Деконцентрация и концентрация как иньская и янская части процесса мышления

В нашем подходе актуальны два базовых навыка,необходимых в процессе мышления,– деконцентрация (расфокусировка) и концентрация внимания. Первый из них связан с иньской составляющей мышления, второй с янской. Как уже упоминалось, для их обозначения мы используем метафорические термины «первое (периферийное) внимание»(оно включает расфокусировку)и «второе (центральное) внимание»(оно включает концентрацию).

Концентрация, представляя собой основу для янской составляющей мышления, является функцией духа. Концентрация присутствует в любых логических построениях; с ней также связаны волевое начало, активность и творчество. Но главная особенность концентрации состоит в том, что, будучи направлена на любой объект тонкого плана, она осуществляет его трансформацию.

К объектам тонкого плана мы относим ощущения, в том числе и болевые, эмоции, мысли и ментальные конструкции, а также тонкие ощущения, касающиеся событийных выборов и ценностных предпочтений. Если направить концентрацию на один из таких объектов, он начинает эволюционировать (трансформироваться).

Этот эффект используется в техниках 2 – 4 (см. ниже, раздел 7.3.). На этом эффекте также основан ряд практик данного подхода, позволяющих решать проблемы разных планов – от устранения симптомов болезни до принятия сложных решений.

Деконцентрация (расфокусировка) внимания, представляя собой основу для иньской составляющей мышления, связана с категорией тело. Под деконцентрацией мы понимаем способность расфокусировать внимание внутри тела и за его пределами. Расфокусированное внимание обеспечивает максимальную чувствительность ко всем деталям контекста. С расфокусировкой внимания связаны восприимчивость, выдержка, чувство опоры, а также способность одновременно воспринимать несколько объектов. Расфокусированное внимание подобно периферийному зрению. Оно мгновенно реагирует на любые изменения – движение, усиление или ослабление любого процесса и лежит в основе восприятия тонких оттенков – цветовых, звуковых и чувственных. Ряд приемов использования и развития навыка деконцентрации даны в техниках 1 – 6 (см. раздел 7.3.).

Итак, роль концентрации особенно важна для процессов, связанных с логическим мышлением: для порождения планов и разнообразных логических конструкций, создания стратегического видения и следования ему. Роль деконцентрации важна при интуитивном выборе аксиоматики – опоры для всех логических конструкций.

7.2. Деконцентрация как основа «интуитивного» мышления. Механизмы «интуитивного» мышления

В состоянии деконцентрации внимание спонтанно привлекается к разнообразным деталям контекста, формируя внутреннюю позицию человека, не всегда логически аргументированную. При этом некоторые из деталей контекста выделяются осознанно, к другим же деталям внимание привлекается бессознательно.

Здесь имеет место следующий механизм. При деконцентрации внимания все фрагменты контекста равно попадают в его сферу. Однако выбор тех или иных деталей происходит благодаря спонтанно скользящему лучу внимания. Его движение происходит с большой скоростью и, как правило, не осознается. Внимательный наблюдатель может легко осознать присутствие такого луча и заметить, как он слегка задерживается на отдельных фрагментах контекста. Именно эти фрагменты становятся затем выделенными деталями. Некоторые из них привлекают внимание, другие отталкивают, вызывая тревогу. Эти тончайшие эмоциональные реакции также не осознаются.

Вопрос о том, что управляет выбором тех или иных деталей, будь то сознательный или бессознательный выбор, имеет прикладной интерес. Знание этого механизма позволяет совершенствовать процесс выбора.

В качестве гипотезы мы предлагаем следующее утверждение, естественное, как нам кажется, в рамках модели тонких тел: спонтанное внимание управляется с ценностного плана.Другими словами, оно управляется ценностными предпочтениями и ценностными ограничениями. Это касается и осознаваемых, и неосознаваемых деталей контекста. Часть выбранных таким образом неосознаваемых деталей связана с различного рода страхами, запретами и другими повреждениями ценностного плана, сформированными в детском и подростковом возрасте, в процессе социальной адаптации.

Фактически, в этих утверждениях представлен возможный механизм управления бессознательным выбором[19] внутренней позиции и формированием неявной аксиоматики. Это управление осуществляется через особые практики и технические приемы и обсуждается ниже. Для каждого человека выбор аксиоматики задан состоянием ценностного плана и строго индивидуален. Например, во время деловых переговоров перспективы партнерских отношений могут по-разному оцениваться разными людьми: один человек будет ненамеренно обращать внимание на аккуратность одежды, другой на мимические реакции, третий на звучание голоса, четвертый на высказываемые идеи и т.д. Этим процессом определяется конкретный выбор. Такой выбор присутствует даже у ребенка, который интуитивно может принимать или не принимать некоторых из окружающих людей. Еще раз подчеркнем, что этот процесс уникален для каждого человека.

Создаваемая расфокусированным вниманием аксиоматика представлена тонкими телесными ощущениями: переживание «знаю, что это именно так» всегда имеет конкретный энергетический контур в теле, который выдает себя невербальными проявлениями и нюансами самочувствия. Поскольку аксиоматика часто не осознается и используется по умолчанию, истоки собственных решений не всегда легко осознать. Например, управляющий может без явных оснований давить на подчиненного или уклоняться от контактов с ним, совершенно не отдавая себе отчета в том, что он это делает. Давление или уклонение могут проявляться как в словесных формах, так и в поступках. Часто при приеме на работу из всего списка заслуг человека ненамеренно выделяются одни и замалчиваются другие, и итог для внешнего наблюдателя может оказаться совершенно необъяснимым.

Представленный здесь механизм формирования аксиоматики может действовать с разной степенью адекватности, в зависимости от состояния ценностного плана. Как уже упоминалось, ценностный план может быть поврежден многочисленными социальными страхами и запретами, возникающими еще в детском и подростковом возрасте, в связи с процессами воспитания и социальной адаптации. Они, как правило, не осознаются, но жестко структурируют восприятие и поведение. Это могут быть: страх оценки («как меня воспринимают, какое впечатление я произвожу?», ролевые страхи («я плохой специалист, начальник, исполнитель, переговорщик, организатор, друг» и т.д.), страх за территорию (часто – за должность или за сферу влияния; «это моя компетенция, не вмешивайтесь!» – человек может почувствовать себя униженным, если кто-то дает советы, инструкции или пытается помогать в той области, где он чувствует себя компетентным), статусные страхи («кто здесь главный?»), страх бессилия («у меня не получится», «не судьба»…), страх неуспешности и т.д.

Все эти страхи часто проявляются в форме тайных обид и чувства несправедливости; они влияют на многие выборы в деловом контексте и могут отодвигать интересы дела на второй план. Иногда подобные страхи приобретают форму осознанных или неосознанных убеждений, как, например, рассмотренное выше убеждение «никому нельзя доверять в деловых отношениях». За этим убеждением может стоять накопленная обида и почти любой из вышеперечисленных страхов. Страх побуждает таких людей стремиться к тотальному контролю. Это может восприниматься также как неспособность (или невозможность) делегирования ответственности.

Беда таких людей в том, что они воспринимают свое убеждение как объективную реальность, не осознавая, что это только фрагмент их картины мира. Тогда все доступные им способы решения проблем будут окрашены оттенком недоверия. В некоторых ситуациях это может стать серьезным ограничением и вести к разнообразным тупикам, а ряд конкретных мер, позволяющих решить проблему, просто не может прийти в голову, наталкиваясь на внутренний (неосознаваемый) запрет.

Это касается также и любых других жестких убеждений и принципов. Подобно страхам, они должны рассматриваться как неадекватность аксиоматики. Многие выводы, основанные на такой аксиоматике, при всей их логической стройности, будут вести в тупик.

Поэтому в духовных традициях существует много практик, направленных как на восстановление телесно-эмоциональных структур человека, так и на высвобождение тайных страхов и запретов, поднявшихся в процессе личной эволюции до буддхиального плана. Человек, использующий такие практики, как правило, более подготовлен к восприятию предлагаемой здесь модели мышления.

Каждый желающий может освободиться от власти этих страхов и запретов с помощью круга практик выслеживание – трансформация картины мира – неделание, если использует их систематически, т.е. каждый раз, когда оказывается в «безвыходной ситуации» или событийном тупике. Ниже дан пример работы с такой «безвыходной ситуацией». Всегда следует помнить, что тупик является не столько свойством объективной реальности, сколько продуктом искажений в картине мира.

7.3. Развитие технических навыков целостного (системного) мышления

Итак, навыки концентрации и расфокусировки внимания в равной степени важны для процесса целостного (системного) мышления. Однако современный человек, как правило, больше владеет одним из этих навыков в ущерб другому.

Ниже приводится ряд техник, которые должны быть частью процесса мышления. Кроме того, они позволяют лучше понять роль этих качеств в процессе мышления и развить недостающий навык. На первом этапе мы будем рассматривать процесс расфокусировки внимания, ограниченный объемом тела.

Техника 1. Приемы осознания тела (техника расфокусировки внимания в объеме тела)

1. Расслабить тело и расфокусировать внимание внутри тела.

2. Найти некоторое локальное ощущение в любой выбранной части тела – например, в середине груди.

3. Попробуйте почувствовать эту точку, не прикасаясь к ней ничем, кроме луча внимания. Это тренировка концентрации: следует как бы всматриваться изнутри в эту точку, но не визуально, а кинестетически (т.е. ориентируясь не на образ точки, а на ощущение ее в теле).

4. Медленно перемещая луч внимания влево или вправо, осознать присутствующие там ощущения. Заметить различия между ними.

5. Осознать, что каждой точке поверхности тела соответствует определенное (уникальное) ощущение. Ощущения в разных (в том числе и в соседних) точках тела различны.

6. Продолжая расслаблять тело и расфокусировать внимание во всем теле (т.е. продолжая осознавать тело целиком), переместить луч внимания во внутренние области тела и осознать, что каждой точке внутри тела также соответствует определенное ощущение.

Некоторые ощущения связаны с субъективным восприятием внутренних органов. При наличии хронических заболеваний в процессе выполнения шага 5 возможно появление эфирного и(или) эмоционального дискомфорта – могут всплыть негативные воспоминания, заболеть голова и т.д. У некоторых людей может возникать ощущение обострения хронической симптоматики. Появление таких симптомов следует воспринимать как позитивный эффект: эти переживания в латентной форме могут присутствовать постоянно, но человек бессознательно отстраивается от них. Это помогает ему «забыть» травмирующий опыт.

При кажущемся внешнем выигрыше такое «забывание» всегда имеет много негативных последствий, начиная с развития хронических заболеваний и кончая серьезной поведенческой несостоятельностью и ошибочными выборами. Как известно из медицинской практики, всякое хроническое заболевание должно быть переведено в острую фазу, если ставится задача его излечения. Если этого не делать, болезнь постепенно прогрессирует до тех пор, пока обострение не возникнет спонтанно, как естественный результат эволюции заболевания. Когда обострение вызвано искусственно (как в данном случае), не следует пугаться этого факта, но необходимо сделать несколько технических шагов (они даны в технике 2), которые должны быть известны заранее. При наличии такой скрытой (неосознанной) симптоматики шаги 4 – 6 можно рассматривать как часть техники работы с симптомом заболевания.

Рассмотрим теперь процесс концентрации. Сначала мы ограничим этот процесс объемом тела, т.е. рассмотрим концентрацию на телесных ощущениях и внутренних образах. Как уже говорилось, концентрация, направленная на любой объект тонкого плана, вызывает его трансформацию. Приведем простейшую технику трансформации ощущения дискомфорта.

Техника 2. Техника трансформации ощущений

1. Выбрать телесное ощущение дискомфорта. Для этого можно воспользоваться шагами предыдущей техники. После шагов 4 – 5 каждый человек может обнаружить ощущение дискомфорта в какой-то части тела, а возможно, и слабый симптом заболевания.

2. Оставаясь в расфокусированном внимании, найти центр этого ощущения.

3. Продолжая расслаблять тело в этой области, направить концентрацию в центр ощущения.

4. Продолжая расслаблять тело и концентрироваться в этой области, создать ощущение, будто ткани тела здесь раздвигаются. При этом у многих людей возникает ощущение выходящей из тела субстанции, которую можно визуализировать как вытекающий поток, имеющий некоторые параметры (определенный цвет, звук, консистенцию, скорость, температуру, запах и т.д.)

5. Продолжать процесс концентрации, расслабляя тело и наблюдая за вытекающим потоком до полного исчезновения дискомфортного ощущения.

Примечание 1. У некоторых людей не возникает визуализаций. Это не имеет значения; здесь важен процесс концентрации на ощущении, сопровождаемый расслаблением тела.

Примечание 2. Некоторые люди могут осознавать только один или два из перечисленных параметров.

Примечание 3. Иногда дискомфортное ощущение начинает спонтанно перемещаться внутри тела. В этом случае необходимо перемещать концентрацию вслед за ощущением. Сопровождая ощущение, концентрация должна его усиливать. При этом в каждой области, куда перемещается ощущение, необходимо все сильнее расслаблять тело.

Результатом применения этой техники является полное исчезновение дискомфортного ощущения. При наличии симптома болезни процесс завершается полным исчезновением симптома. Подробное описание различных вариантов этой техники для работы с симптомами заболеваний приведено в нашей статье «О психотерапии болевого синдрома и негативных эмоциональных состояний».

Приведем еще одну технику, основанную на объединении расфокусировки и концентрации внимания. Эта техника представляет собой один из важных элементов процесса целостного мышления.

Техника 3. Перемещение и перераспределение телесной энергии[20]

К этой технике можно приступать только после того, как освоены приемы осознания тела, а также техника трансформации ощущений (см. техники 1 и 2). С ее помощью можно перемещать энергию из любой точки тела в любую другую точку.

Для тренировки необходимо взять две точки в теле, разделенные некоторым интервалом – например, в центре груди и в нижней части живота.

1. Расслабить тело и расфокусировать внимание внутри тела.

2. Продолжая расфокусировать внимание, убедиться, что обе выбранные точки осознаются одновременно. Внимание, привыкшее к концентрации, вначале будет переходить от одной точки к другой. Почувствовать их одновременно можно, только расфокусировав внимание. При этом будет осознаваться вся область тела между этими точками.

3. Продолжая расфокусировать внимание, направить концентрацию на оба ощущения одновременно, а также на область тела, разделяющую эти ощущения.

4. Расслаблять эту область тела, концентрируясь на ней (как если бы ставилась задача «растворить» эту область). В процессе выполнения этого шага можно обнаружить неожиданный эффект: в субъективном восприятии расстояние между точками начинает сокращаться, и они обнаруживают тенденцию к объединению.

5. Продолжать этот процесс до тех пор, пока обе точки не начнут субъективно восприниматься как нечто целое – либо как продолжение друг друга, либо как отождествленные точки.

После того, как этот результат достигнут, можно убедиться, что:

· любое воздействие концентрации на одну из точек мгновенно сказывается также и на другой;

· любое (легкое) массажное воздействие на одну из этих точек приводит к появлению комфортного ощущения и в другой точке.

Примечание. Эта техника позволяет быстро перераспределить энергию в теле (т.е. перераспределить телесные ощущения), в том числе переместить энергию из одной части тела в другую. В данном контексте эта техника будет использоваться в процессе мышления – для осознания тонких связей между различными (иногда противоречивыми) фрагментами контекста, а также для трансформации повреждений картины мира.

Техника 4. Трансформация фрагментов негативного опыта

1. Найти пример негативного опыта (например, фрагмент переговоров, в котором вы испытывали раздражение, тревогу, страх, обиду, гнев, растерянность и т.д.).

2. Создать визуальный образ этого фрагмента.

Примечание. Как правило, создание образа сопровождается появлением телесного отклика – дискомфортного ощущения в какой-то области тела; так действует стратегия «вижу – чувствую»: любой образ сопровождается некоторым телесным ощущением.

3. Удерживая образ в поле зрения, найти телесный отклик переживания данного фрагмента.

4. Расслабить тело и расфокусировать внимание в той области тела, где переживается этот отклик.

5. Продолжая удерживать образ и расслаблять тело, направить концентрацию на ощущение телесного отклика.

6. Продолжая удерживать образ, выполнить шаги 3 – 5 техники 2: продолжать расслаблять эту область тела, концентрируясь на этом процессе; раскрыть тело и, по возможности, создать поток (см. примечания к технике 2).

7. Действовать таким образом до полной трансформации дискомфортных ощущений.

Результатом применения этой техники будет появление состояния полной невовлеченности по отношению к выбранному фрагменту. Все неприятные переживания, касающиеся этого фрагмента, окажутся интегрированными. При точном выполнении всех шагов инструкции и при условии, что трансформация доведена до конца, возникает новая позиция по отношению к данному фрагменту и видение новых перспектив.

Примечание. Если после выполнения этой техники сохраняется ощущение тупика или неясности, как действовать, это означает, что трансформация не доведена до конца. В этом случае необходимо более точно и основательно выполнить шаги 5 – 7.

В качестве примера использования этой техники приведем демонстрацию работы с дискомфортом, вызванным негативной мыслью. Помимо техники 4 здесь также используются фрагменты техники 2 (в конце демонстрации, на этапе работы с агрессией).

– Возьми любую неприятную мысль. Вспомни что-нибудь неприятное и начинай думать об этом.

– Есть конфликт.

– Сразу возникают образ и соответствующая эмоция. Какая эмоция?

– Обида.

– Где ощущается?

– В горле.

– Продолжая переживать обиду, расслабь мышцы в горле. Одновременно расширяй ощущение обиды и усиливай его. Расслабь мышцы – и усиль ощущение.

– Оно смещается.

– Да, оно может перемещаться по телу, расширяться или локализоваться. Расслабляй мышцы по контуру перемещения ощущения и усиливай его, даже подгоняй его туда, куда оно начинает двигаться. Продолжай расфокусировать внимание и усиливать обиду. Куда идет ощущение?

– В ноги.

– Сильно расслабь мышцы ног и продолжай усиливать ощущения. Продолжай настаивать, усиливай и усиливай. Периферийное внимание удерживай на отголосках этих ощущений в горле. Оставь в горле часть своего внимания и концентрации, чтобы ощущение там непрерывно трансформировалось. Если ты уберешь оттуда внимание, ощущение может вернуться. Распределяй внимание во всем теле и в горле… Все ушло? Какое ощущение осталось?

– Слабенькое ощущение тепла, легкость вместо комка.

– Снова подумай об этом конфликте – как сейчас он переживается?

– Уже без сжатия. Но агрессия осталась.

– Усиливай ее, расслабляя мышцы.

– Она также уходит вниз.

– Продолжай перемещать концентрацию, расслабляя мышцы… Следуй за ощущением.

– Оно исчезает.

– Что остается вместо агрессии?

– Легкость…

– Проверь, есть ли хоть какие-то дискомфортные ощущения? Снова думай об этом конфликте. Все ли спокойно? Как ты теперь относишься к этому человеку? Если есть хоть какое-то беспокойство, продолжай работать, и так до конца. Расслабить все группы мышц, усилить дискомфорт, сопровождать его туда, куда он направляется, проводить – и снова представить проблемный образ, пока не достигнешь состояния полной невовлеченности и спокойствия. После этого в реальной жизни тоже не будет старого конфликта: твое состояние не позволит партнеру к нему вернуться.

Техника 5. Включение энергетического контура в процесс интеграции

1. Выполнить шаги 1 – 3 предыдущей техники: найти пример негативного опыта, создать его визуальный образ и найти соответствующий телесный отклик.

2. Расфокусировать внимание во всем теле. Одновременно с этим стараться усилить телесный отклик переживания выбранного фрагмента. Для этого продолжать расслаблять тело в этой области и концентрироваться на неприятном ощущении.

3. Если сохраняется расфокусировка внимания во всем теле, то при усилении выбранного телесного отклика периферийное внимание обязательно отметит дополнительные отклики в других частях тела.

4. Как только такие отклики обнаруживаются, перенести на них часть концентрации. Тогда концентрация будет одновременно направлена на несколько телесных ощущений.

5. Выполнять шаги 4 – 5 техники 2 по отношению ко всем указанным телесным ощущениям (откликам) одновременно: расслабить тело в области локализации каждого из откликов, направить концентрацию в каждую из этих областей и открыть там тело.

6. Повторять шаги 2 – 5 до тех пор, пока не включится (т.е. не откроется) все тело, т.е. повторять их каждый раз, когда появляются дополнительные отклики.

7. Продолжать концентрацию на всех телесных откликах до полной интеграции.

Данная техника является усиленной модификацией техники 2. Помимо того, что она является частью целостного мышления, она может использоваться как способ устранения болевых симптомов – таких, как головные, зубные боли и т.д. В качестве примера использования этой техники приведем демонстрацию работы с болью в шейном отделе позвоночника.

– Начинай с того места, где ощущается боль – с точки в шейном отделе. Создай ощущение, как будто тело раскрывается.

– Есть.

– Теперь продолжай все больше расслаблять и раскрывать тело.

– Поток усиливается! Появляется ощущение в основании позвоночника.

– Держи в периферийном внимании сразу несколько частей: одна часть внимания остается в точке боли, другую направь в основание позвоночника…

– Еще в груди как-то неприятно…

– Это знак, что там есть точка из того же энергетического контура. Расслабь эти мышцы и раскрой там тело. Старайся визуализировать поток.

– Там что-то вроде темно-серого дыма.

– Одновременно продолжай раскрывать область шеи.

– Там плохо открывается…

– Если трудно расслабить и осознать какую-то часть тела, есть простой прием: прикоснись рукой в том месте, где хочешь раскрыть тело… Концентрация сразу усиливается. Какая визуализация возникает?

– Густая зеленая жидкость.

– А теперь, продолжая этот процесс, посмотри, где еще есть отклики?

– В животе… в коленях… в плечах.

– Только не оставляй прежние места, а расфокусируй внимание, осознавая все точки сразу…

– Так тут целая структура энергетическая в теле…

– Так и есть. И еще обрати внимание на первый уровень – слегка вытяни ноги, пропусти поток через колени в подошвы.

– У меня уже несколько потоков.

– Время от времени проверяй каждый поток. Просматривай затылок, солнечное сплетение, нижнюю часть живота, ноги. Постепенно включается все тело.

– Да…

– Продолжая этот процесс, проведи мысленно разрез от горла до лобковой кости и создай ощущение, что все туловище по переднесрединному меридиану раскрывается…

– Раскрывается.

– А теперь, продолжая раскрывать тело по передне-срединному меридиану, раскрой его и по заднесрединному меридиану, от копчика до макушки…

– Да, раскрылось.

– Теперь энергия движется повсюду, и ты все больше и больше можешь уходить в это трансовое состояние, обнаруживая новые и новые очаги напряжения в теле, и раскрывая их… но – в дополнение ко всему, что уже запущено.

– Сейчас очень сильные потоки.

– Время от времени снова просматривай все тело. Если ты чувствуешь трудность в том, чтобы открыть тело в какой-то точке, то просто прикоснись пальцами к этому месту, как бы пробуждая его… Можно слегка нажать. Замечаешь, что ощущение слегка меняется, да?

– Да, усиливается ощущение выхода из этой точки.

– Можно сохранять это нажатие на протяжении всего процесса… И еще больше раскрывай тело… на последнем этапе важно трансформировать все остатки патогенной энергии, до самого конца.

– По-моему, все…

– Да. Как себя чувствуешь?

– Удивительно… Не только все прошло, но и восприятие другое: краски ярче, голоса звучат более отчетливо…

Технику 5 также можно рассматривать как дополнительный, многократно усиливающий элемент техники 4 (добавляется после шага 5 техники 4). Хотя выбранный фрагмент негативного опыта наиболее сильно переживается локально, в определенной области тела, тонкие отголоски этого локального отклика переживаются и в других телесных зонах. Все локальные ощущения, воспринимаемые одновременно, составляют определенную конфигурацию (контур) данного переживания. Последнее связано со структурой движения энергии по меридианам. Как известно, сильные переживания ощущаются во всем теле, т.е. затрагивают целый меридиан (или, чаще, несколько меридианов). Негативные переживания искажают процесс прохождения энергии по меридианам. (Иногда это ведет к обострению хронических заболеваний или к возникновению новых – если данный тип негативного опыта повторяется часто.)

Обычно при некоторой тренированности любой человек начинает воспринимать не отрывочные локальные ощущения, а весь контур переживания или его существенную часть. Чтобы развить необходимую чувствительность, требуется определенная тренированность в техниках 1 – 3. Иногда без этого приема невозможно довести до конца процесс интеграции. Ниже приведен пример такого случая – думая о фрагменте предстоящих действий, практикующий испытывает ощущение тяжести в груди. Пытаясь усилить и трансформировать это ощущение, он обнаруживает (порождающий его) сильный спазм в нижней части тела, который не осознается сам по себе, но проявляется и активизируется при попытке усилить ощущение в груди.

Техника 6. Создание целостного переживания

1. Выбрать фрагмент негативного переживания и создать его визуальный образ.

2. Найти самый сильный телесный отклик, а затем, действуя, как в технике 5, найти другие отклики, образующие контур переживания.

3. Концентрироваться сразу на нескольких локальных откликах, действуя, как в технике 3 (шаги 3 – 4).

4. Действовать так до тех пор, пока разные отклики не объединятся, – при этом переживание контура приобретает целостность.

Примечание. Этот эффект может быть использован как дополнительный шаг в технике 4 (после шага 5). Тогда мы получаем более мощную версию техники 4, если в ней концентрация направляется на весь контур в целом.

7.4. Первое и второе внимание как составляющие целостного (системного) мышления

До сих пор процесс расфокусировки внимания был ограничен объемом тела. Часто этого достаточно для решения задач трансформации отдельных фрагментов переживания и для работы с телесными симптомами, т.е. с сильными эмоциями и ощущениями. В процессе целостного мышления, однако, необходимо работать сразу с целым контекстом, включающим множество фрагментов. В этом случае требуется расширение понятия расфокусированное (периферийное) внимание. Мы будем использовать, как уже говорилось, метафору первого внимания, подразумевая под этим состояние максимальной непредвзятой чувствительности ко всем деталям контекста проблемы. Это состояние можно задать с помощью следующей техники, которую мы назовем быть в первом внимании, или состояние первого внимания. Перечислим ее шаги:

1. расслабить тело;

2. расфокусировать внимание во всем теле;

3. создать серию визуальных образов, касающихся всего контекста проблемы в целом;

4. создать ощущение, как если бы тело расширялось, касаясь различных фрагментов окружающего контекста и поглощая их;

5. «раскрыть» тело, т.е. создать ощущение, как будто ткани тела раздвигаются, давая возможность глубинному ощущению «Я» объединиться с деталями окружающего контекста;

6. продолжать расслаблять тело и расфокусировать внимание до появления эффекта целостного переживания (см. технику 6); контур переживания в этом случае может включать несколько фрагментов контекста.

Во многих случаях желателен еще и седьмой шаг, касающийся положения внутреннего наблюдателя. Любой человек легко определяет местоположение в теле ощущения «Я» (возникающего как реакция на мысль-вопрос «что есть «Я»?») и внутреннего наблюдателя (положение которого легко определяется как реакция на мысль-вопрос «откуда я воспринимаю ощущение Я?»). Однако у большинства людей эти две точки пространственно разделены – например, ощущение «Я» в области груди, а ощущение внутреннего наблюдателя – в области затылка. Часто в процессе поиска решения полезно использовать еще одно правило, которое формулируется в виде седьмого пункта данной техники.

7. Добиться объединения ощущения «Я» с внутренним наблюдателем.

a. Технически это достигается концентрацией внимания на области тела, разделяющей эти две точки, и максимальным расслаблением этого участка тела до ощущения полного соединения указанных точек.

b. Другой способ выполнить этот шаг – неограниченно расширять тело во все стороны, достигая такого объема, чтобы ощущение «Я» и внутренний наблюдатель воспринимались как элементы целого.

Если этот пункт выполнен правильно, то у практикующего возникает субъективное переживание пребывания в безграничном пространстве внутри себя. Реальные границы тела воспринимаются как очень слабое ощущение либо вообще исчезают, если тело достаточно расслаблено. Для обозначения этого безграничного пространства введем понятие внутренняя территория. Она всегда неявно присутствует в нашем сознании, независимо от того, чем мы занимаемся. В модели целостного мышления любой образ, касающийся внешней реальности, может и должен располагаться на внутренней территории. Для этого делаются шаги 4 – 5. Шаг 7 необходим только для того, чтобы сделать переживание внутренней территории более явным и осознанным. Такое осознание является особенно важным при формировании иньской стороны целостного мышления и стратегии создания намерения (см. ниже).

Теперь, когда введено понятие внутренняя территория, легко получить обобщение техник 1 – 6. Для этого всюду термин тело следует заменить термином внутренняя территория.

Вернемся к понятию концентрация. Особенность концентрации, как уже говорилось, состоит в том, что она осуществляет процесс трансформации энергии. В модели целостного мышления этот процесс используется для порождения новых идей или решения проблемы. При этом концентрация и расфокусировка внимания должны быть сбалансированы и включаться синхронно. Для описания такого процесса удобно воспользоваться метафорой второго внимания. Мы будем говорить о «воздействии второго внимания», подразумевая следующие шаги:

1. Расслабить тело и расфокусировать внимание.

2. Создать ассоциированный визуальный образ проблемного фрагмента.

Для работы с энергией необходимо сделать переживание максимально сильным, а потом подвергнуть его воздействию концентрации. Чтобы усилить переживание, необходимо располагать его ассоциированный образ на внутренней территории (для этого делается шаг 3). Шаги 4 – 5 относятся к созданию намерения.

3. Осознать проблемный фрагмент как часть внутренней территории. Для этого расширить тело таким образом, чтобы весь фрагмент оказался внутри. Тогда переживание данного фрагмента усиливается и ощущения становятся более интенсивными. Обычно при этом практикующий начинает воспринимать этот фрагмент как продолжение себя.

Следующие два шага – 4 и 5 – представляют собой расширенную версию техники 2.

4. Создать концентрацию на двух точках внутренней территории – там, где находится образ, и там, где находится телесный отклик. Концентрироваться на обеих точках, одновременно «расслабляя» область между ними. Хотя эта область располагается вне тела, субъективно она воспринимается как продолжение тела, пока сохраняется осознание внутренней территории.

5. Продолжать этот процесс до тех пор, пока обе точки не начнут сближаться или восприниматься как нечто единое – как продолжение друг друга. В этот момент фрагмент начинает восприниматься как продолжение телесного ощущения. Или, по-другому, он начинает восприниматься так, будто его поместили внутрь тела. Обозначим это ощущение как совмещенное переживание.

6. «Открыть тело» в той области, где находится фрагмент, – т.е. создать ощущение, будто ткани («расширенного») тела в этой области раздвигаются. Возникающий при этом энергетический поток будет начинаться в той области, где находится совмещенное переживание (см. п. 5) ощущения фрагмента и телесного отклика на него.

7. Сохранять концентрацию до полной трансформации выбранного ощущения.

Весь процесс можно описать как последовательные включения первого и второго внимания. Предположим, есть проблема, которую необходимо «обдумать» – принять решение или наметить ближайшие шаги, или подготовиться к переговорам, или что-либо еще.

Первый шаг состоит в активизации первого внимания. Необходимо расфокусировать внимание и расширять тело, одновременно визуализируя все фрагменты выбранной проблемы – все, к чему привлекается спонтанное внимание. Как только выделится один или несколько напряженных фрагментов проблемы, необходимо воздействовать на них вторым вниманием до тех пор, пока они не будут интегрированы. На этом этапе полезны техники 3 и 6. После интеграции снова активизируется первое внимание. Теперь проблема будет выглядеть совершенно иначе. Если появились новые напряженные фрагменты, снова используется второе внимание, и т.д. до состояния полной ясности по поводу данной ситуации.

Говорить о последовательности включений первого и второго внимания удобно только для описания процесса. В действительности, они действуют одновременно. Первое внимание выделяет объекты для воздействия второго внимания, второе внимание формирует контекст для восприятия из первого внимания.

Так организовано их взаимодействие в процессе целостного (системного) мышления. Этот процесс является системным. Первое и второе внимание представляют собой две части системы, связанные двумя типами отношений (см. рисунок 34).

Деконцентрация и концентрация как иньская и янская части процесса мышления - student2.ru

Рис. 39. Процесс целостного (системного) мышления.

На этом рисунке показано круговое движение энергии Ци. В том случае, когда одна из двойных связей блокируется, мы получаем один из двух упомянутых выше стиля мышления. Если блокируется связь А, это дает тенденцию к интуитивному мышлению, если Б – к интеллектуальному мышлению.

Линейные стили мышления

Как личностные искажения

8.1. «Интуитивный» и «ментальный» стили мышления

При «интуитивном» стиле мышления человек достаточно восприимчив, но у него не хватает концентрации. Аксиоматика в этом случае может быть утонченной и адекватной. Такие люди интуитивно все подмечают, однако им трудно сделать из этого реальные выводы. Это детское мышление и детское поведение: «я этого делать не буду, мне это не по душе». Логика здесь отсутствует, последовательности нет, однако такие люди всегда могут ссылаться на интуицию, которая им что-то подсказывает. Они могут вызывать симпатию своей спонтанностью, но двигаться к цели и оставаться на дистанции – задача для них почти невозможная.

Интуитивному мышлению свойственна энергия Инь, а энергию Ян, т.е. собственную волю, человек проецирует на внешний мир, поэтому внешний мир становится источником страха. В его картине мира много внешнего давления, жесткости и агрессии. Главным «врагом», останавливающим развитие человека, является страх.

При «ментальном»стилемышления концентрация (второе внимание) является ведущей, способность к расфокусировке же оказывается подавленной: в таком состоянии человек не воспринимает мир чувственно, а только логически рассуждает. Логика здесь может быть безупречной, однако аксиоматика, как правило, оказывается неточной.

В норме адекватная аксиоматика создается за счет тонкой восприимчивости; здесь же нечувствительность к реальности приходится компенсировать за счет ментальных принципов и убеждений. В социуме принято гордиться принципами и убеждениями; в действительности носитель «ментального» стиля мышления нечувствителен к уникальности каждого реального момента и во всех случаях жизни ориентируется только на принципы, правила и инструкции. Вместо того, чтобы каждый раз принимать новые решения, он пользуется ограниченным набором готовых шаблонов.

Например, если у человека есть убеждение «никому нельзя доверять», он будет проявлять недоверие в каждой конкретной ситуации. В тех случаях, когда доверие необходимо, это убеждение заводит его в тупик. В реальных ситуациях требуется определенная гибкость – иногда проявлять доверие, а иногда не проявлять его.

Для того, чтобы понять, где и как действовать, т.е. доверять или не доверять в данной ситуации, нужна достаточно тонкая восприимчивость и определенный уровень ответственности за выбор (это возможно при целостном мышлении). Если опираться на интеллект, то не требуется ни того, ни другого. Принцип или интеллектуальное построение обладают свойством убедительности. Внутренний выигрыш здесь состоит в том, что опора на «доказанное» утверждение или на принцип избавляют от необходимости принимать новое решение в каждом конкретном эпизоде. В нашем примере человек просто будет всякий раз не верить, таково его правило. И в одних случаях это правило, действительно, спасает, зато в других случаях – сильно тормозит, разрушая отношения; многие люди заведомо не попадают в сферу его внимания. При этом он может обладать железной логикой, целеустремленностью и умением добиваться своего. Во многих случаях это может усиливать разрушительность его действий.

Как уже говорилось, при таком стиле мышления преобладает энергия Ян; энергия Инь в этом случае проецируется на мир, т.е. мир становится источником раздражения, агрессии и т.д. Его картина мира устроена так, что он находит вокруг множество людей, проявляющих мягкотелость, непоследовательность, нерешительность, медлительность и т.д. Поэтому «логический» стиль мышления побуждает человека действовать неэкологично – жестко преобразовывать мир, «не ждать милостей от природы», подавлять окружающих и т.д.

Захваченность идеей, действием, принципом или логическим построением становится при таком стиле мышления основным «врагом», останавливающим развитие человека. Эта захваченность поддерживается двумя упомянутыми выше механизмами. Во-первых, у такого человека блокирована чувствительность, он испытывает растерянность при встрече с чем-то новым и склонность рассуждать оказывается спасительной, заменяя чувствование. Во-вторых, следование принципу или логике избавляет его от ответственности за приятие решения.

Наши рекомендации