Место и время проведения производственной практики
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Код дисциплины
Направление подготовки 030300.62–Психология
Квалификация (степень) _Бакалавр
Санкт-Петербург
Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению 030300.62 – Психология (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от «21» декабря 2010г. №759 и в соответствии с рабочим учебным планом направления 030300.62 – Психология (квалификация «бакалавр»), утвержденным ректором АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» 29.06.2011г.
СОСТАВИТЕЛЬ
ассистент Е.А.Трошина
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР
_________________________________
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры общей и прикладной психологии
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Целью производственной практики является приобретение и закрепление у студентов практических навыков проведения психодиагностического обследования в образовательном учреждении.
1.2. Задачами, решаемыми в ходе практики путем непосредственного участия студента в психодиагностическом обследовании, являются:
· закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения;
· формирование умения самостоятельно подбирать психодиагностические методики, адекватные цели обследования;
· закрепление умения проводить тестирование и обрабатывать результаты;
· освоение умения составлять психологическое заключение по результатам обследования;
· формирование умения проводить психологические консультации с испытуемыми по результатам обследования;
· формирование навыков применения адекватных математико-статистических методов обработки данных;
· формирование навыков грамотного описания результатов психологического исследования с применением разнообразного иллюстративного материала.
· формирование профессиональной позиции, мировоззрения, стиля поведения психолога.
Место дисциплины в учебном процессе
Производственная практика студентов 3 курса заочного обучения является составной частью учебного процесса и вторым этапом ознакомления с профессиональной деятельностью.
Данная практика является продолжением и закреплением знаний, полученных при изучении базовой общепрофессиональной части профессионального цикла следующих дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Компьютерная психодиагностика».
Производственная практика проводится в соответствии с учебным планом в VI семестре в объеме 3 недель.
Базами практики могут быть учреждения школьного и среднего специального образования.
Индивидуальный план производственной практики должен включать в себя обследование не менее 15 испытуемых с использованием не менее 3-х психодиагностических методик.
ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Производственная практика проводится в течение 3недель.
Содержание практики.
В рамках производственной практики студенты осваивают навыки профессионального взаимодействия с группами детей и подростков, которые направлены на достижения определенных психолого-педагогических результатов, а также овладевают умениями анализировать структуру межличностных отношений. После изучения психодиагностики, «Социальной психологии» студенты организуют исследование структуры группы, приобретают возможность пользоваться эмпирическими методами. Построение социально-психологического портрета группы, анализ структуры межличностных взаимодействий предполагает использование стандартизованных методик.
Место и время проведения производственной практики
Местом проведения являются образовательные учреждения (школы, дома творчества). Практика может быть организована на базе специализированных психологических служб, психологических центров на предприятиях и в организациях.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики:
В результате прохождения научно-исследовательской квалификационной практикив соответствии с образовательной программой бакалавриата по направлению «030300.62 Психология» выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Общекультурные компетенции (ОК):
способность и готовность к:
· владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
· использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
· применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);
· владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);
· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);
· нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);
· проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);
· овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
· профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);
· использованию знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-13);
· использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);
· овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-15).
Профессиональные компетенции (ПК):
· общепрофессиональные:
· практическая деятельность:
· способность и готовность к:
· реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);
· отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);
· описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);
· осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);
· выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);
· психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);
· прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);
· ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8).
· Научно-исследовательская деятельность:
· способность и готовность к:
· применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
· участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);
· проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12);
· реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);
· Педагогическая деятельность:
· способность и готовность к:
· участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);
· подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17);
· использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-18);
· самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
· просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).
· Организационно-управленческая деятельность:
· способность и готовность к:
· анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);
· проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания
· психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);
· реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).
Структура и содержание производственной практики
1 Организационный этап
Проведение установочной конференции: ознакомление с целями и задачами практики
2. Ознакомление с содержанием практики
3. Производственный инструктаж
4. Инструктаж по технике безопасности
собеседование с руководителями базы практики,
составление индивидуального плана
Этап включения в практическую деятельность (основной этап)
1. По теме исследования: взаимосвязь, социально-психологических характеристик представителей группы и их группового статуса:
а) подготовительный этап- студент знакомится
с группой и ее руководителем, устанавливает первичный контакт, определяет формат своей работы;
б) этап формирования гипотез- проведение наблюдения за группой и формулирование по его результатам гипотезы о группе;
в) эмпирический этап- выявление психологической структуры межличностных отношений в группе по результатам исследований с помощью социометрии, других социально-психологических методов (референтометрия, методика «Мотивационное ядро выбора», «Методики изучения групповых ценностей и др.).
2. Анализ результатов эмпирического исследования:
а) детальное сопоставление данных, полученных в ходе эмпирического исследования;
б) вычисление и интерпретация социометрических индексов;
в) обобщение данных эмпирического исследования структуры межличностных отношений в группе, построение социограммы.
3. В обязательном порядке проводится либо диагностическая игра на этапе изучения коллектива, либо на заключительном этапе- тренинг, творческая игра для оптимизации межличностных отношений в группе
руководители практики базы практики и вуза проводят собеседования со студентами по ходу практики, консультируют, наблюдают за работой студентов.
Содержание практики
Данный вид практики предполагает активное включение студентов в самостоятельную деятельность под руководством опытных педагогов. Она также предполагает овладение навыками педагогического общения с детским или подростковым коллективом, умениями регулировать и корректировать внутригрупповые межличностные взаимодействия.
Вместе с тем практика может быть организована на базе специализированных психологических служб, а также психологических центров на предприятиях и в организациях. В этом случае ставятся цели и определяются задачи практики в зависимости от специфики тех видов деятельности, которые реализуются соответствующими службами и центрами.
Примерная характеристика организации исследования структуры межличностных отношений в подростковом коллективе
Тема исследования: взаимосвязь социально-психологических характеристик представителей группы и их группового статуса.
Объект исследования: детская группа.
Предмет исследования: социально-психологические характеристики группы и ее членов.
Цель исследования: выявление социально-психологических характеристик и факторов, определяющих особенности структуры межличностных отношений в группе.
Исследовательская гипотеза: существуют взаимосвязи между социально-психологическими характеристиками членов группы и их статусом (социальным положением) в составе группы.
Достижение поставленной цели требует постановки и решения ряда исследовательских задач:
· выявить общую социально-психологическую структуру группы, построить социограмму;
· выделить наиболее яркого лидера и «аутсайдера»;
· определить их социально-психологические характеристики;
· изучить взаимосвязь между социально-психологическими характеристиками и положением в группе.
Методы исследования: наблюдение, беседа, психологическое тестирование и опросы.
Общая структура исследования включает следующие этапы:
Подготовительный. Студент знакомится с группой и ее руководителем, устанавливает первичный контакт, определяет формат своей работы.
Этап формулирования гипотез. Проведение наблюдения за группой и формулирование по его результатам гипотезы о группе:
Эмпирический. Выявление психологической структуры межличностных отношений в группе по результатам исследований с помощью социометрии, а также других социально-психологических методов (референтометрия, методика «Мотивационное ядро выбора», методики изучения групповых ценностей и др.). Данные социометрии фиксируются в социометрической матрице.
Анализ результатов эмпирического исследования. Содержанием этого этапа является детальное сопоставление данных, полученных в ходе эмпирического исследования. Важная часть анализа – вычисление и интерпретация социометрических индексов. От полноты и тщательности проводимого на этом этапе анализа эмпирических данных в большей степени зависит качество конечного результата исследования межличностных отношений в группе.
Этап обобщения данных эмпирического исследования структуры межличностных отношений в группе. На этом этапе строится социограмма группы.
Этап составления отчета
Практикант в обязательном порядке проводит либо диагностическую игру на этапе изучения коллектива, либо на заключительном этапе – тренинг, творческую игру и т.п. для оптимизации межличностных отношений в группе.
К концу первой недели должен быть составлен индивидуальный план практики, который является одним из разделов дневника практики. Данный план составляется в соответствии с планом работы детского учреждения, по которому будут проводиться мероприятия студентом. Примерная схема индивидуального плана производственной практики
Планируемые формы работы (воспитательные мероприятия, работа по запросу психолога)
Следующий важный аспект при составлении индивидуального плана – обсуждение возможности проведения воспитательного мероприятия, ориентировочной даты. В качестве мероприятия можно рекомендовать проведение тренинга любого доступного типа (тренинг общения, самопознание, сензитивности, игровой и т.п.), КВН. Если на практике работают одновременно несколько студентов, то, объединив усилия, они могут провести «неделю психологических знаний», организовав ряд тематических мероприятий (деловая игра, викторина, выпуск газеты), объединенных одной идеей, способствующих развитию интереса к психологии как важному компоненту общечеловеческой культуры.
В индивидуальном плане производственной практики следует предусмотреть как основные формы работы (мероприятия, проведение исследования), так и виды текущей работы (консультации с заместителем директора по воспитательной работе, старшим вожатым, беседы с детьми и т.д.).
По окончании практики руководитель практики базового учреждения пишет характеристику студента, в которой отражает содержание его деятельности, знания, умения, примененные им в период прохождения практики, а также выставляет ему оценку за качество проделанной работы (ставится подпись руководителя базы практики и заверяется печатью данного учреждения).
Защита отчетов по прохождении практики осуществляется по мере ее окончания в сроки, предусмотренные расписанием занятий.