Методика преподавания психологии

Общая психология

Введение

1. Психология в системе наук. Принципы, задачи и структура современной психологии.

2. Психика, ее возникновение, стадии развития.

3. Сознание, его структура, функции и состояния.

4. Характеристика неосознаваемых процессов.

5. Понятие деятельности. Психологические теории деятельности.

Познавательные процессы

1. Понятие об ощущении. Свойства ощущений. Классификация ощущений.

2. Психофизика ощущений

3. Восприятие: физиологические основы, свойства, виды.

4. Внимание: свойства, виды, теории.

5. Понятие памяти. Теории памяти.

6. Типы и формы памяти.

7. Процессы памяти (забывание, воспроизведение, запоминание)

8. Понятие мышления. Виды мышления.

9. Сравнительный анализ теорий мышления.

10. Интеллектуальные способности

11. Речь и язык. Функции и виды речи. Психологические теории речи.

12. Понятие воображения и его виды. Функции воображения. Свойства и способы создания образов воображения.

Личность

1. Персонология как наука о личности. Этапы исследования личности.

2. Понятие личности в психоанализе.

3. Концепции личности в советской психологии.

4. Направленность как ведущий компонент структуры личности.

5. Способности и их природа. Классификация способностей.

6. Эмоции и чувства. Виды и функции эмоций.

7. Потребности. Основные подходы к рассмотрению потребностей. Виды потребностей, и их психологические характеристики.

8. Мотив как внутренний побудитель деятельности. Полимотивация деятельности и поступков. Роль мотивов в ситуации выбора.

9. Классические и современные теории темперамента.

10. Характер как единство отношения и способа действия. Теория отношений В.Н. Мясищева как методологическая основа определения характера.

11. Воля, основные подходы к определению воли. Механизмы волевой регуляции. Волевые качества личности.

Психология личности

1. Понятие личности и ее структуры в современной психологии.

2. Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности.

3. Жизненный путь личности: определение, единицы анализа.

4. Я-концепция: понятие, структура, функции, развитие.

5. Обзор основных направлений в теории личности в американской и западно-европейской психологии.

Методология, теория и методы психологических исследований

1. Уровни методологии науки и проблемы психологического исследования.

2. Классический тип научной рациональности и психологическая методология.

3. Неклассический тип научной рациональности и психологическая методология.

4. Постнеклассический тип научной рациональности и психологическая методология.

5. Психологическое исследование: уровни, виды, структура.

Экспериментальная психология

1. Наблюдения в психологических исследованиях.

2. Эксперимент в психологии. Переменные в эксперименте.

3. Экспериментальные схемы

4. Сложные экспериментальные схемы

5. Особые виды экспериментов (квази-эксперименты, эксперименты с небольшим количеством испытуемых)

История психологии

1. Предмет, принципы, методы и задачи и функции истории психологии. Категориальный анализ. Условия и закономерности развития научных психологических знаний.

2. Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока. Развитие психологических идей в период античности.

3. Развитие психологических идей в Средние века и период Возрождения.

4. Психологические учения XVII-XVIII вв. Ассоцианизм.

5. Основные научные школы и направления в зарубежной психологии в период с 30-х по 90-е гг. ХХ в.

6. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии.

7. Российская психология в советский период (20-80 гг. ХХ в.) и в условиях трансформации социально-экономических отношений (90-е гг. ХХ века – начало ХХI века).

8. История психологии Беларуси. Связь ее с российской и мировой психологией.

Психология развития

1. Предмет и задачи психологии развития. Проблемы психологии развития.

2. Понятие развития. Процессы, обеспечивающие процесс развития.

3. Условия и законы психического развития человека.

4. Понятие возраста в психологии развития. Проблема построения возрастной периодизации психического развития человека.

5. Проблема развития в биогенетических и этологических теориях развития.

6. Проблема развития в бихевиористических теориях развития.

7. Проблема развития в психоаналитических теориях развития.

8. Проблема развития в когнитивных теориях развития.

9. Теории психического развития в советской и современной отечественной психологии.

10. Понятие о стабильных и критических периодах развития.

Социальная психология

1. Методы социальной психологии.

2. Вербальная и невербальная коммуникация.

3. Межличностное восприятие и понимание.

4. Социальная установка и поведение.

5. Теории каузальной атрибуции.

6. Принятие решений в группе.

7. Межгрупповые отношения.

8. Просоциальное поведение.

9. Агрессивное поведение.

Педагогическая психология

1. Предмет, задачи, и методы педагогической психологии.

2. Проблема соотношения обучения и психического развития в психологии.

3. Младший школьник как субъект учебной деятельности.

4. Особенности учебной деятельности в среднем и старшем школьном возрасте.

5. Психологические особенности воспитания в подростковом и старшем школьном возрасте.

Методика преподавания психологии

1. Психология как учебный предмет. Дидактические и специфические принципы преподавания психологии.

2. Понятие о психологической культуре личности. Уровни психологической культуры.

3. Содержание психологического образования на разных возрастных этапах.

4. Психологические особенности учебно-профессиональной деятельности студентов.

5. Организационные формы обучения психологии.

6. Методика чтения лекций по психологии.

7. Методика проведения практических семинарских и лабораторных занятий по психологии.

8. Организация самостоятельной работы студентов при изучении психологии.

9. Методы активного и интерактивного обучения на занятиях по психологии.

10. Педагогическое взаимодействие в системе преподавания психологии.

Медицинская психология

1. Предмет, задачи и разделы медицинской психологии.

2. Основные подходы к дихотомии «норма-патология» психологии. Зависимость критериев психического здоровья от теоретического подхода. Сравнительный анализ критериев психической нормы.

3. Психологические подходы к классификации и изучению нарушений мышления. Феноменология нарушений мышления.

4. Основные теоретические подходы в психосоматике.

5. Представления о взаимосвязи психики и мозга в современной нейропсихологии.

Рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании кафедры общей и педагогической психологии (протокол № 8 от 13.12.2012 г.)

Одобрены и рекомендованы к утверждению на заседании Совета факультета

психологии (протокол № 5 от 17.12.2012 г.)

Вопросы к государственному экзамену по дисциплинам специализации «Педагогическая психология»

Кафедра общей и педагогической психологии, 2012-2013 учебный год

ДНЕВНАЯ и ЗАОЧНАЯ форма получения образования

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Общая характеристика и структура процесса обучения.

2. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.

3. Общая характеристика и структура учебной деятельности.

4. Мотивация учебной деятельности. Классификация мотивов учения. Мотивация учения младшего, среднего и старшего школьника.

5. Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости.

6. Общая характеристика проблемного обучения.

7. Общая характеристика программированного обучения.

8. Теория поэтапного формирования умственных действий.

9. Психология педагогической оценки.

10. Психологическая сущность воспитания и самовоспитания.

11. Общая характеристика и особенности педагогической деятельности.

12. Знания, умения и профессионально важные качества педагога.

13. Психология педагогических способностей.

14. Формирование профессионального самосознания педагога.

15. Общая характеристика, структура и стили педагогического общения.

16. Индивидуальный стиль деятельности педагога и его виды.

17. Психология педагогического коллектива.

18. Педагогические конфликты и способы их разрешения.

19. Психологическое обеспечение деятельности педагога. Индивидуальная работа психолога с учителем.

20. Педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

1. Особенности психического развития ребёнка в кризисе новорождённости и младенческом возрасте. Кризис 1 года

2. Характеристика психического и личностного развития ребенка в раннем возрасте. Кризис 3 лет

3. Психическое развитие дошкольника

4. Личностное развитие дошкольника

5. Кризис 6-7 лет

6. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе

7. Психическое развитие младшего школьника

8. Личностное развитие младшего школьника

9. Психическое развитие подростка

10. Личностное развитие подростка

11. Характеристика психического и личностного развития в юношеском возрасте

12. Кризисы развития подростково-юношеского возраста

13. Основные изменения в психических процессах, личности и социальных отношениях в период ранней взрослости

14. Основные изменения в психических процессах, личности и социальных отношениях в период средней взрослости

15. Основные изменения в психических процессах, личности и социальных отношениях в период поздней взрослости

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1. Теория высших психических функций Л.С.Выготского и ее значение для специальной психологии.

2. Понятие об умственной отсталости. Виды умственной отсталости. Степени выраженности. Причины возникновения.

3. Представление о задержке психического развития. Классификация видов задержки психического развития.

4. Виды речевых нарушений у детей. Психологическая характеристика детей с системной речевой патологией.

5. Дети с синдромом раннего детского аутизма: классификация О.С. Никольской. Психологическая характеристика.

6. Виды отношения семьи к ребенку и его дефекту. Стратегия работы психолога с семьей, имеющего аномального ребенка.

7. Основные направления психокоррекционной работы с детьми, имеющими легкие отклонения в психическом развитии

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ

1. Социально-психологическая сущность брака и семьи. Функции современной семьи

2. Динамика семьи. Жизненный цикл и жизненный путь семьи.

3. Семья как система.

4. Психодинамическая концепция семьи.

5. Трансгенерационный подход к семье.

6. Семья в гуманистической психологии.

7. Проблемы поощрений и наказаний детей в семье с позиции различных психологический теорий.

ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

1. Основные методы современной психодиагностики. Классификация психодиагностических методов. Процедура и основные требования к выбору методик для проведения психодиагностического исследования

2. Понятие о предметной области психодиагностики и психологических уровнях изучения объекта. Понятие об «L», « Q», « Т» данных. Виды диагностических ситуаций. Особенности поведения клиента и деятельности психолога в этих ситуациях

Наши рекомендации