Пример 2. Сегментирование потребителей ювелирной бижутерии по возрасту

Возраст потребителей Характеристики потребителей
5—14 лет Обычно выступают в роли пользователей данного товара, а не в роли покупателей, так как пока не являются финансово независимыми и способными самостоятельно принимать решение о покупке. Получают украшения в подарок. Потребление данного товара у сегмента является достаточно редким (по сравнению с другими) и зависит от традиций семьи (поощряют ли и разрешают ли родители). Обычно используют простые, недорогие украшения (чаще всего, серьги)
14—17 лет Аналогично предыдущему сегменту не являются финансово независимыми и получают украшения в подарок, а не покупают его сами. Однако в данном случае потребители уже способны осознавать свою потребность, формулировать требования к товару. Активность и интенсивность потребления повышается, могут использовать различные виды украшений (серьги, кольца, подвески и т.д.). Являются активными потребителями предметов для пирсинга, поскольку это сейчас является модной тенденцией в молодежной среде. При принятии решения о покупке весьма подвержены чужому влиянию (сверстников, рекламы, моды). Поскольку являются новыми потребителями товара (только начинают потреблять), то не имеют устоявшихся вкусов, пристрастий, а только начинают их формировать. При выборе товара, скорее, руководствуются мотивом социальной идентичности («быть как все в своей социальной группе»), а не стремлением к индивидуальности, непохожести. Однако стремятся отличаться своим внешним видом от представителей более старшего поколения, поэтому могут предпочитать экстравагантные, авангардные, нетрадиционные украшения (те же предметы для пирсинга)
18—25 лет Начинает формироваться финансовая независимость (по крайней мере, могут располагать достаточной суммой денег для того, чтобы приобрести себе недорогое украшение). Относятся к группе активных потребителей товара, часто получают украшения в подарок. Постепенно формируется вкус, стилевые предпочтения, также могут формироваться марочные предпочтения. При принятии решения и выборе товара иррациональны, импульсивны, ориентируются на собственное настроение, «влияние минуты». Подвержены влиянию моды и рекламы. Потребление товара интенсивно (носят украшения часто, имеют одновременно большое количество украшений). Использование украшений не всегда хорошо продумано, скорее, выбор украшения к наряду и к ситуации делается на основании настроения, а не исходя из соображений гармонии (могут надевать один и тот же гарнитур «и в пир, и в мир»). Отношение к товару эмоционально окрашено
26—35 лет Финансово независимы, сами принимают решение о покупке и сами ее оплачивают (также нередко получают украшения в подарок). Относятся к группе активных потребителей (продолжают пополнять «копилку» аксессуаров, дополняющих одежду и способных выразить стиль и подчеркнуть индивидуальность). Принимают решение и делают выбор, как правило, обдуманно, на основе собственного вкуса, пристрастий к стилю, формам, материалам. Может существовать приверженность к марке. Однако также не исключена импульсивная покупка «по настроению». Потребление товара, также как и предыдущего сегмента, интенсивно, однако в большей степени продуманно, украшения тщательно подбираются под каждый наряд, для каждой ситуации потребления есть отдельный гарнитур. Отношение к товару эмоционально окрашено, но без излишней аффектации
36—45 лет Финансово независимы, принимают решения и покупают товар самостоятельно. Имеют устоявшиеся предпочтения, поэтому не нуждаются в советах, выбирают украшения исходя из собственных представлений о прекрасном. Принятие решения и выбор рациональны, обдуманны. Постепенно формируется консерватизм, не склонны к приобретению авангардных украшений (если это не в характере покупателя). Активность потребления снижается по сравнению с двумя предыдущими сегментами. Скорее обновляют коллекцию украшений, чем активно пополняют ее. Интенсивность потребления также несколько снижается, использование товара обдуманно, тщательно выверено, сообразно наряду и ситуации. К украшениям относятся более рационально, чем предыдущие сегменты: «украшение — это часть наряда, а не часть меня». Часто мотивом использования украшения является социальное соответствие («так принято, что женщины выражают свой стиль, используя украшения»)
46—55 лет Покупательское поведение во многом похоже на поведение предыдущего сегмента, однако, активность и интенсивность потребления еще более снижается (но обычно остается умеренным, а не редким). Имеют устоявшиеся привычки, пристрастия; часто консервативны. Используют украшения скорее по привычке, а не в стремлении продемонстрировать свою красоту и индивидуальность. Часто приобретают украшения в подарок (например, дочерям)
55—65 лет Активность приобретения в собственное пользование значительно снижается. Интенсивность потребления украшений также снижается до уровня редкого, многие потребители данного возрастного сегмента и вовсе перестают употреблять украшения. Потребители, продолжающие потреблять данный товар, делают это либо по привычке, либо потому, что они лишь номинально относятся к данному возрасту, а остаются «всегда молодыми душой»

Наши рекомендации