Парадоксы делового этикета
Деловой этикет - это явление культуры. Любым ее феноменам присуща неоднозначность, а подчас и парадоксальность. Выступая инструментом повседневного делового общения, бизнес-этикет безусловно содержит парадоксы. Вот некоторые примеры.
Парадокс маски
Здравый смысл: Правила делового этикета создают комфорт в общении за счет предсказуемости поведения партнера.
Парадокс: Правила делового этикета могут быть построены на неискренности, как будто человек надевает этикетные маски. Например, хороший тон требует, чтобы мы иногда говорили не то что думаем.
Мы говорим: | А при этом думаем: |
Мне тоже приятно познакомиться с вами | Не уверен, что эта встреча принесет мне радость и пользу |
Вы прекрасно выглядите | В таком возрасте уже никак не выглядят… |
Спасибо за чудесный ужин! | Еда была совершенно несъедобная… |
Спасибо, что вы обратили на это наше внимание | С какой стати лезть не в свое дело! |
Это очень интересное предложение… | Мы никогда не будем этим заниматься |
Наступят и у вас хорошие времена! | Вряд ли эти ребята уже смогут оправиться. Провалилась фирма… |
Комментарий: Лучше фальшивая улыбка, чем искреннее хамство
Парадокс уверенности
Здравый смысл: Правила делового этикета помогают сориентироваться чувствовать себя уверенно в новых ситуациях делового общения.
Парадокс: Человек может не знать специальных правила поведения в какой-то новой ситуации и поэтому растеряться.
Комментарий: Этикет не может предусмотреть все случаи деловой жизни, но знание принципов этикета помогает найти верное решение в новой ситуации.
Парадокс настроения
Здравый смысл: Правила делового этикета необходимо соблюдать в любых ситуациях делового общения.
Парадокс: Правила делового этикета могут противоречить настроению, характеру, привычкам человека.
Комментарий: Правила делового этикета созданы, чтобы «очеловечивать» человека: сдерживать импульсы, контролировать манеры, делать общение предсказуемым и комфортным.
Парадокс этичности
Здравый смысл: Человек, соблюдающий деловой этикет, скорее всего честен и порядочен в бизнесе.
Парадокс: Человек может соблюдать правила делового этикета и при этом поступать неэтично.
Комментарий: Правила этикета носят формализованный характер и затрагивают лишь внешние формы поведения. Правила этикета не вынуждают человека выбирать между добром и злом, правдой и ложью, как это делают этические нормы.
Провокация – это своеобразный вызов, подстрекательство с определенной целью. Например, подчиненный может провоцировать HR-директора на излишне эмоциональную реакцию в присутствии других сотрудников.[3]
Провокация, как правило, совершается сознательно, но при этом скрывается от партнера по общению, чтобы побудить его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо.
HR-директору стоит психологически подготовиться к возможным провокациям в общении, предвидеть их возникновение и освоить наилучшие способы реагирования на них.
Этикетный ответ с помощью уточнения
Неэтикетное высказывание партнера:
Я утверждаю, что это неинформативный доклад.
Этикетный ответ:
Что бы вы посоветовали изменить?
Неэтикетное высказывание партнера:
В вашем докладе мало фактов и примеров.
Этикетный ответ:
Какие именно факты и примеры, по-вашему, необходимо включить в доклад?
Комментарий: В данном случае отвечающий задает открытые вопросы, направленные на деловое прояснение сути критики. Отвечающий уважительно уточняет позицию говорящего, как будто не замечая некорректности его высказываний. Таким образом, он показывает, что нападки не увенчались успехом и обсуждение будет происходить именно в деловой плоскости.