Прогрессивные матрицы Равена
В основе – модель интеллекта Спирмена.
Продуктивная способность – это целостное восприятие проблемной ситуации, ее анализ, выделение проблемы, выход за пределы имеющихся данных, формирование понятийных конструктов в невербальной форме.
Прогрессивные матрицы – серия заданий, построенных по принципу нарастающей сложности (1938 г.).
Тест состоит из 60 диаграмм-головоломок, в которых наглядно задаются последовательности.
Изменения одновременно в 1 или 2 последовательностях.
Они разделены на 5 серий.
Первое задание каждой серии имеет очевидное решение, последующие имеют тот же принцип, но прогрессируют по сложности – это обеспечивает самообучение.
Время работы не ограничивается.
Показатель интеллектуальных способностей человека – общее количество баллов, которое набирает обследуемый.
Уникальность матриц в том, что они используются более 70 лет.
В 1947 г. – были созданы цветные прогрессивные матрицы.
1 серия – 12 заданий
2 серия – 36 заданий. Для более детальной оценки интеллекта наиболее способной части популяции, и проф. диагностики.
Преимущества теста:
- конструктивная однородность и обоснованность;
- быстрота проведения и легкость подсчета результата;
- ясная интерпретация данных.
В рамках объективного подхода можно выделить6
1) тесты спец. способностей:
- математические способности
- организаторские способности
- музыкальные способности
- скорость чтения
- скорость печатания
2) тесты достижений – изучают уровень сформированности ЗУНов. Они построены на основе учебной программы.
Общая характерологическая психодиагностика.
Все психические качества человека, объединяясь и взаимодействуя друг с другом, образуют характер.
Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющее типичные для нее способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях.
Характер значимо связан с темпераментом, который проявляется как внешняя форма выражения характера, накладывающая своеобразный отпечаток на те или иные проявления характера.
В характере личность проявляется со стороны ее содержания (а в темперамента – со стороны динамических свойств).
Характер в основном возникает и формируется прижизненно, в процессе общения и совместной деятельности.
Является одновременно и устойчивым, и изменяющимся образованием:
Устойчивым, т.к. черты характера обуславливают определенное поведение индивида.
Изменяющимся, т.к. сами черты характера могут изменяться под воздействием внешних факторов (условий ж-д, проф. активности и т.д.).
При изучении характера наблюдается ряд подходов:
1. Характер – созвездие рядоположенных особенностей поведения…
MMPI – диагностирует такие проявления характера как:
- норма,
- оригинальность,
- интроверсия,
- твердость,
- воля,
- педантизм,
- ригидность,
- чувствительность,
- тревога,
- мнительность,
- самоконтроль.
2. К. Леонгард при исследовании акцентуаций личности выделял рад обобщенных проявлений – акцентуаций характера: демонстративный (истероидный), злопамятный (паранояльный), возбудимый (эпилептоидный) и т.д.
Изучая черты характера (или качества личности), можно выделить 4 крупных блока черт, характеризующих отношение человека к разным сторонам жизни.
4 блока черт:
1. Отношение к людям – общительность, откровенность, чуткость, открытость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, высокомерие и т.д.
2. Отношение к деятельности – добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, консерватизм, безответственность и т.д.
3. Отношение к общественной и личной собственности – аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость и т.д.
4. Отношение к себе – скромность, самокритичность, требовательность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие, эгоизм и т.д.