Исследования совместной деятельности в отечественной психологии в 60-70-е годы XX века
Состояниеисследований в 60-е годы. Проблема совместной деятельности непосредственно стала разрабатываться в нашей стране в первой половине 60-х годов. Результаты некоторых исследований, выполненных в эти годы, подробно были опубликованы позднее. Не только внутреннее развитие самой социальной психологии привело к постановке данной проблемы, но прежде
всего она была вызвана практическими потребностями. Причем
зарождались эти исследования независимо друг от друга в трех
важных сферах практики того периода.
Во-первых, интенсивное развитие авиации и особенно космо-
навтики в те годы (готовящиеся групповые полеты в космос) по-
ставили перед психологами практическую задачу комплектований
малых групп (экипажей) для эффективного выполнения совместной деятельности в необычных условиях обитания человека. Это направление исследований хорошо известно трудами таких специалистов как Ф Д. Горбов и М А. Новиков [9, 10]. В различных научных центрах изучалось влияние многочисленных психологических факторов на показатели совместной деятельности, причем . преимущественно в лабораторных условиях [7, 32, 35].
Фактически в тот же период, во-вторых, была поставлена практическая задача подготовки (обучения и воспитания) молодежных (школьных и студенческих) лидеров первичных учебных а позднее, учебно-производственных и других коллективов. Очень
скоро выяснилось, что отбор и подготовка лидеров может осуществляться только через их включение в процесс организации совместной деятельности группы. В начале 60-х годов это направление исследований было связано прежде всего с Курским госпедин- ; статутом и такими именами как Л.И. Уманский и А,С. Чернышев , ' [24,40,62,67].
В-третьих, в это же время начинает выполняться работа соци- ',
альных психологов Ленинградского госуниверситета на промышленных предприятиях города и области Эти исследования проводились в первичных и вторичных трудовых коллективах (бригадах, отделах, участках, цехах) и были направлены на изучение таких психологических феноменов, как' отношение к труду и удовлетворенность трудом, межличностные отношения и лидерство в коллективе, взаимоотношения с руководителями и т.д. Цель этих исследований заключалась в оптимизации отношений и повышении эффективности совместной трудовой деятельности коллективов. Данное направление наиболее интенсивно разрабатывалось под руководством Б.Г. Ананьева и Е.С. Кузьмина Н.В. Голубевой, Н Н. Обозовым, А А. Русалиновой. АЛ Свенцицким, Э.С. Чугу-новой и др. [8, 25, 26, 70]. В тот же период времени в секторе психологии Института философии АН СССР под руководством К К. Платонова и ЕВ. Шороховой были выполнены конкретные исследования в реальных трудовых группах [27]. Хотя основным объектом этих исследований была личность рабочего, под руководством К.К. Платонова были получены полезные данные о роли трудовых групп в реализации потенциалов личности в групповой деятельности. То есть, не столько на теоретическом, сколько на эмпирическом уровне исследования фактически была реализована концептуальная триада «личность- коллектив- деятельность», которая позднее стала осмысливаться одним из важнейших теоретических положений психологии коллектива
Характеризуя в целом этот период исследований (60-е годы), можно выделить следующие его особенности:
а) высокая степень детерминированности исследований совместной деятельности практическими потребностями и социальным заказом;
б) доминирование эмпирических и экспериментальных (лабораторных) исследований совместной деятельности позволило качественно улучшить их методическое оснащение, а разработанные в 60-е годы аппаратурные методики «гомеостат» [10], «сенсомо-торный интегратор» [63], «арка» [67], «кибернометр» [38], а также многие другие бланковые методики и шкалы стали классическими и до сих пор используются социальными психологами;
в) были подробно изучены, хотя и отдельно взятые, но принципиально важные социально-психологические феномены, включенные в процесс совместной деятельности и оказывающие влияние на ее результаты: совместимость, сработанность, организованность малых групп, удовлетворенность трудовой деятельностью и коллективом, межличностные отношения в группе, психологические типы лидерства} взаимоотношения с руководством и т.д.
Состояние исследований в 70-е годы. Интенсивные эмпирические и научно-практические исследования совместной деятельности естественным образом привели к накоплению данных и необходимости их теоретического обобщения. Острая потребность в этом возникла на рубеже 60-70-х годов, а в 70-е годы появилось много интересных теоретических разработок, которые внесли существенный вклад в становление концепции совместной деятельности. Остановимся только на основных теоретических направлениях исследования этого периода.
Под руководством К К Платонова была разработана ориги- ' (
нальная психологическая теория групп и коллективов, принципи- ', >
альная роль в которой отводится целям и мотивам совместной дея- '
тельности групп [22] В его понимании, коллективами могут быть названы только такие группы, которые объединяются «общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества» [22, с 13]
Под руководством А В. Петровского была разработана социально-психологическая теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе и в более широком смысле -групповой активности [42] В его понимании, все социально- психологические феномены в группе детерминируются (опосредствуются) содержанием совместной деятельности, но при этом , ' главным предметам исследования в социальной психологии коллектива являются межличностные отношения [43; 48, с 34]
Разрабатывая методологические проблемы социально-психо-
огиеского исследования и развивая марксистские традиции в социально-психологическом знании, Г М Андреева [2 и А.В. Петровский [41] сформулировали наиболее общий объяснительный принцип деятельности в социальной психологии, конкретные социально-психологические феномены (и, прежде всего, групповые) могут быть поняты и объяснены, исходя из анализа содержания деятель-
ности, которую выполняет личность или группа. Наиболее успешно принцип деятельности был реализован позднее во многих исследованиях социальной перцепции, межличностных отношений и общения, выполненных их учениками [14, 16, 65].
Обобщая многочисленные данные групповых экспериментов. Н Н. Обозов разработал теоретическую модель (схему) регуляции совместной деятельности, которая включала три основных блока факторов: условия деятельности (например характер задач, время совместной работы, уровень взаимосвязанности членов группы и т д ), уровни проявления личностных характеристик (особенно мотивации и направленности), а также степень подобия или различий участников совместной деятельности по личностным характеристикам (ценностным оришгациям, установкам, мотивации и т.п.) [36, с. 125-139].
Важный вклад в теоретическое осмысление проблемы совместной деятельности внесли результаты исследований, выполненных под руководством Б.Ф. Ломова и посвященных анализу изменений различных познавательных процессов (сенсорно-перцептив-ых, мнсмических, мыслительных и др.), вызванных переходом от индивидуального к групповому (совместному) выполнению деятельности [29]. Было убедительно показано, что многие характеристики познавательных процессов трансформируются в условиях совместной деятельности [11, 23, 34, 36]. Аналогичные исследования выполнялись под руководством Н.Н. Обозова, В.Ф. Рубахина, Е,В. Шороховой и др
На рубеже 60-70-х годов и особенно в 70-е годы интенсивно исследовались различные психологические феномены в группе, выполняющей совместную деятельность, например: организованность (А С. Чернышев), ее эмоционально-психологические состояния (А.Н. Лутошкин), групповое волевое усилие (Л.И. Акатов), мотивация групповой деятельности (Е.И. Тимощук), сработанность (Н.Н. Обозов). Особое место в этот период занимают исследования Л.И. Уманского, посвященные различным формам организации совместной деятельности и сохраняющие свою актуальность до сих пор.
Давая обобщенную оценку второму периоду (70-м годам) исследований совместной деятельности, можно отметить следующее:
а) в результате интенсивного теоретического анализа места и роли совместной деятельности в объяснении групповых психологических феноменов был определен ее статус как ведущего фактора, детерминирующего эти феномены (другими словами: ей придан статус детерминирующей среды и условий существования групповых феноменов);
б) исследования совместной деятельности значительно расширили свои границы по объектам: изучалась операторская [30, 33], учебная [31, 50], изобретательская [5], управленческая [15] и другие виды совместной деятельности (педагогическая, спортивная, научная);
в) доминирующее внимание к теоретическому анализу и обобщающим схемам в некоторой степени увело исследователей
от непосредственного изучения собственно совместной деятельности (что было характерно для 60-х годов) к изучению феноменов группы, на которые она оказывает влияние, например, общения, социальной перцепции, межличностных отношений, лидерства, социально-психологического климата, стиля руководства, адаптации в группе,
г) характерно доминирование структурного подхода в исследований совместной деятельности, причем основные компоненты психологической структуры индивидуальной деятельности рассматриваются как общие и используются для анализа структуры совместной деятельности (цели, мотивы, действия, результаты и т.п). Наиболее последовательно структурный подход был реализован в работах Б Ф, Ломова [28]. Е И Головахи [6] и др.