Жить или думать о том, как жить
Научиться существовать фактически означает научиться не думать. Существовать означает просто-напросто дать себе возможность принимать участие в какой-либо деятельности и предпринимать то, что для вас естественно, не углубляясь в анализ, планирование и подведение итогов. Например, если вы обучили свое тело выполнению какого-либо задания, ваш разум будет противодействовать тому, чтобы вы постоянно над ним размышляли.
Рассмотрим такую повседневную деятельность, как вождение автомобиля. После того как вы научитесь этому, вы больше уже не думаете, что делает ваше тело во время вождения. Вы просто позволяете ему делать то, что оно умеет. Если вы начнете думать и беспокоиться о каждом малейшем движении, то, скорее всего, потеряете координацию движений и остановитесь. Это будет в чем-то сродни возвращению к необученному состоянию. Вам, несомненно, доводилось наблюдать за поведением таких водителей, которые постоянно думают о вождении, колеблются, действуют неловко, пытаясь осмысленно «совместить все вместе». Их беспокоит каждый поворот, смена полосы движения, поддержание нужной скорости и т. п., поскольку их не научили делать все это не думая.
То же самое относится и к любым видам спорта, таким как теннис, баскетбол или настольный теннис. Начиная размышлять во время игры, вы совершаете величайшую ошибку. Мне доводилось наблюдать множество матчей между чемпионами и претендентами, когда претенденты вначале вели в матче, главным образом потому, что на этом этапе они просто играли в мяч, не думая о победе, давая телу возможность делать свое дело. А потом, набрав очки, они начинали думать. О том, что могут и выиграть. О том, что для этого нужно что-то предпринять. Начав думать, такие игроки вскоре начинают ошибаться и проигрывают.
Величайшие игроки мира играют естественно, не думая, поскольку они научили свои тела немедленно реагировать в точном соответствии с потребностями момента игры, ни на что не отвлекаясь. В этом и состоит суть концентрации как противоположности колебаниям, анализу и учету всех аспектов проблемы. Такое состояние ближе к медитации, чем к теоретизированию и размышлению.
Такой же подход, связанный с достижением спокойствия ума, можно применять и во всех ваших жизненных «играх», больших и малых. Если, скажем, вы не очень сильны в теннисе, но время от времени вам удаются «бессознательные» удары, попадающие точно в незащищенное место площадки противника, вы должны догадаться, что тело само кое-что умеет и ему нужно давать возможность проявить свои способности, не одергивая и не останавливая его мышлением. Будучи «бессознательными», вы сможете реально проявить свои естественные возможности.
Сексуальная активность – еще одна область, в которой необходимо спокойствие ума, чтобы перейти просто к нерассуждающему участию в реальности. Вы когда-нибудь слышали, чтобы четырнадцатилетнего мальчишку учили, как получить эрекцию? Конечно же, нет. Но вполне возможно, вам доводилось слышать, как сорокалетних приходится учить вспоминать, как ее добиться. Импотенция, так же как и другие срывы естественного поведения, обычно вызывается наличием в голове отвлекающих мыслей и озабоченности, которые не позволяют телу заниматься тем, что оно и само знает, как делать. Ирония состоит в том, что большинство методик, направленных на излечение сексуальных расстройств, связаны с тем, чтобы научить людей отвлекаться от мыслей и беспокойства по поводу своих сексуальных способностей, снимать давление, которое эти процессы оказывают на организм человека своими громкими активными напоминаниями разуму, легко приводя к блокированию различных функций тела. Просто находясь со своим партнером и наслаждаясь сексом, не позволяя своему разуму продвигаться по всем направлениям, вы сможете испытать самые прекрасные сексуальные переживания.
Хорошо известно, что чем меньше вы думаете о симптомах различных физических расстройств, тем меньше их проявления. Чтобы разорвать порочный круг «боль – напряженность – усиление боли – усиление напряженности», все чаще используется медитация, а не таблетки. Или возьмите такое широко распространенное заболевание, как простуда. Думая о простуде, обсуждая ее с окружающими, вы все больше «вживаетесь» в нее, тем самым часто усиливая ее проявления, которые ваше тело, будучи предоставленным самому себе, подавляло бы естественным путем.
Говард собирался совершить свой самый первый в жизни прыжок с парашютом. Он выехал из дома с признаками серьезной простуды: сильным насморком, кашлем. Прибыв в аэропорт, Говард с головой погрузился в подготовку к прыжку: слушал объяснения инструктора, осматривал и регулировал оборудование, отсчитывал секунды, вспоминал, как правильно располагать тело и т. д. Так прошло два часа. Все это время он был целиком увлечен подготовкой к выполнению прыжка. Когда Говард вернулся к своему автомобилю, он впервые за последние два часа опять почувствовал, что нос заложен. Когда парень был полностью захвачен деятельностью, его рассудок не концентрировался на простуде, и, пока организм боролся с ней, он естественным путем «лечил» ее точно так же, как это делают лекарственные средства.
Однажды ко мне обратилась клиентка, у которой часто случались приступы диареи. Она знала, что в ее случае речь идет о психосоматической реакции, поскольку подобные проявления имели место лишь тогда, когда ей предстояло делать что-либо неприятное. Ей приходилось так планировать свой день, чтобы все время находиться недалеко от душа, а перспектива путешествия в автомобиле на большие расстояния просто вызывала у нее ужас. После нескольких месяцев обучения спокойствию ума, чтобы прекратить концентрироваться и пытаться бороться с диареей, что лишь усиливало в ней напряжение и ухудшало ее состояние, женщина смогла справиться со своей проблемой.
Подобная тактика «бездумья» в ситуациях, когда мышление оказывает негативное воздействие, бывает весьма полезной для устранения многих физических и моральных недостатков. Не являясь заменой соответствующей медицинской помощи, когда причина связана только с головой (разумом) или когда разум усугубляет физическое недомогание вне всяких мыслимых пределов реальной серьезности, обучение расслаблению и прекращению мышления оказывается весьма мощным средством борьбы с ним.
Переедание – еще одна область, где избыток размышлений тоже может наносить вред. Телу лучше вас самих известно, как привести вес в норму. Если у вас имеется избыточный вес, причина почти всегда связана с разумом, а не с какими-либо физическими недостатками. Если не делать из еды культа и настроиться на то, чтобы просто прекращать есть, когда тело уже не голодно, вы даже перестанете думать о какой-либо диете. Для удовлетворения потребностей организма в еде обычно достаточно всего нескольких кусочков пищи. Физическое чувство голода исчезает. Однако вы продолжаете есть, поскольку настроены на это. Бывает так, что человек думает: если он не съест все, что положено на тарелку, или все, что есть на столе, через двадцать минут он опять проголодается; человек считает, что «бифштекс великолепен», «шоколадный пудинг изумителен» и т. д. Окружающие просто ожидают от вас прожорливости, а иногда и в самом человеке живет иррациональный страх голода. Когда ожидание этого ощущения оправдывается, вы чувствуете, что «голодны до смерти». Но в действительности вы измываетесь над своим телом, насилуя его едой!
Один из наиболее практичных способов сбрасывания веса – класть на свою тарелку всего по одной ложке еды за один раз. После каждого кусочка спрашивайте у своего организма , голоден ли он . Если нет, немедленно прекращайте есть и не тянитесь к следующему кусочку, пока ваше тело опять не захочет. Питайте его только в той мере, в какой это действительно необходимо. Организму не нравится, когда его набивают едой; переедание приносит страдания телу, и если вы избавитесь от прожорливости разума и услышите сигналы организма, который пытается избавить вас от привычки переедать, то получите заслуженную награду в виде оптимального веса. Исчезнут все неприятные ощущения (одышка, вздутие живота и другие), которыми организм дает вам знать, что нуждается лишь в том количестве еды, которое определено им самим и действительно необходимо для нормального функционирования. Научив свой разум ограничивать количество потребляемой пищи, человек может достаточно быстро нормализовать вес тела.
О какой бы жизненной ситуации ни шла речь, после того как вы научите организм правильно вести себя в процессе размышления и обучения, приходит время расслабиться и дать телу возможность делать то, чему вы его научили, избавив его от постоянного давления со стороны разума. Подобное расслабление, как это ни странно, может повысить, а не снизить ваши способности. Все великие учителя понимают, что для эффективной деятельности необходимо, чтобы человек мог заниматься ею произвольно. Всякий раз, когда на организм оказывается давление, как снаружи, так и изнутри, разум начинает противодействовать тому, что от него стремятся получить. Английский романист Чарльз Кингсли написал по поводу мышления как причины и симптома страданий и невзгод человека следующее:
Хотите быть несчастными – размышляйте о себе, о том, чего хотите, что вам нравится, о том, с каким уважением должны относиться к вам люди, что они должны о вас думать, – и для вас не останется ничего чистого. Вы будете портить все, к чему прикасаетесь; будете превращать в грех и несчастье для себя все, что посылает вам Бог; станете проклятыми в той степени, которую изберете для себя сами.
И здесь появляется слово «выбирать». У вас есть возможность перестать выбирать для себя настроение, при котором активные размышления мешают наслаждаться реальностью.