Общая цель БЖД - достижение безопасности человека в среде обитания.
ВВЕДЕНИЕ.
Безопасность жизнедеятельности БЖД представляет специальную дисциплину, содержащую знания о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания. Она призвана:
- выявить и идентифицировать опасные и вредные факторы:
- разрабатывать методы и средства защиты человека, снижающие воздействие опасных и вредных факторов:
- вырабатывать меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций (ЧС) мирного времени, а также по ликвидации последствий ЧС, как мирного, так и военного времени.
Курс БЖД включает дисциплины:
- охрана труда в текстильной промышленности:
- охрана окружающей среды:
- гражданская оборона.
Курс введен в соответствии с Приказом N 473 Госкомитета по народному образованию от 9.07.90 г. в связи с ростом бытового и производственного травматизма, ростом количества аварий в промышленности и на транспорте.
Становление БЖД как дисциплины подготовлено самой логикой промышленного развития, реакцией общественности на негативные стороны этого развития, с тем, чтобы обеспечить здоровье и безопасность человека.
Интенсификация производственной и умственной деятельности, усложнение инженерных систем и технологий, повышение энерговооруженности предприятий повышает требования к профессиональному мастерству и надежности работы операторов.
Отказы инженерных систем, технологий, сбои в работе операторов приводит к авариям и катастрофам, в основе которых лежат соответственно техногенные или антропогенные факторы. "Антропоген" - название предложенное в 1922 г. для четвертичного периода на том основании, что в начале этого периода появился человек (об основных стадиях развития человека) предложил советский геолог Павлов. К аналогичным последствиям приводят стихийные бедствия, вызванные так называемыми природными факторами.
Вторгаясь в природу, человечество сформировало чрезвычайно сложную систему, закономерности развития которой не в достаточной степени изучены. Разрушительный потенциал крупных технологических катастроф ныне сопоставим с угрозой военно-политических катаклизмов. Только в сфере энергетики добывается, хранится и перерабатывается около 10 млрд. т. условного топлива, - массы, сравнимой с арсеналом ядерного оружия. Опасные химические вещества используются в количествах, измеряемых от сотен миллиардов до триллионов летальных доз, что на один два порядка величины выше накопленных радиоактивных веществ в тех же единицах измерения. Крупнейшие аварии текущего столетия, вызвавшие значительные жертвы, сопровождавшиеся эвакуацией людей и приведшие к значительному загрязнению окружающей среды произошли в течение двух последних десятилетий. Одновременно увеличился разрушительный эффект: на минувшее десятилетие приходится половина из почти 10 тыс. погибших в промышленных авариях и катастрофах ХХ века.
Если брать текущее столетие, что за его последние 15 лет произошло столько ЧС напланете, сколько на предшествующие 85 лет.
Анализ аварий показывает, что 90 % из них произошли по следующим основным причинам:
-нарушение правил эксплуатации - 64 %,
-низкое качество производственного оборудования и строительных сооружений - 15%,
-ошибки в проектировании и при изысканиях - 7, 5 %,
-прочие причины - 3, 5 %.
Одними из основных причин, также, являлись некомпетентность, отсутствие профессионального опыта, расхлябанность, ограниченность информации.
БЖД как наука. Основные понятия. Терминология.
БЖД - качественно новая дисциплина, интегрирующая в себе не только достижения охраны труда, ГО, инженерной экологии, но и такие науки, как: психология труда, физиология, гигиена, биология, эргономика, социология и др.
Весь цикл общеинженерных и общеобразовательных дисциплин, а также технологические дисциплины необходимы при анализе отдельных проблем БЖД.
Поэтому эта дисциплина изучается на старших курсах и входит в цикл специальных дисциплин.
Действительно, рассматривая общие проблемы БЖД необходимо знание системного анализа. Для изучения электротравматизма нам необходимо знание электротехники; освещения - физики; вредных веществ - химии; устойчивости объекта - сопромата, механики; шума и вибрации - акустики, физики; производственной безопасности и санитарии -знание технологических процессов и технического оборудования. Инструментом теории БЖД в ЧС является теория общественного (социального) риска, теория катастроф.
В настоящее время для БЖД, как науки, характерно механическое объединение ее базовых составных частей, интуитивный подход к некоторым проблемам, недостаточное применение математических методов исследования, отсутствие четких концепций, сформировавшейся терминологии.
Предметом (субъектом) изучения в курсе БЖД является человек, который всегда есть субъект отношений, субъект деятельности. 0пыт свидетельствует, что любая деятельность опасна!
В то же время признается, что уровнем опасности (риска) можно управлять. Это утверждение привело к концепции приемлемого риска, которая основана на понимании недостижимости абсолютной безопасности.
Общая цель БЖД - достижение безопасности человека в среде обитания.
Эта цель включает:
1. Достижение безаварийной ситуации и готовность к стихийным бедствиям и другим проявлениям природной Среды.
2. Предупреждение травматизма.
3. Сохранение здоровья и работоспособности.
4. Получение высокого качества результатов полезного труда. Для достижения 4 основных целей БЖД выдвигаются научные и практические подходы в решении.
К научным подходам относятся получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов, либо теоретического описания технического процесса, использование системного анализа, помогающих решать практические задачи.
К практическим подходам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих безопасное обитание человека и предотвращение ЧC.
Объектом изучения БЖД как науки, является Среда или условия обитания человека. Среду обитания можно классифицировать на производственную и непроизводственную.
Среда обитания | |||||||||||||
Производственная | Природная среда | Непроизводственная | |||||||||||
Труд | Общая культура субъектов | ||||||||||||
С | М | ПТ | ПрТ | ПО | ГЛ | Г | К | СБ | ПП | НК | ОК | ПК | КО |
Основным элементов производственной среды является труд, который в свою очередь состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда:
С - субъект труда (человек);
М - машин, средств и предметов труда;
ПТ - процессов труда, состоящих из действий как субъектов труда, так и машин;
ПрТ - продуктов труда, как целевых, так и побочных в виде образующихся ОВПФ;
ПО - производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду).
Природная среда в виде географо-ландшафтных (ГЛ); географических (Г); климатических (К); стихийных бедствий (СБ); природных процессов (ПП) в виде газовыделений вулканов.
Общую культуру составляют такие элементы, как нравственная культура (НК); общеобразовательная культура (ОК); правовая культура (ПК); культура общения (КО).
Все вышеназванные элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Поэтому, изучая среду обитания, БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека, как в отдельности, так и в совокупности.
При изучении проблем, связанных с БЖД, применяют paзличные методы исследования
- метод моделирования, эксперимента, анализа;
- физические и химические методы (для исследования условий труда на производстве и оценки эффективности оздоровительных мероприятий);
- метод математической статистики, теории вероятности;
- физиологические методы (для выяснения изменений в организме под влиянием условий труда);
- психологический и эргономический методы (для выяснения связи и взаимодействия в системе "человек - машина - производственная среда).
Основные понятия. Терминология.
БЖД - наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявить и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека ликвидацией или снижением опасных и вредных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени.
Из этого определения видно, что необходимо уточнить, что понимается под терминами "опасные и вредные факторы", "ЧС".
Опасность - явление (природное или техногенное) характеризующееся процессами, способными поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую среду.
Риск - частота реализации опасности определенного класса или вероятность человеческих и материальных потерь.
Опасный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего приводит к травме.
Вредный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работающего приводит к заболеванию.
Чрезвычайная ситуация - внешне неожиданная, внезапно возникшая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса или явления и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.
В результате ЧС нормальная жизнедеятельность человека нарушается, т.к. ЧС сопровождается такими явлениями как разрушение, затопление, массовые пожары, химические и радиоактивные загрязнения, бактериологическое заражение.
3. Задачи и содержание курса, его роль в системе других учебных дисциплине
Цель курса: вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками для решения трех основных задач:
- создание безопасных и здоровых условий жизнедеятельности на предприятиях;
- умение правильно выбирать средства и методы защиты от опасности;
- умение прогнозировать и принимать грамотные решения в условиях ЧС, разрабатывать мероприятия по ликвидации возможных последствий при этих ситуациях. Таким образом, выпускник академии должен уметь:
- обеспечить безопасность жизнедеятельности вверенного коллектива;
- рационально использовать материальные и энергетические ресурсы, сохранять окружающую природную среду;
- организовать и руководить работами по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствии.