать эффектное решение- используйте черно-белый дизайн. Конечно, черно-белый дизайн не является наилучшим решением каждой проблемы. Но это очень хороший вариант исполнения, если вы ограничены малым бюджетом.
Использование цвета
Цвет- это преимущественно вопрос личного выбора и предпочтения. Сейчас я не ставлю такую задачу, чтобы, например, советовать использовать голубой цвет как дополнительный к оранжевому. Я хочу сделать акцент на некоторых вещах, которые следует принимать во внимание при выборе цветов для дизайна:
Не выглядит-ли ваш дизайн как взорвавшаяся радуга?
Слишком много цвета может быть таким-же неэффективным как и его полное отсутствие. В проектах должна присутствовать идентифицируемая цветовая схема, чтобы поддерживать единство.
Используйте в дизайне дополнительные цвета к основной цветовой схеме для специально выделенных объектов.
Выбранные цвета должны соответствовать аудитории, для которой предназначена работа.
Цвета должны работать в пределах предпочтения клиента или корпоративной идентичности.
При поиске цветовых решений дизайна не зацикливайтесь на одной цветовой схеме. Используйте как пастельную, приглушенные тона и яркую цветовую схемы.
Если дизайн не работает эффективно при четырехкрасочном процессе, может будет более эффективна черно- белая печать или двухцветная репродукция?
Как художники разных времен и народов чувствовали влияние цвета- символика цвета для художников
Как научиться рисовать
спользование фотографий. Фотографии дизайнеры в своих работах используют для того, чтобы помочь зрителю понять идею или придать значимость тексту. Требуется немало времени, чтобы овладеть хотябы основами фотографической техники. Обычные "мыльницы" дают обычные рядовые фотографии. Конечно, если у ходожника, дизайнера есть врожденное чувство ловить хорошие рабочие кадры, то незнание профессиональной техники уже не так страшно. Фотографию, как предмет, если хотите науку, нужно любить, жить этим, профессионально заниматься. Не каждый человет чувствует потребность в этом. Но все-же, умение делать хорошие фотографии только на пользу дизайнеру и поднимает его профессионализм. Для дизайнера фотография- профессиональная необходимость. И знать хотябы основы фотографирования дизайнер обязан. Если вы хотите пройти курсы художественной фотографии, рекомендую заглянуть сюда, ну а я продолжу...
Основываясь на своем опыте хочу сказать, что человеку, который хочет научиться фотографировать, для начала можно иметь просто недорогой фотоаппарат, благо "мыльниц" уже сейчас практически не продают, можно использовать недорогой цифровой фотоаппарат. В начале нужно понять смысл того, что вы делаете. По началу вы будете просто делать много снимков, на это пойдет много времени, пленки, внимания. Процесс сведется до того, что вы просто будете "ловить", на ваш взгляд, хорошие кадры. Потом, после печати фотографий будете учиться просто машинально отбирать рабочие интересные фотографии. Начиная с этого момента, в вашем сознании будет откладываться понимание хорошей фотографии- надоест делать десятки похожих бессмысленных фотографий и вы начнете искать, думать, выбирать лучший кадр, поворот, светопередачу, смысл. Вам захочеться не только констатировать факт в плоскости листа, а наполнить его смыслом, поэзией. Когда вы начнете чувствовать это, то после долгого пленкомарательства и длинных поисков вы будете готовы приобрести более дорогой фотоаппарат, более дорогую технику, чтобы продолжить свои поиски и работу на более высоком уровне. Только после долгих поисков вы будете понимать значимость хорошей техники и ее помощь в вашей работе. Чтобы помочь вам пройти побыстрее стадию поисков и обучения, предлагаю несколько полезных рекомендаций, которые бесспорно помогут вам, как начинающему дизайнеру:
Четкость фотографии
Четкость фотографии зависит и от четкости идеи, и от четкости фокусировки. Когда вы планируете фотографию или фотосъемку, подумайте точно, что вы хотите сказать о вашем намеченном объекте. Слабые фотографии получаются слабыми обычно потому, что у вас нет четкой идеи о назначении фотоснимка.
До того, как вы начнете щелкать затвором фотокамеры, рассмотрите различные возможности для каждого изображения. Если вы охватываете функцию или событие, сравнивайте изображения, которые вы видите, и фотографируйте по вашему списку, отмечайте каждый пункт в списке, когда фотографируете его.
Четкость фокусировки осуществить легче, чем четкость идеи. Используйте фотовспышку. Можно искусственно создавать освещение, когда вы собираетесь делать портрет. Примерно так, как мы рассматривали на уроке рисование натюрморта. Фотографы часто используют штативы, для того, чтобы избежать тряски камеры, обеспечить постоянство пространства, осуществить кадрирование. Когда все для фотоснимка настроено, фотографу легче сосредоточиться на получении нужного выражения лица объекта, правильной светопередачи, например.
Композиция
Существует простое правило композиции для фотографии. Это правило третей. Разделяем фотографию на трети горизонтальными и вертикальными линиями- точки пересечения этих линий отметят положение для хорошей композиции. Это стандартное правило, конечно, важно его соблюдать, если фотографии будут использованы непосредственно для создания макета для полиграфии. Но исходя из своей практики могу заметить, что это не столь принципиально. Когда усвоите это правило, начинайте экспериментировать. Помните- люди чаще реагируюн на неожиданное. Главное, чтобы это было красиво с точки зрения композиции.
Компоновка кадра
Используйте ветку дерева, дверной проем, оконную раму, листву или подобные элементы для того, чтобы направить внимание наблюдателя на объект. Вы быстро установите глубину в изображении, передадите плановость, направите взгляд зрителя в нужную точку. Если в фотографии передана плановость, такая фотография может быть более интересная. Взгляд зрителя задержится на ней дольше чем на одноплановой. Такая компоновка может дать отличные композиции.
Некоторые фотографы считают, что наиболее распространенная проблема техники фотографии является результатом недостаточного приближения к объекту. Уберите из фотоснимка отвлекающие моменты, придвиньтесь к объекту, если он является главным и доминирующим элементом, который вы хотите передать.
Не делайте постоянно горизонтально расположенные кадры. Человеческие существа- это вертикальные объекты, так-что камеру нужно преимущественно держать вертикально. Если объекты (будь-то люди или архитектурные сооружения) композиционно расположены вертикально, то не стоит их втискивать в горизонтальный формат. Гармоничнее это будет смотреться на вертикально расположенном кадре. Если вы фотографируете пейзаж, то можно делать фотоснимки с горизонтальным расположением- они будут подчеркивать линию горизонта.
О фотографировании людей
Если на фотографии есть человек, то используйте направление его взгляда как элемент вашей компоновки. Используйте линию взгляда объекта съемки, с помощью нее вы можете провести читателя по материалу. Если у вас есть фотографии, изображающие команду, то лидера команды делайте крупнее, чем других членов команды. Не делайте фотоснимков людей в виде аккуратных, предсказуемых рядов. Подумайте об использовании изображений в интересной, несимметричной компоновке.
Фотографии и эффекты
Представьте фотографию как объект. Можно усилить визуальный интерес усилением самой фотографии. Помещая ее в макете, можно расположить фотографию наклонив под углом. Многие графические программы имеют различные фильтры, которые способны создавать различные эффекты- закручивание края страницы, виньетки, текстурирование краев... Кроме простых эффектов на краях большинство графических программ продуктов представляют ряд фильтров и эффектов, предназначенных для того, чтобы изменять сами фотографии. Функции различных фильтров находятся в диапазоне от изменений базового цвета до различного тонирования изображения на фотографии. Можно сделать фотографию, выглядящей как тисненая, превратить ее в эскиз, "нарисовать" карандашами или красками, размыть фокусировку, выполнить тушью- пером или достичь других специальных эффектов. Можно найти фильтр, который усиливает конкретное изображение, Но не разрушайте изображение, позаботьтесь о том, чтобы вас не занесло слишком далеко. Откройте приложение "Adobe Photoshop CS", или "CorelDRAW",возьмите любую понравившуюся вам фотографию и поэкспериментируйте. Последние версии этих программ на русском языке- не составит особого труда разобраться в функциях той или иной команды.
Вакансии для дизайнера. "Я- графический дизайнер". Что это значит? Если кто-то это говорит, создасться размытое представление о том, что человек делает. Графический дизайн- это очень широкое понятие. Для чего вы разрабатываете дизайн? Большинство графических дизайнеров специализируются по конкретной области индустрии дизайна. Некоторые являются иллюстраторами, другие разрабатывают логотипы.
Для начинающего графического дизайнера характерно заниматься всем- немного иллюстраций, немного рекламного дизайна, немного упаковок, один- два логотипа. Это неплохо для того, чтобы иметь опыт в различных областях графического дизайна. Но по мере роста нужно будет выбрать конкретную область дизайна, которая удается лучше всего, в которой вы работаете с удовольствием и специализироваться в этой области. Большинство дизайнеров в конце концов выбирают один конкретный аспект, которым в действительности хорошо занимаются, который удается лучше всего, в котором они будут выделяться среди конкурентов. Не беспокойтесь, начинающие дизайнеры, это естественный процесс, который ведет от желания узнать все аспекты и в результате поисков выбрать то, что гармонирует с вашей творческой личностью. Нет в идеале такого дизайнера, который всегда знает то, как ему нужно поступить. Решения приходят в результате многочисленных поисков и приобретения опыта.
Так для кого вы можете работать как графический дизайнер? Какую работу для себя выбрать? У этой индустрии есть широчайшая область возможного применения, вы сможете работать для кого угодно. Любая, отдельно взятая компания, в каждой возможной отрасли индустрии в некоторый момент изъявить желание использовать графический дизайн. От элементарной визитки до разработки Web- сайта и более.
Мы можем выбрать работу в издательстве, рекламном агенстве, в Интернет- компании, в дизайнерской группе, в типографии... Но независимо от того, чем мы будем заниматься, мы должны быть осведомленными о различных функциях внутри любой группы графического дизайна о различных его областях, в которых мы со временем сможем специализироваться:
Публикация
Книги, журналы, каталоги, справочники, указатели...
Иллюстрации
Информационные графики, редакционная иллюстрация, техническая иллюстрация
Корпоративный имидж
Логотипы, канцелярская печать продукции, визитные карточки...
Упаковка
Этикетки, банки, коробки, ящики, обертки, транспортные картонные коробки, пакеты...
Реклама
Брошюры, журнальные рекламные объявления, газетные рекламные объявления, почта...
Web- дизайн и мультимедиа
Web- сайты, интерактивные киоски, мультимедийные презентации
В мои намерения входит дать конкретное описание основных вариантов и акцентироватся на некоторых проблемах, которые специфичны для этих категорий.
Арт- директор
Арт- директор несет основную ответственность за прием новых членов в группу, отвечает за соблюдение графиков выполнения проектов, за оношения с полиграфическими предприятиями и за отношения с клиентом. Он вправе вносить творческий вклад без исключения в любой проект в производственом процессе. В зависимости от индивидуальных особеностей личности, дизайн- директр сохраняет за собой полный творческий контроль или просто может давать советы по необходимости.
Арт- директор является связующим звеном между корпоративным менеджментом, представителями клиента и графическими дизайнерами, работающими над проектами. Арт- директор осуществляет связь с полиграфическим предприятием, с поставщиком бумаги и производственной фирмой, чтобы убеждаться в том, что проекты находятся в том месте, где нужно, и в то время, когда нужно. Арт- директор несет ответственность за приобретение разрешений на использование изображений, которые защищены авторским правом, и за защиту авторского права на работу данной группы.
Большинство компаний выбирают претендента на эту должность с не менее чем десятилетним опытом.
Главный графический дизайнер
Главный графический дизайнер является вторым человеком в команде, им обычно становится дизайнер с самым большим опытом работы в данной области. Главный графический дизайнер ответственен за делегирование конкретных проектов внутри группы, проводит сессии мозгового штурма по проектам. Главный дизайнер обычно ведет свои собственные проекты, он может создавать свои концепции и художественные работы для использования в композиции.
Производственный дизайнер
Когда главный графический дизайнер создал концепцию, он передает проект для дальнейшей разработки производственному дизайнеру. Производственный дизайнер несет ответственность за создание проекта с учетом концепции главного дизайнера и отвечает за окончательный вид продукта, который можно отдавать в печать.
Художник макета
Разработка макета- это особое умение. Если вы хотите устроиться на работу разработчиком макета, вы должны иметь в виду специфические требования к этой должности. Художники макета берутся на работу ради того, чтобы придумать макет, дать идею, найти неординарное решение. Даже если художник макета рисовать толком неумеет, неможет нарисовать простую фигуру- ценится он потому, что может вдохнуть в макет жизнь, чтобы они выглядел как вдохновленный музами. За это художники макета и ценятся. Художники макета чаще всего работают в издательском секторе индустрии гарфического дизайна, поскольку для книг и других по объему документов макет является основой, вокруг которой вертится все остальное. Даже при наличии самой прекрасной художественной работы публикация не может состояться, если с макетом не все гладко.
Специалист по изображениям
Специалист по изображениям- это более широкое название для любого из следующих специалистов: оператор сканера, фотограф, специалист по цветокоррекции, или подобных специалистов. Специалист по изображениям ответственен за получение изображений, фотографирование, скинирование - любых манипуляций с изображениями, нужными для данного проекта. Специалист по изображением несет ответственность за подготовку этих изображений, доведение их до рабочего состояния.
Иллюстратор
Иллюстратор- зачастую оказывается человеком, который не входит в дизайнерскую группу. Его нанимают для того, чтобы сделать свою работу, после чего иллюстратор увольняется, чтобы искать новый проект. Хотя некоторые книжные издательства нанимают иллюстраторов на постоянную работу. Иллюстраторы- это весьма специализированнафя группа. У иллюстраторов есть своя специфическая область знаний, помогающая поддерживать их работу по иллюстрации и помогающая быть востребованой на рынке труда. Иллюстраторы очень часто являются фрилансерами. Ценятся иллюстраторы из-за особого творческого подхода и характерной художественной черты в выполнении работы. Если вы решите работать иллюстратором, то для начала вам нужно будет выработать свою особую манеру выполнения работы, не похожую на другие, имеющую отличительные черты. Чтобы идти на собеседование к редактору или арт-директору, должна быть уже наработанная готовая папка эскизов и работ, чтобы арт- директор мог видеть ваш стиль выполнения.
Препресс- оператор
Препресс- оператор, предпечатный оператор- не является обязательным лицом, который непосредственно входит в команду разработки дизайна продукции. Препресс- оператор представляет собой человека, находящегося за сценой графического дизайна, но на деле мало что будет напечатано без предпечатной подготовки. Препресс- оператор- один из наиболее важных людей в технологии процесса графического дизайна. Это наиболее доступное рабочее место в индустрии графического дизайна, так как эта специальность не бросающаяся в глаза и не самая привелегированная, но важная в процессе.
Препресс- операторы несут ответственность за контроль качества графического дизайна. Препресс- операторы несут ответственность за проверку работы дизайнерского отдела, обеспечивая, чтобы файлы были с соответствующим разрешением, чтобы все элементы дизайна были в наличии, чтобы все шрифты работали надлежащим образом и отвечает за широкий круг других технических вопросов. Графические дизайнеры не всегда знают технические требования к проектам- от препресс- операторов часто требуют устранять побочные проблемы, связанные с проектами, так- что они должны знать не только технические, но и художественные аспекты индустрии дизайна.
Писатели, редакторы и корректоры
Графические дизайнеры, занимающиеся разработкой дизайна проекта, очень мало занимаются написанием текстов, если они вообще этим занимаются. Большинство агенств и корпораций нанимают специальных людей, чтобы они писали рекламные тексты для их продукции.
Как только будет закончен дизайн, он отсылается редактору, чтобы он обеспечил, что текст будет такой, как нужно.
Любой дизайн, который включает текст, должен быть просмотрен корректором даже до того, как будет сделан пробный оттиск, чтобы избежать напрасной траты денег, времени и расходуемых материалов на то, чтобы печатать второй комплект пробных оттисков.
Роли поддержки
Кроме этих ролей можно найти другие, очень специфические, которые тесно связаны с графическим дизайном. Координатор производства- курсирует по производственному процессу от исходной концепции по всему пути вплоть до печатного и переплетного процесса. Покупатель услуг полиграфических предприятий- поддерживает сотрудничество с производственными полиграфическими фирмами, чтобы подобрать для проекта наилучшие варианты, наилучшее качество и наилучшую цену. Торговый представитель- обычно имеет самый тесный контакт с клиентом и по этому служит хорошим источником идей для проведения мозгового штурма или для обратной связи.
Клиент
Последний по порядку, но не по значению.
Дело в том, что мы ничего не решаем без причины. Каждый без исключения проект начинается у клиента. Без клиента у нас нет работы. Если мы не разрабатываем проекты, мы не получаем зарплаты.
Клиент нанимает нас для того, чтобы решить конкретную проблему коммуникации. Дизайнер не может получить задачу и просто уйти и вернуться уже с законченным произведением. Только от клиента мы можем почерпнуть идею, любимые цвета, конкретные изображения, которые он хочет использовать. Никогда не нужно говорить клиенту, что его идеи плохие, хотя так оно и может быть. Нужно поддерживать контакт с клиентом на протяжении всего процесса. Нужно постараться узнать клиента, разузнать как можно больше о его предпочтениях и мнении, что позволит вам идти по пути безошибочного, и, что немаловажно, быстрого решения и плодотворного процесса.
http://paintmaster.ru/lesson13.php.php
http://artpost.ucoz.ru/news/abstraktnye_kompozicii_s_tochkami/2011-09-17-251