Методика преподавания психологии
Общая психология
Введение
1. Психология в системе наук. Принципы, задачи и структура современной психологии.
2. Психика, ее возникновение, стадии развития.
3. Сознание, его структура, функции и состояния.
4. Характеристика неосознаваемых процессов.
5. Понятие деятельности. Психологические теории деятельности.
Познавательные процессы
1. Понятие об ощущении. Свойства ощущений. Классификация ощущений.
2. Психофизика ощущений
3. Восприятие: физиологические основы, свойства, виды.
4. Внимание: свойства, виды, теории.
5. Понятие памяти. Теории памяти.
6. Типы и формы памяти.
7. Процессы памяти (забывание, воспроизведение, запоминание)
8. Понятие мышления. Виды мышления.
9. Сравнительный анализ теорий мышления.
10. Интеллектуальные способности
11. Речь и язык. Функции и виды речи. Психологические теории речи.
12. Понятие воображения и его виды. Функции воображения. Свойства и способы создания образов воображения.
Личность
1. Персонология как наука о личности. Этапы исследования личности.
2. Понятие личности в психоанализе.
3. Концепции личности в советской психологии.
4. Направленность как ведущий компонент структуры личности.
5. Способности и их природа. Классификация способностей.
6. Эмоции и чувства. Виды и функции эмоций.
7. Потребности. Основные подходы к рассмотрению потребностей. Виды потребностей, и их психологические характеристики.
8. Мотив как внутренний побудитель деятельности. Полимотивация деятельности и поступков. Роль мотивов в ситуации выбора.
9. Классические и современные теории темперамента.
10. Характер как единство отношения и способа действия. Теория отношений В.Н. Мясищева как методологическая основа определения характера.
11. Воля, основные подходы к определению воли. Механизмы волевой регуляции. Волевые качества личности.
Психология личности
1. Понятие личности и ее структуры в современной психологии.
2. Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности.
3. Жизненный путь личности: определение, единицы анализа.
4. Я-концепция: понятие, структура, функции, развитие.
5. Обзор основных направлений в теории личности в американской и западно-европейской психологии.
Методология, теория и методы психологических исследований
1. Уровни методологии науки и проблемы психологического исследования.
2. Классический тип научной рациональности и психологическая методология.
3. Неклассический тип научной рациональности и психологическая методология.
4. Постнеклассический тип научной рациональности и психологическая методология.
5. Психологическое исследование: уровни, виды, структура.
Экспериментальная психология
1. Наблюдения в психологических исследованиях.
2. Эксперимент в психологии. Переменные в эксперименте.
3. Экспериментальные схемы
4. Сложные экспериментальные схемы
5. Особые виды экспериментов (квази-эксперименты, эксперименты с небольшим количеством испытуемых)
История психологии
1. Предмет, принципы, методы и задачи и функции истории психологии. Категориальный анализ. Условия и закономерности развития научных психологических знаний.
2. Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока. Развитие психологических идей в период античности.
3. Развитие психологических идей в Средние века и период Возрождения.
4. Психологические учения XVII-XVIII вв. Ассоцианизм.
5. Основные научные школы и направления в зарубежной психологии в период с 30-х по 90-е гг. ХХ в.
6. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии.
7. Российская психология в советский период (20-80 гг. ХХ в.) и в условиях трансформации социально-экономических отношений (90-е гг. ХХ века – начало ХХI века).
8. История психологии Беларуси. Связь ее с российской и мировой психологией.
Психология развития
1. Предмет и задачи психологии развития. Проблемы психологии развития.
2. Понятие развития. Процессы, обеспечивающие процесс развития.
3. Условия и законы психического развития человека.
4. Понятие возраста в психологии развития. Проблема построения возрастной периодизации психического развития человека.
5. Проблема развития в биогенетических и этологических теориях развития.
6. Проблема развития в бихевиористических теориях развития.
7. Проблема развития в психоаналитических теориях развития.
8. Проблема развития в когнитивных теориях развития.
9. Теории психического развития в советской и современной отечественной психологии.
10. Понятие о стабильных и критических периодах развития.
Социальная психология
1. Методы социальной психологии.
2. Вербальная и невербальная коммуникация.
3. Межличностное восприятие и понимание.
4. Социальная установка и поведение.
5. Теории каузальной атрибуции.
6. Принятие решений в группе.
7. Межгрупповые отношения.
8. Просоциальное поведение.
9. Агрессивное поведение.
Педагогическая психология
1. Предмет, задачи, и методы педагогической психологии.
2. Проблема соотношения обучения и психического развития в психологии.
3. Младший школьник как субъект учебной деятельности.
4. Особенности учебной деятельности в среднем и старшем школьном возрасте.
5. Психологические особенности воспитания в подростковом и старшем школьном возрасте.
Методика преподавания психологии
1. Психология как учебный предмет. Дидактические и специфические принципы преподавания психологии.
2. Понятие о психологической культуре личности. Уровни психологической культуры.
3. Содержание психологического образования на разных возрастных этапах.
4. Психологические особенности учебно-профессиональной деятельности студентов.
5. Организационные формы обучения психологии.
6. Методика чтения лекций по психологии.
7. Методика проведения практических семинарских и лабораторных занятий по психологии.
8. Организация самостоятельной работы студентов при изучении психологии.
9. Методы активного и интерактивного обучения на занятиях по психологии.
10. Педагогическое взаимодействие в системе преподавания психологии.
Медицинская психология
1. Предмет, задачи и разделы медицинской психологии.
2. Основные подходы к дихотомии «норма-патология» психологии. Зависимость критериев психического здоровья от теоретического подхода. Сравнительный анализ критериев психической нормы.
3. Психологические подходы к классификации и изучению нарушений мышления. Феноменология нарушений мышления.
4. Основные теоретические подходы в психосоматике.
5. Представления о взаимосвязи психики и мозга в современной нейропсихологии.
Рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании кафедры общей и педагогической психологии (протокол № 8 от 13.12.2012 г.)
Одобрены и рекомендованы к утверждению на заседании Совета факультета
психологии (протокол № 5 от 17.12.2012 г.)
Вопросы к государственному экзамену по дисциплинам специализации «Педагогическая психология»
Кафедра общей и педагогической психологии, 2012-2013 учебный год
ДНЕВНАЯ и ЗАОЧНАЯ форма получения образования
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Общая характеристика и структура процесса обучения.
2. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
3. Общая характеристика и структура учебной деятельности.
4. Мотивация учебной деятельности. Классификация мотивов учения. Мотивация учения младшего, среднего и старшего школьника.
5. Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости.
6. Общая характеристика проблемного обучения.
7. Общая характеристика программированного обучения.
8. Теория поэтапного формирования умственных действий.
9. Психология педагогической оценки.
10. Психологическая сущность воспитания и самовоспитания.
11. Общая характеристика и особенности педагогической деятельности.
12. Знания, умения и профессионально важные качества педагога.
13. Психология педагогических способностей.
14. Формирование профессионального самосознания педагога.
15. Общая характеристика, структура и стили педагогического общения.
16. Индивидуальный стиль деятельности педагога и его виды.
17. Психология педагогического коллектива.
18. Педагогические конфликты и способы их разрешения.
19. Психологическое обеспечение деятельности педагога. Индивидуальная работа психолога с учителем.
20. Педагогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
1. Особенности психического развития ребёнка в кризисе новорождённости и младенческом возрасте. Кризис 1 года
2. Характеристика психического и личностного развития ребенка в раннем возрасте. Кризис 3 лет
3. Психическое развитие дошкольника
4. Личностное развитие дошкольника
5. Кризис 6-7 лет
6. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
7. Психическое развитие младшего школьника
8. Личностное развитие младшего школьника
9. Психическое развитие подростка
10. Личностное развитие подростка
11. Характеристика психического и личностного развития в юношеском возрасте
12. Кризисы развития подростково-юношеского возраста
13. Основные изменения в психических процессах, личности и социальных отношениях в период ранней взрослости
14. Основные изменения в психических процессах, личности и социальных отношениях в период средней взрослости
15. Основные изменения в психических процессах, личности и социальных отношениях в период поздней взрослости
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
1. Теория высших психических функций Л.С.Выготского и ее значение для специальной психологии.
2. Понятие об умственной отсталости. Виды умственной отсталости. Степени выраженности. Причины возникновения.
3. Представление о задержке психического развития. Классификация видов задержки психического развития.
4. Виды речевых нарушений у детей. Психологическая характеристика детей с системной речевой патологией.
5. Дети с синдромом раннего детского аутизма: классификация О.С. Никольской. Психологическая характеристика.
6. Виды отношения семьи к ребенку и его дефекту. Стратегия работы психолога с семьей, имеющего аномального ребенка.
7. Основные направления психокоррекционной работы с детьми, имеющими легкие отклонения в психическом развитии
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
1. Социально-психологическая сущность брака и семьи. Функции современной семьи
2. Динамика семьи. Жизненный цикл и жизненный путь семьи.
3. Семья как система.
4. Психодинамическая концепция семьи.
5. Трансгенерационный подход к семье.
6. Семья в гуманистической психологии.
7. Проблемы поощрений и наказаний детей в семье с позиции различных психологический теорий.
ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
1. Основные методы современной психодиагностики. Классификация психодиагностических методов. Процедура и основные требования к выбору методик для проведения психодиагностического исследования
2. Понятие о предметной области психодиагностики и психологических уровнях изучения объекта. Понятие об «L», « Q», « Т» данных. Виды диагностических ситуаций. Особенности поведения клиента и деятельности психолога в этих ситуациях