Особенности установления психологического контакта с разными партнёрами и в разных ситуациях деятельности.
Характер человеческих отношений диктует разнообразие психологических контактов, содержание которых в процессе расследования сводится к “господству — подчинению” или к сугубо деловым контактам “взаимное следование своим обязанностям” и т. п.
Психологический контакт—это образное выражение, обозначающее взаимопонимание, доверие и желание двух лиц общаться друг с другом. Это форма взаимоотношения лиц, обменивающихся информацией в какой-либо деятельности.
Психологический контакт следователя с подозреваемым, обвиняемым, свидетелем, потерпевшим — это специфическая форма взаимоотношений представителя государства, которому поручено расследование, с названными лицами. Психологический контакт следователя с участниками уголовного процесса строится, с одной стороны, на нормах уголовно-процессуального закона, а с другой — на научных положениях криминалистики, судебной психологии, логики и теории управления деятельностью.
В криминалистической литературе до нашего времени нет единого понятия психологического контакта. По нашему мнению, наиболее удачно психологический контакт (как “согласованное деловое взаимоотношение следователя со свидетелем, потерпевшим, подозреваемым или обвиняемым, которое возникает на основе правильной позиции следователя и поведения допрашиваемого, соответствующего или не противоречащего задачам уголовного судопроизводства”) определяет Г. Г. Доспулов. Перекликается с ним позиция А. Н. Васильева, который писал, что “психологический контакт следователя с другими участниками следственных действий состоит в установлении отношений, характеризующихся точным и добросовестным выполнением всеми участниками (в том числе и следователем) своих процессуальных и нравственных обязанностей, правильном использовании своих процессуальных прав, в результате чего создаются отношения и атмосфера, благоприятствующие решению задачи данного следственного действия”. Уточняя положения, высказанные автором, добавим, что описанные им отношения между участниками являются по своей сути отношениями сотрудничества, которое может основываться не только на доверии, но и на кооперативных началах.
Отдельные авторы видят задачу установления психологического контакта в нахождении общих интересов следователя и допрашиваемого, т. е. в переходе в допросе от психологического “Я” к психологическому “Мы”. А. Б. Соловьев, указывая на особенности психологического контакта, делает вывод, что он носит односторонний характер, так как следователь стремится получить от допрашиваемого как можно больше информации и в то же время скрыть свою осведомленность по делу.
Однако в ряде работ (Н. И. Порубов, А. В. Дулов) наметилась тенденция выдвижения на первый план информационного аспекта психологического контакта, представляющего наиболее универсальную и наиболее независимую его характеристику. Общение в ходе допроса всегда связано с процессом адаптации — социальной личностной, ситуативной, что требует непрерывного поступления информации об условиях, субъекте общения и средствах управления общением. Причем информация здесь должна пониматься как “форма связи управляющего объекта с управляемым”.
Психологический контакт складывается в ходе общения и его обязательной предпосылкой является обоюдная готовность (установка) к восприятию и пониманию лицами друг друга. Общающиеся люди посредством использования различных средств (приемов) обмениваются информацией и в итоге между ними устанавливаются определенные отношения. Отсюда, что такое психологический контакт? Это и цель, детерминирующая готовность к общению, и процесс обмена информацией, предпринимаемый для достижения цели, и, наконец, это результат—те отношения, которые позволяют продолжить общение и совместно решать определенные задачи. Поэтому психологический контакт целесообразно рассматривать в двух планах: как определенные отношения, складывающиеся между участниками допроса, и как деятельность по созданию этих отношений, протекающую в форме общения.
Установление психологического контакта — это целенаправленная, планируемая деятельность следователя по организации и управлению движением информации в процессе общения, направленная на создание условий, обеспечивающих его развитие в нужном для достижения поставленной цели направлении и осуществляется на всем протяжении расследования. В то же время установление психологического контакта — это деятельность временная, характерная для каждого допроса, соответствующий “настрой” на общение.
Содержанием деятельности по установлению психологического контакта являются отношения сотрудничества и взаимопонимания (доверия), основанные на стремлении к единой цели (или, по крайней мере, на совпадении целей на отдельных этапах общения) или взаимном уважении обменивающихся информацией лиц. Установление психологического контакта есть активная деятельность следователя, направленная на формирование позитивной позиции лиц, дающих показания либо установки на продолжение общения и побуждение к сотрудничеству.
Возможности установления психологического контакта, его формы, подход к общению, благоприятствующий достижению цели, зависят прежде всего от индивидуальных психологических качеств человека, с которым предстоит установить отношения сотрудничества, от его типологических особенностей, характерных для исполнения им определенных обязанностей, роли в конкретной ситуации события преступления, жизненного и специального опыта. Отсюда, в деятельности по установлению психологического контакта на первый план выдвигаются умения следователя разбираться в психологии людей, владеть приемами допустимого воздействия на них, методикой анализа их поведения и самоанализа. Для этого необходимы жизненный опыт и знание рекомендуемых криминалистикой тактических приемов, основанных на данных психологии, логики и других наук.
В криминалистике в основном разработаны тактические приемы установления психологического контакта, однако конкретные рекомендации для его достижения различаются. Так, А. В. Дулов в числе приемов называет: а) возбуждение интереса допрашиваемого к предстоящему допросу; б) возбуждение интереса у допрашиваемого к допрашивающему (следователю, прокурору, начальнику розыска); в) обращение к закону, разъяснение значимости требуемой информации, ознакомление с обстоятельствами, смягчающими вину, и т. п.
В. Ф. Глазырин для установления психологического контакта рекомендует следующие приемы: а) обращение к логическому мышлению обвиняемого; б) возбуждение у обвиняемого интереса к общению и результатам его (если обвиняемый действительно совершил преступление, то вина его будет доказана независимо от его показания, и т. п.); в) повышение эмоционального состояния — возбуждения (обращение к чувствам обвиняемого: гордости, стыду, сожалению, раскаянию и т. п.); г) воздействие на обвиняемого личными качествами следователя (вежливость, справедливость, доброжелательность, требовательность и т. п.).
При установлении психологического контакта нельзя допускать ситуации “смыслового барьера”, когда в процессе общения наступает взаимное отчуждение, непонимание друг друга. Оно характеризуется недоверием, враждебностью, психологической непроницательностью. Все доводы кажутся обвиняемому попыткой обмануть его.
Обобщая сказанное, можно назвать наиболее общие способы установления психологического контакта:
1) создание надлежащей обстановки допроса;
2) допрос наедине;
3) корректное поведение следователя как представителя государства, выполняющего важные общественные функции,
4) демонстрация доброжелательности, непредвзятого отношения к допрашиваемому, возбуждающих интерес к следователю как партнеру по общению,
5) демонстрация умения выслушать до конца, не повышать тон;
6) проведение предварительной беседы на отвлеченную тему;
7) обращение к логическому мышлению;
8) разъяснение целей и задач допроса;
9) создание обстановки, возбуждающей интерес к допросу и результатам его.
При установлении психологического контакта нельзя допускать:
1) длительного ожидания допроса;
2) проявления излишней заинтересованности, сожаления;
3) обещаний невыполнимого, использования лжи, призывов к действиям, противоречащим нормам морали, и т. п.
Таким образом, можно сделать вывод, что в литературе установление психологического контакта связывается с применением тактических приемов, направленных, в первую очередь, на побуждение готовности допрашиваемого дать правдивые показания, добросовестно выполнить свои нравственные обязанности, возбуждение чувства доверия к следователю с тем, чтобы допрашиваемый (в том числе и обвиняемый) своим поведением способствовал достижению истины, выполнению задач уголовного судопроизводства. К сожалению, зачастую эти идеализированные пожелания остаются “благими намерениями”, и не больше, сталкиваясь с ситуациями конфликтного противоборства лиц, всеми силами стремящихся скрыть истину. Поэтому, думается, от таких лиц реальнее будет не требовать “своим поведением способствовать достижению истины”, ибо поиск истины — профессиональная задача следователя, а пробудить готовность к общению и сотрудничеству со следователем в решении отдельных задач расследуемого дела, составляющих предмет конкретного общения.
Психологический контакт как непременный атрибут общения предполагает различные виды взаимодействия, и прежде всего кооперацию и конкуренцию. Поэтому установление психологического контакта возможно и в тех ситуациях, когда лица имеют несовпадающие интересы, тем не менее проявляют готовность и желание к обмену информацией н пониманию друг друга.
Анализируя приводимые в литературе тактические приемы установления психологического контакта, можно также заметить, что в них основное внимание уделяется внешней стороне информационного взаимодействия — обеспечению на допросе беспрепятственного и активного участия в нем допрашиваемого, т. е. наличие или отсутствие психологического контакта в процессе общения ставится, главным образом, в зависимость от желания лица давать показания, в связи с чем и происходит выбор приемов тактического воздействия на него. Такой подход к решению этого вопроса нам представляется не совсем продуктивным.
Бесспорно, что организация правильных взаимоотношений следователя с допрашиваемым является важной стороной установления психологического контакта. Умение следователя проявить свои коммуникативные свойства (вежливость, доброжелательность, внешнее выражение стремления выслушать собеседника и т. п.) и расположить к себе допрашиваемого (завоевать авторитет, добиться уважения, вызвать доверие) требует определенных тактических усилий, являющихся выразителями стиля его поведения, в котором воплощается единая направленность всех особенностей общения взаимодействующих сторон в процессе допроса.
Стиль поведения при этом характеризуется двумя взаимосвязанными факторами: во-первых, внешними формами проявления особенностей поведения или манерами (формами обращения к собеседнику “на ты”, “на вы”, по имени, по фамилии; предложением или разрешением курить; проявлением внимательности, чуткости и пр.) и, во-вторых, внутренним, “добавочным” смыслом или подтекстом поведения (т. е. следователь, например, должен вести себя так, чтобы допрашиваемый видел в нем представителя государственной власти, стоящего на страже социалистической законности, убедился, что следователь стремится выяснить истину, что ему можно доверять, осознал, что следователь знает свое дело, и обманывать его бесполезно).
Планируя допрос, безусловно, необходимо учитывать все эти факты, однако основной акцент при установлении психологического контакта следует перенести на активизацию роли следователя в этом процессе. В связи с этим тактическое воздействие не следует ставить в зависимость от желания допрашиваемого давать правдивые показания, а наоборот, желание его вступать в общение со следователем (потребность передать информацию) нужно рассматривать как явление, зависимое от тактического воздействия следователя.
Таким образом, в основе взаимодействия при установлении психологического контакта лежит упорядоченное определенным образом движение информации, в котором в качестве главного управляющего элемента необходимо выделить и актуализировать меру влияния следователя (его предприимчивость, инициативу, выражение внутренних побуждений к изменению обстановки, к новым формам сотрудничества) на другого участника взаимодействия.
Условно, в целях оптимизации тактических приемов воздействия на допрашиваемых, деятельность следователя по установлению психологического кот акта можно разделить на три относительно самостоятельных этапа (стадии):
1. Предшествующая общению стадия, которая складывается из:
а) прогнозирования процесса установления психологического кон! акта в ходе подготовки к допросу;
б) создания внешних условий, облегчающих установление психологического контакта.
2. Начальная стадия общения, состоящая из приемов, направленных на:
а) проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительно-кинестезического (безречевого) общения;
б) изучение психического состояния, отношения допрашиваемого к начавшемуся общению.
3. Стадия последующего общения, связанная с поддержанием психологического контакта и преодолением негативной позиции. Она складывается из:
а) действий по ликвидации помех в общении;
б) тактических приемов, направленных на возбуждение интереса к развитию начавшегося общения и его продолжения в будущем.
Перечисленные выше этапы в рассматриваемом нами поведенческом аспекте деятельности следователя по подготовке и проведению допроса представляются как специфически организованные и управляемые поступки, действия и комбинации действий следователя, направленные на установление, контроль и регулирование отношений взаимодействия в соответствии с поставленной целью и избранной моделью общения. Поэтому, солидаризуясь с А. Н. Васильевым, мы считаем целесообразным говорить о формировании психологического контакта как о тактической задаче, решаемой путем применения группы частично названных нами и упоминающихся в литературе тактических приемов.