БЛОК1. Манипуляции в межличностных коммуникациях (микроуровень)

Сценарий

Либо играть по-крупному, либо вообще не играть. (с.)

Все в обычной одежде, возможен деловой стиль. Один из нас в маске и/или костюме Полишинеля (или другого героя народного театра) – он маленьких, хитрый и забавный. (Потом снимает маску)

Выходим все вместе, поем песню, в масках (необязательно). Мы щелкаем пальцами в такт музыке. На экране нарезка из видео про марионеток (см. на моей странице подборка). На 2-м куплете появляется видео с кукловодом – человек в черной маске, который дергает за белые нитки. Мы, стоя под экраном выполняем подобные движения, похожие на танец кукол. Потом он исчезает и мы продолжаем просто петь.

Поем либо оригинал (он не совсем подходит по смыслу), либо вот этот текст, который нуждается пока в серьезной доработке. Боря может сыграть на гитаре?

То ли люди, то ли куклы - видно кто-то очень мудрый
Правит нами каждый новый день
И спектакль для вас играя, в балаган вас приглашаем,
Где куклы так похожи на людей.

Богачи и работяги, и солдаты и бродяги
И ученый с сединой в висках
И блондинки, и брюнетки - да, все мы марионетки
В ловких и натруженных руках.

Кукол дергают за нитки, на лице у нас улыбки
Не борясь, сдаемся мы в борьбе
И в процессе представленья, создается впечатленье
Что мы пляшем сами по себе.

Улыбается ехидно – кукловод, его не видно,

Вверх и в темноту уходит нить.
А мы так ему послушны, и мы верим простодушно
В то, что сами можем говорить.

И конца не видно, края, кто живет, а кто играет
Что имеет смысл ты не поймешь.
Метафоры нас ослепляют, и никто не понимает,
Что вокруг спектакль - сплошная ложь.

Полишинель: Сегодня мы погрузим вас в бездонный мир манипуляций людьми и целыми группами людей, странами и мирами! Но прежде, чем запудрить ваши очаровательные головки, мы проведем с вами сеанс груповой трансцендентальной медитации! Итак, закройте глаза!

(тихим вкрадчивым голосом)

Отвлекитесь от посторонних мыслей! Поднимите правую руку вверх, потрясите кистью. Поднимите левую руку вверх. Покачайте руками, пошумите, как шумят берёзы: ш-ш-ш-ш-ш! Разведите руки в стороны. Пожужжите как пчёлы: ж-ж-ж-ж-ж! Помашите руками как птица. Покричите: кыш-кыш-кыш! Можете открыть глаза…

(громким, смеющимся голосом):
Поздравляю! Вы с успехом окончили школу огородных пугол!

(коварно смеется, убегает).

Ведущий 1:(который тоже «стал пугалом» - ну, чтоб разминка не казалось обидной):

Что ж, мы только что на себе почувствовали, каково бывает оказаться в руках манипулятора. А у меня для вас есть еще одна игра.

- Загадай цифру от 1 до 9 и умножь на 9. Если число состоит из 2-х цифр, сложи числа, из которых состоит это число. Вычти из этого 4. Теперь выбери букву алфавита по принципу А=1,Б = 2, В = 3 и т.д. Теперь вы получили букву. Выбери название европейской страны, начинающееся на эту букву. Посмотри на последнюю букву этого названия и загадай фрукт, с которым она ассоциируется.

(сосредатачиваясь, размышляя пару секунд, потом- голосом провидца)

Ваш фрукт — это яблоко!

Ведущий 2: А страна, которую вы загадали – Дания.

В 1: Все просто - все цифры, умноженные на 9, всегда дают число, сумма цифр которого также дает 9. Так что, какую цифру ни выбрать, я всегда знаю, что в сумме получится 9. Если вычесть 4, останется 5. Поэтому, когда я прошу назвать страну, начинающуюся на соответствующую букву алфавита, это обязательно «д». А единственная страна в Европе, начинающаяся на «д» — это Дания. Единственный фрукт, начинающийся на последнюю букву страны, - Яблоко.

В 2: Вы думаете, что у вас есть выбор, но вы не выбираете. Вы лишь идете по скрытым рельсам, с которых не можете свернуть.

Сегодня мы научим вас, как распознавать манипуляции и не быть орудием в руках манипуляторов.

Определение

В3: Существует множество определений манипуляции. Обобщив их, можно сказать, что манипуляция- программирование людей на выгодное для манипулятора поведение за счет воздействие на его чувства и психическое состояние.

В 1: Манипуляция обладает определенными признаками:

1) манипуляция - это скрытое воздействие на человека, который, в свою очередь, ни о чем не подозревает.

2) При этом люди здесь рассматриваются не как личности, а как объекты, как к "пешки" в хитроумной игре.

3) Однако для того, чтобы провести манипуляцию необходим значительный уровень знаний и мастерства.

4) При манипуляциях внешний смысл слов, обращения или действия по отношению к другому человеку не совпадает со смыслом внутренним. Внешний смысл слов, как правило, невинен, ни в кем случае не ущемляет интересы другого человека. А вот внутренний смысл кроет в себе некий посыл, который аккуратно подводит этого человека к тому, что хочет от него автор манипуляции. Получается, что человек, которым манипулируют, делает то, что нужно его партнеру по общению, при этом считая, что сам осознанно пришел к этому выбору.

Запомните, что манипуляция - это не насилие, а соблазн!

Вредны ли манипуляции? Чем отличается манипуляция от управления? Пожалуй, стоит подчеркнуть опасность, которая кроется в манипуляции. Ведь скорее всего все вы – будущие менеджеры и очень часто вы будете испытывать соблазн использовать манипуляции. Однако старайтесь не смешивать понятия «управление» и «манипуляция».

Управлениенаправлено на достижение общих целей, оно объединяет людей, тогда как манипуляция – есть, по сути, обман одного человека других для достижения цели манипулятора. В менеджменте манипуляции неприемлемы - рано или поздно ваши сотрудники почувствуют, что ими манипулируют и как следствие Вы потеряете их доверие. Также самый большой вред манипуляция оказывает в близких отношениях между людьми, особенно когда их нужно сохранить и уберечь.

Однако, умение манипулировать может быть и весьма полезно, учитывая, что весь социум на них построен и вовсю их поощряет. Учитесь манипулировать — чем лучше это будет получаться у вас, тем сложнее будет манипулировать вами.

Уровни манипулирования

В 1: Ницше писал: "Когда сто человек стоят друг возле друга, каждый теряет свой рассудок и получает какой-то другой".

Подходя к вопросу манипулирования психикой, мы должны по возможности более-менее четко разделять психику отдельного индивида и психику масс. Причем нельзя сказать, что психика масс более подвержена манипулированию, чем психика отдельного индивида. Скорей всего первая складывается из последней. (на слайде что-то вроде: появляются человечки, у каждого свой мозг, а потом появляется толпа и видно, что у нее один мозг)

Манипулирование есть стремление одного индивида — подчинить другого. Причем уже второстепенный вопрос, рассматриваем мы психику отдельного индивида или группы (массы, толпы). И уже тогда хотелось бы обратить внимание на то, что психика практически любого индивида подвержена манипулятивным воздействиям извне.

Итак,манипуляции можно разделить на 2 группы: манипулирование личностью в межличностных коммуникациях - например, когда продавец заставляет вас купить товар, который вам не нужен. Вы и сами были однажды манипулятором в данном контексте, например, когда просили маму купить мороженое или игрушку.

(картинка продавец-покупатель)

Второй тип - манипулирование социальными группами, формирование общественного сознания. Это макроуровень, задел СМИ и политиков. Мы рассмотрим оба уровня.

(картинка – оратор и толпа)

БЛОК1. Манипуляции в межличностных коммуникациях (микроуровень).

В1:рассмотрим наиболее часто встречающиеся манипуляции, которыми пользуются недобросовестные продавцы, менеджеры, да и вы, я уверен, нередко прибегали к подобным уловкам. Мы покажем на примерах, способы манипуляции и методы защиты. (в процессе объяснения играются сценки, на экране формируется список)

Манипулятор – тонкий психолог, ведь манипуляция – это игра на эмоциях. В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:

(напишу пока в формате сценки с Красной Шапкой)

  • положительные формы:
    • успокаивание, поддакивание, поглаживание

Шапка: Ой, похоже заблудилась я в этом лесу…

Волк: успокойся, моя хорошая, все будет хорошо!да- да-да!

(замирают)

    • комплимент, игра на чувстве собственной важности собеседника

Волк: Ты ведь такая хорошенькая, вкусьнен…ой.. умненькая девочка! уж ты-то точно справишься!

    • общие интересы

Волк: а я тоже за зенит болею! Как они вчера сыграли? (у Шапки шарф)

    • ссылается на авторитеты, либо выдает себя за авторитет

Волк: Иди вон по той дорожке, она приведет куда нужно – уж я то знаю, сам профессор Жан Сусанин учил меня картографии!

В: теперь рассмотрим отрицательные формы:

(волк типа уже сожрал бабку, лежит весь такой толстый, шапка ф шоке, боится подойти)

    • Игра на азарте, жадности, любви к дармовщине

В:Внученька, иди-ка ко мне, моя слааааденькая, бабушка даст тебе пирожочек! Иначе бабушка скушает все сама…

    • игра на дружеских либо родственных связях

Ш: Извини, бабушка, странно ты как-то выглядишь…

В: Родную бабку не узнает, ой, горе то, обидно то как.растили ее, кормили. Ну иди сюда. Ты же не откажешь родной бабушке?

    • деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков)

В: эх, вот вся вы такая нынешняя молодежь, к родной бабке уважения нет! И что ты за человек! Да ты аморальный монстр!вырастили на свою голову!

    • деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)

В: А ну подойди и поцелуй бабуську!Шагом марш!

Защита

Способов ответа на манипулирование (психологической самообороны) несколько (ТОЖЕ КАК-ТО ОБЫГРАТЬ С ШАПКОЙ)

· Внешнее согласие.

· Оттягивание окончательного ответа (принять информацию к сведению и отложить решение на завтра, «утро вечера мудренее»).

· Изменение темы разговора. Уход от ответа.

· Игнорирование отрицательной оценки или отказ от ответа (например: «не буду отвечать на эту реплику, ответить на неё — значит унизиться самому»; «этот вопрос я обойду молчанием…» и т. п.).

· Нужно ли ЭТО МНЕ СЕЙЧАС ПО ТАКОЙ ЦЕНЕ

В: Не стоит вступать в дискуссию с манипулятором и объяснять причины отказа– это первая уступка ему. Поэтому можно последовать примеру профессора Преображенского из романа "Собачье сердце" (видео??):
- Купите несколько журналов в пользу детей Германии по полтиннику за штуку.
- Не хочу.
- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Сочувствую.
- А, полтинника жалко!
- Не жалко.
- А почему же не покупаете?!
- Не хочу.

ИНТЕРАКТИВ

В1: Как вы поняли, наверное, очень часто данные приемы используются в рекламе, в продажах.

В2: Настала пора вам, взять в ваши руки веревочки кукловода и попробовать применить средства в манипуляции.

В3: Теперь вы – не просто команды, а 5 креативных рекламных агенств. Ваша задача – продать некоторый товар. (команды выдергивают бумажки с товарами).

Оценивать мы будем не количество использованных средств, а вашу убедительность, яркость и креатив вашей рекламы.

(Возможно, убедить они должны не всех, а отдельную команду или человека, Типа продай лысому расческу)

Наши рекомендации