Какова функционально-уровневая структура личностно-смысловых отношений? В чем заключается психологическая сущность механизмов смыслообразования?

Уникальность взаимодействий и отношений любого человека с людьми и предметными условиями окружающего мира обусловливает уникальность системы его мотивационных отношений. В мотивационной сфере личности могут быть относительно противопоставлены качественно различные уровни, обеспечивающие смысловую ориентацию, определение смысла и назначения жизни, личностных отношений субъекта к другим людям и к себе:

· Уровень прагматических ситуационных смысловых отношений, который определяется предметной логикой достижения конкретных целей в конкретных ситуациях.

· Уровень эгоцентрических смысловых отношений, который определяется стремлениями к собственному удобству, выгоде, престижу. Характеризует отношение субъекта к себе как к самостоятельной ценности. Отношение к другим на этом уровне определяется тем, способствует ли другой человек индивидуальному успеху или нет.

· Уровень группоцентрических смысловых отношений, который определяется идентификацией личности с какой-либо группой людей, с ближайшим социальным окружением. Отношение к другим строится в зависимости от их принадлежности к такой группе (уровень групповой морали).

· Уровень просоциальных смысловых отношений (гуманистический уровень), который определяется нравственно-смысловой ориентацией субъекта в общечеловеческих ценностях. Каждый человек рассматривается как имеющий одинаковые с другими людьми права, обязанности и самостоятельную ценность (уровень нравственного сознания).

· Духовный (эсхатологический) уровень смысловых отношений, который определяется обобщенными субъективными представлениями и переживаниями личности по отношению к конечным вопросам собственной жизни и смерти в контексте исторического развития человечества. Человек рассматривается как существо духовно связанное с историей и перспективами развития человечества, через его вклад в общественное развитие и влияние на развитие общественных отношений.

Смысловые отношения могут частично осознаваться субъектом и тогда они становятся представленными в образе мира. Чем более высок иерархический уровень смысловых отношений, тем сложнее умственная активность, обеспечивающая субъекту их осознание. На основе выделения и осознания иерархии мотивационно-смысловых отношений строятся процессы смыслообразования, которые распространяются: от реализуемых личностью ситуативных действий и поступков к актуальному мотиву, от актуального мотива к обобщенным мотивационным отношениям, вплоть до отношений к тому, что находится за пределами индивидуальной жизни человека – к построению смысла жизни (Братусь, 1988; 1994; Леонтьев Д.А., 1999).

Смысловые образования выполняют две важнейшие функции:

· Функция создания субъективно значимых представлений о должном и возможном будущем, о возможных достижениях (функция «эскиза будущего») в системе межличностных и общественных отношений.

· Функция нравственной оценки собственных действий и поступков, а также действий и поступков других людей.

Наши рекомендации