Общая цель БЖД - достижение безопасности человека в среде обитания.

ВВЕДЕНИЕ.

Безопасность жизнедеятельности БЖД представляет специальную дисциплину, со­держащую знания о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания. Она призвана:

- выявить и идентифицировать опасные и вредные факторы:

- разрабатывать методы и средства защиты человека, снижающие воздействие опас­ных и вредных факторов:

- вырабатывать меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного времени, а также по ликвидации последствий ЧС, как мирного, так и военного времени.

Курс БЖД включает дисциплины:

- охрана труда в текстильной промышленности:

- охрана окружающей среды:

- гражданская оборона.

Курс введен в соответствии с Приказом N 473 Госкомитета по народному образова­нию от 9.07.90 г. в связи с ростом бытового и производственного травматизма, ростом ко­личества аварий в промышленности и на транспорте.

Становление БЖД как дисциплины подготовлено самой логикой промышленного развития, реакцией общественности на негативные стороны этого развития, с тем, чтобы обеспечить здоровье и безопасность человека.

Интенсификация производственной и умственной деятельности, усложнение инже­нерных систем и технологий, повышение энерговооруженности предприятий повышает требования к профессиональному мастерству и надежности работы операторов.

Отказы инженерных систем, технологий, сбои в работе операторов приводит к ава­риям и катастрофам, в основе которых лежат соответственно техногенные или антропогенные факторы. "Антропоген" - название предложенное в 1922 г. для четвертичного пе­риода на том основании, что в начале этого периода появился человек (об основных ста­диях развития человека) предложил советский геолог Павлов. К аналогичным последстви­ям приводят стихийные бедствия, вызванные так называемыми природными факторами.

Вторгаясь в природу, человечество сформировало чрезвычайно сложную систему, закономерности развития которой не в достаточной степени изучены. Разрушительный потенциал крупных технологических катастроф ныне сопоставим с угрозой военно-политических катаклизмов. Только в сфере энергетики добывается, хранится и перерабатывается около 10 млрд. т. условного топлива, - массы, сравнимой с арсеналом ядерного оружия. Опасные химические вещества используются в количествах, измеряемых от сотен миллиардов до триллионов летальных доз, что на один два порядка величины выше накопленных радиоактивных веществ в тех же единицах измерения. Крупнейшие аварии текущего столетия, вызвавшие значительные жертвы, сопровождавшиеся эвакуацией людей и приведшие к значительному загрязнению окружающей среды произошли в течение двух последних десятилетий. Одновременно увеличился разрушительный эффект: на минувшее десятилетие приходится половина из почти 10 тыс. погибших в промышленных авариях и катастрофах ХХ века.

Если брать текущее столетие, что за его последние 15 лет произошло столько ЧС напланете, сколько на предшествующие 85 лет.

Анализ аварий показывает, что 90 % из них произошли по следующим основным причинам:

-нарушение правил эксплуатации - 64 %,

-низкое качество производственного оборудования и строительных сооружений - 15%,

-ошибки в проектировании и при изысканиях - 7, 5 %,

-прочие причины - 3, 5 %.

Одними из основных причин, также, являлись некомпетентность, отсутствие про­фессионального опыта, расхлябанность, ограниченность информации.

БЖД как наука. Основные понятия. Терминология.

БЖД - качественно новая дисциплина, интегрирующая в себе не только достижения охраны труда, ГО, инженерной экологии, но и такие науки, как: психология труда, физио­логия, гигиена, биология, эргономика, социология и др.

Весь цикл общеинженерных и общеобразовательных дисциплин, а также технологи­ческие дисциплины необходимы при анализе отдельных проблем БЖД.

Поэтому эта дисциплина изучается на старших курсах и входит в цикл специальных дисциплин.

Действительно, рассматривая общие проблемы БЖД необходимо знание системного анализа. Для изучения электротравматизма нам необходимо знание электротехники; ос­вещения - физики; вредных веществ - химии; устойчивости объекта - сопромата, механики; шума и вибрации - акустики, физики; производственной безопасности и санитарии -знание технологических процессов и технического оборудования. Инструментом теории БЖД в ЧС является теория общественного (социального) риска, теория катастроф.

В настоящее время для БЖД, как науки, характерно механическое объединение ее базовых составных частей, интуитивный подход к некоторым проблемам, недостаточное применение математических методов исследования, отсутствие четких концепций, сфор­мировавшейся терминологии.

Предметом (субъектом) изучения в курсе БЖД является человек, который все­гда есть субъект отношений, субъект деятельности. 0пыт свидетельствует, что любая деятельность опасна!

В то же время признается, что уровнем опасности (риска) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлемого риска, которая основана на понимании не­достижимости абсолютной безопасности.

Общая цель БЖД - достижение безопасности человека в среде обитания.

Эта цель включает:

1. Достижение безаварийной ситуации и готовность к стихийным бедствиям и дру­гим проявлениям природной Среды.

2. Предупреждение травматизма.

3. Сохранение здоровья и работоспособности.

4. Получение высокого качества результатов полезного труда. Для достижения 4 основных целей БЖД выдвигаются научные и практические под­ходы в решении.

К научным подходам относятся получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов, либо теоретического описания технического процесса, использование системного анализа, помогающих решать практические задачи.

К практическим подходам относится разработка конкретных практических меро­приятий, обеспечивающих безопасное обитание человека и предотвращение ЧC.

Объектом изучения БЖД как науки, является Среда или условия обитания человека. Среду обитания можно классифицировать на производственную и непроизводственную.

Среда обитания
Производственная Природная среда   Непроизводственная
Труд Общая культура субъектов
С М ПТ ПрТ ПО ГЛ Г К СБ ПП НК ОК ПК КО
                           

Основным элементов производственной среды является труд, который в свою оче­редь состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих струк­туру труда:

С - субъект труда (человек);

М - машин, средств и предметов труда;

ПТ - процессов труда, состоящих из действий как субъектов труда, так и машин;

ПрТ - продуктов труда, как целевых, так и побочных в виде образующихся ОВПФ;

ПО - производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду).

Природная среда в виде географо-ландшафтных (ГЛ); географических (Г); климати­ческих (К); стихийных бедствий (СБ); природных процессов (ПП) в виде газовыделений вулканов.

Общую культуру составляют такие элементы, как нравственная культура (НК); об­щеобразовательная культура (ОК); правовая культура (ПК); культура общения (КО).

Все вышеназванные элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Поэтому, изучая среду обитания, БЖД обя­зана рассматривать влияние этих факторов на человека, как в отдельности, так и в сово­купности.

При изучении проблем, связанных с БЖД, применяют paзличные методы исследования

- метод моделирования, эксперимента, анализа;

- физические и химические методы (для исследования условий труда на производст­ве и оценки эффективности оздоровительных мероприятий);

- метод математической статистики, теории вероятности;

- физиологические методы (для выяснения изменений в организме под влиянием ус­ловий труда);

- психологический и эргономический методы (для выяснения связи и взаимодейст­вия в системе "человек - машина - производственная среда).

Основные понятия. Терминология.

БЖД - наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, при­званная выявить и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека ликвидацией или снижением опасных и вредных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по ликвидации последствий ЧС мирного и во­енного времени.

Из этого определения видно, что необходимо уточнить, что понимается под терми­нами "опасные и вредные факторы", "ЧС".

Опасность - явление (природное или техногенное) характеризующееся процессами, способными поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду.

Риск - частота реализации опасности определенного класса или вероятность челове­ческих и материальных потерь.

Опасный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего приводит к травме.

Вредный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего приводит к заболеванию.

Чрезвычайная ситуация - внешне неожиданная, внезапно возникшая обстановка, ха­рактеризующаяся резким нарушением установившегося процесса или явления и оказы­вающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функцио­нирование экономики, социальную сферу и природную среду.

В результате ЧС нормальная жизнедеятельность человека нарушается, т.к. ЧС сопровождается такими явлениями как разрушение, затопление, массовые пожары, хими­ческие и радиоактивные загрязнения, бактериологическое заражение.

3. Задачи и содержание курса, его роль в системе других учебных дисциплине

Цель курса: вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практи­ческими навыками для решения трех основных задач:

- создание безопасных и здоровых условий жизнедеятельности на предприятиях;

- умение правильно выбирать средства и методы защиты от опасности;

- умение прогнозировать и принимать грамотные решения в условиях ЧС, разраба­тывать мероприятия по ликвидации возможных последствий при этих ситуациях. Таким образом, выпускник академии должен уметь:

- обеспечить безопасность жизнедеятельности вверенного коллектива;

- рационально использовать материальные и энергетические ресурсы, сохранять ок­ружающую природную среду;

- организовать и руководить работами по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствии.

Наши рекомендации