СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Васильев В.Л. Юридическая психология
1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – Спб.: Питер, 2001. –640с.
2. Васильев В.Л. Юридическая психология. – Спб.: Питер, Пресс, 1997. – 656с.
3. Еникеев М.И. Юридическая психология. Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА. – М., 1999. – 517с.
4. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учеб.пособие. – Гродно. ГрГУ, 1998. – 370с.
5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вызов, – 2-еизд. – М., 2000. – 336с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Дулов М.И. Судебная психология. – Минск, 1975.
2. Еникеев М.И. Судебная психология. – М., 1976.
3. Пантелеев В.А. Психология судебного разбирательства по уголовным делам. – M., 1980.
4. Мешков Р.С. Психология: Учеб. для студ. выст. пед. учеб. заведений: в 3 кн. – М., 2001.
ГЛОССАРИЙ
№ п\п | Понятие | Смысл понятия |
1. | Судебная психология | Раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, личность судьи и др. |
2. | Профессиональная направленность | Совокупность морально-политических, интеллектуальных, характерологических и психофизических качеств личности, необходимых для осуществления той или иной деятельности. |
3. | Профессиональная деформация | Развитие личностных качеств, отрицательно сказывающихся на результатах работы. |
4. | Основной допрос | Допрос участниками процесса одного и того же лица, позволяющий всесторонне и полно выяснить все, что важно для суда. |
5. | Перекрестный допрос | Допрос, при котором стороны, участвующие в далее могут поочередно ставить вопросы допрашиваемому по одному и тому же обстоятельству в целях проверки, уточнения или дополнения и его показаний. |
6. | Шахматный допрос | Допрос, сущность которого выражается в том, что при допросе одного лица попутно предлагаются вопросы другим лицам по тем обстоятельствам и фактам, о которых идут речь в данный момент в основном допросе. |
ТЕСТ
1. Раздел юридической психологии, изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, личность судьи называется:
а) правовая психология
б) криминальная психология
в) судебная психология
г) исправительная психология
2. Решение уголовного дела по существу составляет такую сторону судебной деятельности, как:
а) поисковая деятельность
б) социальная деятельность
в) коммуникативная деятельность
г) инструктивная деятельность
3. Примером «взаимоотношенийпо вертикале» в судеможет служить отношение типа:
А) свидетель - свидетель
Б) судья-защитник
В) подсудимый-подсудимый
Г) государственный обвинитель-защитник.
4. Личность судьи характеризуется:
А) профессиональной направленностью
Б) Профессиональной деформацией
В) профессиональной непригодностью
Г) профессиональной безграмотностью.
5. Развитие личностных качеств, отрицательно сказывающихся на результатах работы, называется:
А) профессионализмом
Б) профессиональной деформацией
В) профессиональной направленностью
Г) профессиональной безграмотностью
6. Разновидность судебного допроса, при котором стороны участвующие в деле могут поочередно ставить вопросы допрашиваемому по одному и тому же обстоятельству в целях проверки, уточнения ими дополнения его показаний: называется:
А) основной допрос
Б) перекрестный допрос
В) шахматный допрос
Г) повторный допрос
7. Допрос участниками процесса одногои того же лица, позволяющий всесторонне и полно выяснить все, что важно для суда, называется:
А) основным допросом
Б) перекрестным допросом
В) шахматным допросом
Г) повторнымдопросом
8. Тактический прием допроса, состоящий в постановке вопроса- позволяющих расчленить общее и недостаточно конкретные показания на отдельные эпизоды, факты и тем самым более глубоко их исследовать, называется:
А) сопоставление
Б) напоминание
В) контроль
Г) детализация
9. В ходе судебных прений прокурор и защитник оказывают психологическое воздействие на суд:
А) физическим методом
Б) эмоционально-психологической убедительностью речей
В) физиологическим методом
Г) методологически
10. Внутриколлективные отношения между судьями при вынесении приговора должны строиться на принципе:
А) равенства
Б) единоначалия
В) подчиненности
Г) недоверия.
ТРЕНИНГ УМЕНИЙ
1. Выделите психологические компоненты судебной деятельности. Охарактеризуйте каждый.
2. Составьте профессиограмму судьи.
3. Охарактеризуйте специфику разновидностей судебного допроса.
4. Каково значение судебных прений, в чем состоит их психологическое воздействие на судей?
5. Каким образом осуществляется процесс формирования коллективного убеждения судей при вынесении ими приговора в совещательной комнате?