Понятие о творчестве, о журналистском творчестве
Творчество – это способность создавать новое, то, чего не было. Способность к творчеству – общее свойство человека как биологического вида.
Разным лицам оно присуще в разной мере: есть более, есть менее творческие люди. Но в принципе всем дано создавать объективно или субъективно новые реальности вещественно-энергетической или информационной природы.
Объективным называют все, что оказывается принадлежностью реального мира и обретает возможность существовать независимо от человеческого сознания, а субъективным – все, что характеризует субъект, является его чертами, свойствами, его принадлежностью.
Творчество как феноменальное свойство человека заключается в способности создавать и объективно новое – то, что не существовало раньше в мире вообще, и субъективно новое – что уже имеется в реальности, но для данного человека ново, создается им впервые, без жесткой ориентации на существующие аналоги. В этом смысле «изобретать велосипед» – тоже акт творчества, проявление способности творить (если, конечно, речь именно об изобретении, а не о копировании или «сборке по образцу»).
Творчеством пронизана вся наша жизнь – игра, учение, труд. У разных людей – разная мера способности к творчеству (креативности, говоря языком науки). Однако эта способность поддается развитию, может и возрастать при благоприятных условиях.
Оглянитесь вокруг: стены здания, в котором мы с Вами находимся, стол, шкафы, стулья, электрическая проводка, повернули выключатель – и свет... Чтобы удовлетворить свои материальные потребности, человек создает все это из вещества и энергии. Отсюда и выражение: предметы вещественно-энергетической природы. А теперь обратите внимание на поверхность стола. Видите, там – подшивки газет, книги, кассеты с диктофонными записями. Казалось бы, это тоже предметы из вещества. Однако они для удовлетворения духовных нужд, вещество здесь – только упаковка для информации, точнее, даже для информационного продукта. Они служат людям каждый по-своему, выглядят неодинаково, но в главном едины: это всегда особым образом созданные «информационные консервы», готовые при определенных условиях передать заинтересовавшемуся ими человеку некое содержаниедля ума, для души, для чувств, способное повлиять на него в той или иной мере.
Информационный продукт– дело мозга и рук человека, а потому в нем неизбежно отражается уровень креативности, творческих возможностей его создателя. «Консервация» информации – только часть операций по переработке первичной информации в информационный продукт. В целом такая переработка –сложнейший психологический процесс, в который включены все сферы личности и все уровни психики. Все сферы личности – значит интеллект, эмоции, воля. Все уровни психики – значит подсознание, сознание и надсознание (или, как еще его именуют, сверхсознание).
Понятием «надсознание» обозначается уровень психики, который направляет целостноеповедение личности на решение новыхжизненных задач – и опять-таки относительно независимо от сознательно-волевых усилий. Для творчества этот «этаж» психики чрезвычайно важен. Доктор психологических наук Павел Васильевич Симонов интерпретировал надсознание как механизм творческой интуиции, посредством которого на базе рекомбинации(воссоединение старых элементов на новой основе, в новых связях, в новых отношениях.) прежних впечатлений возникает целостное видение новых, не существовавших ранее образов и формируется готовность человека к их осуществлению.
И все-таки только к работе надсознания творческий процесс не сводится – в него, повторяю, вовлечены все уровни психики. Причем интересно вот что: по наблюдениям психологов, интенсивнее всего он становится, когда мозг человека «эмоционально активирован», а потребность в решении творческой задачи очень велика. В подобных ситуациях поиск решения становится непрерывным.