Ассесмент – как фактор кадрового менеджмента.
Позитивное развитие сложных структур, например ПР (420 тыс. человек, 85 филиалов), невозможно реализовать без организации системы делегирования полномочий в иерархии менеджмента для принятия неотложных оперативных решений. Это, в свою очередь, предъявляет высокие требования к набору и обучению высококачественных менеджеров и руководителей подразделений.
Одним из важных направлений кадровой политики предприятия является развитие персонала с учетом требований стратегических задач предприятия. Главная роль в данном направлении отводится плановому обучению работников для повышения профессиональной компетенции, развития управленческих навыков, планирования карьеры и формирования кадрового резерва по руководящим должностям.
На практике используется широкий спектр диагностических средств (табл. 1.2) 7.
Таблица 1.2.
Статистика использования различных методов оценки персонала
Метод оценки персонала | Число случаев использования | ||||
Никогда | «< ½» | «≈½» | «> ½» | Всегда | |
Интервью: только 1 «> 1» | 1,0 50,0 1,9 | 9,8 14,9 12,3 | 4,9 10,8 3,8 | 2,0 12,2 16,0 | 81,4 12.2 66,0 |
Отзывы | 3,7 | 14,0 | 2,8 | 11,2 | 67,3 |
Психологические тесты: личностные познавательные | 64,4 70,8 | 23,8 19,8 | 3,0 3,1 | 5,0 1,0 | 4,0 5,2 |
Анализ почерка | 92,2 | 3,9 | 1,0 | - | 2,9 |
Астрология | 99,0 | 1,0 | - | - | - |
Анализ биографии | 94,2 | 2,9 | 1,0 | - | 1,9 |
Ассессмент-центры | 78,6 | 14,6 | 14,9 | 1,9 | - |
По данным российских и зарубежных источников ассесмент-центр (АЦ) обладает наибольшей прогностической валидностью [60] (точность оценки эффективности, действенности, практической значимости) в объеме 65-80%, что существенно превышает возможности других методов (табл.1.3.) [12, 13]:
Таблица 1.3.
Статистика коэффициентов валидности различных методов оценки персонала
Метод оценки персонала | Коэффициенты валидности |
Ассессмент-центр | 0,68 |
Структурированное интервью | 0,63 |
Тесты профессиональные | 0,55 |
Тесты когнитивных способностей | 0,53 |
Тесты способностей | 0,50 |
Центры оценки (эффективность работы) | 0,43 |
Тесты личностные | 0,39 |
Биографические данные | 0,38 |
Рекомендации | 0,23 |
Интервью | 0,19 |
Неструктурированные интервью | 0,15 |
АЦ заключается в том, чтобы помочь кандидатам продемонстрировать актуальный уровень развития профессиональных и личностных компетенций в ситуациях, моделирующих ключевые моменты реальной и будущей деятельности оцениваемого.
АЦ - это комплексные диагностические методы, которые систематически регистрируют достижения или недостатки в поведении работников, участвующих в качестве объектов оценки. Несколько наблюдателей одновременно оценивают результаты одного или нескольких участников согласно установленным правилам и на основании предварительно определенных показателей 17.
АЦ – это технология, позволяющая получить качественные оценки моделированием реальных ситуаций, что делает проверку безопасной с точки зрения возможных потерь организации.
Технология оценки АЦ обеспечивает 7:
- достоверность (реальный уровень владения навыками эффективной работы);
-надежность (результаты оценки должны быть относительно свободны от влияния ситуативных факторов: настроения, погоды, прошлых успехов и неудач);
-объективность (вне зависимости от личных суждений, опыта прошлых взаимодействий);
-возможность прогноза (какого рода деятельность и на каком уровне человек способен реализовать в настоящее и будущее время);
-комплексность (оценка каждого участника и взаимосвязей в организации);
-адекватность корпоративной культуре;
-прозрачность показателей и процедуры оценки.
Методы АС можно разделить на три основные группы (рис.1.6):
Рисунок 1.6. Методы ассессмента.
Выделяют шесть основных этапов построения АЦ (рис.1.7) [7, 13]:
Рисунок 1.7. Этапы подготовки и проведения центра оценки.
При проектировании программы АЦ требуется соблюдать следующие принципы:
1. Достоверность оценки и прогноза (базируется на реально проявленных в модельных ситуациях качествах и свойствах, ориентирована на выявление скрытого потенциала уровня личности).
2. Адекватность (оцениваются именно те компетенции, которые необходимы для эффективной работы в той или иной конкретной позиции, затраты на оценку должны соответствовать реальной или потенциальной позиции в организации).
3. Устойчивость (высокая степень воспроизводимости в течение 2-3 месяцев).
4. Комплексность (оценивает компетенции разных типов: умения и навыки в области мышления, коммуникации, особенности личностных стратегий поведения).
5. Объективность (оценка компетенций не должна зависеть от субъективизма экспертов, особенностей их профессиональной ориентации).
В процессе проектирования АЦ используются следующие элементы:
1. Критерии оценки (компетенции).
2. Перечень профессиональных ситуаций, типы задач.
3. Диагностические процедуры.
4. Формы представления результатов.
Пространство проектирования программы АЦ можно представить в виде (рис.1.8) 7:
Рисунок 1.8. Пространство проектирования ассесмента.
Информацию, полученную по результатам оценки, можно использовать в различных кадровых программах. В зависимости от целей проведения АЦ (рис.1.8) способ представления результатов может варьироваться, например (табл.1.4):
Таблица 1.3.
Способы представления результатов ассесмента для разных целей использования
Типы целей ассесмента | Возможные способы представления результатов |
Набор новых сотрудников | Ранжированные списки кандидатов |
Таблицы оценок по критериям | |
Оценка потенциала сотрудников | Развернутые характеристики с рекомендациями по использованию и развитию потенциала каждого участника |
Оценка для обучения | Отчет об участии в обучении |
Характеристики с рекомендациями по использованию |