А сейчас мы с вами поиграем в игры, которые помогут 2 страница

Старайтесь не совершать плохих поступков (воров­ство, ложь, драка и т. д.), чтобы не было стыдно вам и вашим родителям.

А теперь я каждому раздам по листику бумаги, и мы с вами изобразим наше «Я» в виде дерева. Нарисуйте ствол дерева, а теперь одну веточку — ваше внешнее «Я», т.е. как вы выглядите в глазах окружающих, назо­вите эту веточку одним словом. Посмотрите на себя как бы со стороны, какие вы? (Добрый, красивый и др.)

Нарисуйте еще одну веточку «Я — на занятии». Назовите себя одним словом. (Внимательный, умный и др.)

Нарисуйте третью веточку «Я — дома». Также на­зовите себя одним словом. (Заботливый, добрый и др.)

Следующая веточка «Я — во дворе». Какой вы во дворе? (Вежливый, добрый, застенчивый и др.)

А теперь мы с вами нарисуем корни дерева — это наши главные качества. Какие они? (Настойчивость, доброта, лень, смелость и др.) Нарисуйте их.

Молодцы. Посмотрите, ребята, какие у нас получи­лись деревья, в будущем наши достоинства будут рас­ти, становиться все больше и больше, а недостатки увя­дать и засыхать. Почувствуйте, как вы становитесь доб­рыми, сильными, смелыми и послушными. А сейчас, ребята, мы проверим, какие вы смелые.

♦ Упражнение 4.П/и «С кочки на кочку»

Цель:развитие координации движений, ловкости и быстроты; снятие страхов, тревожности, неуверен­ности в поведении.

Описание игры.Психолог делит ребят на две ко­манды, затем мелом на полу рисует кружочки для обе­их команд. После этого сообщает правила игры: каж­дый игрок должен перепрыгивать с «кочки» на «кочку» до другого «берега». Та команда, которая быстрее переберется по «болоту» на другой берег, — выигры­вает. Если игрок оступится — упадет в «болото», ко­манда получает штрафное очко.

♦ Упражнение 5»Урок математики

Цель:обучение прямому и обратному счету.

Описание игры.Дети садятся в кружок, один ребе­нок считает от 1 до 10, другой — от 10 до 1, и так все по кругу.

♦ Упражнение 6.Урок чтения

«Кто больше назовет гласных букв» (с фишками)

Цель:закрепление названий гласных букв. Описание игры.Дети по очереди называют глас­ные буквы. За правильный ответ дается фишка.

♦ Упражнение 7.Закончи предложение

Цель:развитие словесно-логического мышления.

Описание игры.Дети садятся в кружок. Психолог сообщает правила игры: «Я буду бросать мяч каждому из вас и говорить начало предложения. Ребенок, пой­мавший мяч, должен закончить это предложение. Тот игрок, кто не сумеет дважды закончить предложе­ние, — выбывает из игры».

Психолог, бросая ребятам мяч, говорит:

Малина сладкая, а лимон... Корова мычит, а свинья... Днем светло, а ночью... Солнце желтое, а небо... Летом жарко, а зимой... Самолет летит, а машина... Днем мы обедаем, а вечером... Петух кукарекает, а ворона... Кузнечик прыгает, а птица...

Ты смотришь глазами, а слышишь... Гусеница ползет, а рыба... Лиса живет в норе, а птица в... Летом заяц серый, а зимой... Ты нюхаешь носом, а ешь... Помидор красный, а огурец... Читатель читает, а писатель... Молоко пьют, а печенье... Повар готовит, а портниха... Телевизор смотрят, а радио...

♦ Упражнение 8.Какое слово задумано?

Цель:развитие фонематического слуха, внимания, речи; формирование умения определять, из каких зву­ков состоят слова; обучение детей самостоятельно до­полнять слова нужными звуками.

Описание игры.Психолог показывает ребятам кар­тинку и называет слово: «Это — ...юльпан (тюльпан)». Дети должны назвать слово правильно, усиливая при этом первый звук. (Картинки: стул, телевизор, ди­ван, кукла, нож и т. д.)

♦ Упражнение 9.П/и «Кот и мыши»

Цель:развитие быстроты, ловкости, смелости; фор­мирование умения соблюдать правила игры.

Описание игры.С помощью считал очки выбирают­ся «мышка» и «кошка». Остальные ребята становятся в круг и берутся за руки. «Кошка» ловит «мышку». «Мышка» убегает и старается спрятаться в «норку» — круг детей. Ребята, в свою очередь, прячут «мышку», приседая и закрывая проход для «кошки».

♦ Упражнение 10.Графический диктант

Цель:формирование самоконтроля, развитие тон­кой моторики руки; закрепление понятий: вправо, вле­во, вверх, вниз.

Описание игры.Психолог кладет перед каждым ребенком тетрадь в клеточку и ручку. После этого со­общает следующее: «Сегодня мы будем учиться прово­дить линии в тетради, я буду давать задание, в какую сторону и на сколько клеток нужно вести линию. Вни­мательно слушайте меня и проводите только те линии, о которых я скажу. Когда будет проведена первая ли­ния, нужно подождать, пока я не скажу, куда напра­вить следующую. Каждую новую линию нужно начи­нать там, где закончилась предыдущая, при этом не отрывая ручки от бумаги».

Затем ребята берут ручки, и психолог начинает:

«Отступите сверху листа три клеточки и справа одну, поставь­те точку. От точки отступите две клеточки вверх, клеточку вправо, две клеточки вниз, клеточку вправо, две клеточки вниз, клеточку вправо и т. д.»

Дойдя до середины листа, психолог предлагает ре­бятам продолжить рисунок до конца строки самостоя­тельно.

♦ Упражнение 11.Нарисуй себя. Автопортрет

Цель:развитие позитивной самооценки, уверенно­сти в себе.

Описание игры.Дети по памяти рисуют свои автопортреты. (Обсуждение. Положительный настрой.)

♦ Упражнение 12.Ритуал прощания

Цель:создание после занятия атмосферы любви, за­боты, внимания к каждому ребенку.

Описание игры.Взявшись за руки, закрыв глаза, постоять молча одну минуту.

Вопросы к детям:

• Что вы почувствовали, держа друг друга за руки? (Обсуждаем.)

• Что понравилось больше всего на занятии?

Говорим установки для девочек и мальчиков.

Установка мальчикам:

«Я хочу быть умным, сильным, смелым, ловким, трудолюби­вым, добрым и счастливым!

Я сделаю все, чтобы стать умным, сильным, смелым, ловким, трудолюбивым, добрым и счастливым! Я буду учиться хорошо!»

Установка девочкам:

«Я хочу быть умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и сча­стливой!

Я сделаю все, чтобы стать умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и счастливой! ' Я буду учиться хорошо!»

Материал:

1) записи с музыкой;

2) листы с нарисованными солнышками;

3) мел;

4) картинки с гласными буквами;

5) фишки;

6) картинки (тюльпан, стул, телевизор, диван, нож, кукла).

ЗАНЯТИЕ 6

Цель:

• сплочение группы для дальнейшей деятельности;

• формирование представления о том, как стать умнее;

• развитие памяти, внимания, логического мыш­ления;

• снятие страхов с помощью изотерапии.

♦ Упражнение1. Приветствие (под музыку)

Описание игры.Проползти на коленях, как «котя­та» и «щенята», заглянуть в глаза, «помурлыкать» и «полаять», как маленькие, от удовольствия.

♦ Упражнение 2.Ритуал

Цель:сплочение группы, воспитание доброго отно­шения друг к другу.

Описание игры.Дети стоят в кругу, взявшись за руки, с закрытыми глазами одну минуту. Затем, сложив руки «лодочкой», передают добрые пожелания друг другу.

♦ Упражнение 3.Беседа «Как стать умнее»

Ребята! На прошлом занятии мы с вами говорили о том, что представляет собой наше «Я». Многие из вас называли одним из своих достоинств ум. Сегодня мы поговорим с вами о том, как стать умнее и что для этого нужно делать.

Для начала ответьте, пожалуйста, на вопрос: что значит быть умным? (Уметь выполнять сложную ра­боту, быть умелым, многое знать и т. д.)

Правильно, а что нужно делать, чтобы стать умнее? (Хорошо учиться, читать книги, быть вниматель­ным на занятиях, всё запоминать и т. д.)

Молодцы! Вы всё правильно понимаете. Если ребенок хорошо учится, то он с годами становится умнее и обра­зованнее, увереннее в себе. Чтобы стать умным, нужно прочитать много книг, рассказывать об интересных со­бытиях, задавать родителям вопросы, наблюдать за при­родой, за животными, за отношениями между людьми. Также нужно быть активным на занятиях, вниматель­но слушать взрослого и товарищей, всегда быть гото­вым к ответу, стремиться отвечать.

Скажите мне, а кто из вас любит читать? Какие кни­ги вы читали? Какие сказки вам нравятся больше всего?

Сейчас каждый из васподумает и расскажет что-нибудь интересное, например, можно рассказать о своих любимых животных, птицах, о том, что вас поразило в природе. Рассказ должен быть не длинным, но содер­жательным. (Ребята по очереди рассказывает свои истории, психолог помогает им.)

Спасибо, ребята, как много интересного мы сегодня узнали, а теперь скажите: какое сейчас время года? (Психолог по очереди показывает картинки с време­нами года. Ребята называют: осень, зима, весна, лето).

♦ Упражнение 4,П/и «Четыре стихии»

Цель:развитие активного внимания, обучение дей­ствовать по сигналу.

Описание игры.Ребята становятся произвольно ли­цом к психологу. По команде играющие выполняют определенные движения.

• «Земля» (дети расставляют ноги на ширину плеч);

• «Вода» (дети выполняют движения руками, как будто плавают);

• «Воздух» (дети выполняют плавные движения руками, как будто летают);

• «Огонь» (дети набирают воздух и дуют, как будто тушат огонь).

Кто ошибается во время выполнения действия, вы­ходит из игры. Победителями оказываются самые вни­мательные.

♦ Упражнение 5.Урок математики. А/и «Выложи числовой ряд»

Цель:обучение счету в прямом и обратном порядке.

Описание игры.Психолог делит детей на две ко­манды. Затем разбрасывает по комнате два набора цифр от 1 до 10. Ребята каждой из команд должны собрать и правильно выложить числовой ряд от 1 до 10 в специ­ально отведенном месте. Та команда, которая быстрее справится с заданием, считается победившей.

В конце игры, когда два числовых ряда от 1 до 10 будут выложены, все вместе хором считают цифры сначала в прямом, а потом в обратном порядке.

Первый ребенок — «голова дракона», он получает в руки игрушку дракон (можно надеть на голову шапоч­ку с драконом), последний — «хвост дракона». «Голо­ва дракона» пытается поймать «хвост», а тот старается увернуться от нее.

В конце игры психолог хвалит всех ребят за сме­лость.

♦ Упражнение 11.Рисование страхов «Кто что больше боится»

Цель:снятие страхов с помощью рисования.

Описание игры.Нарисуй то, чего ты боишься боль­ше всего.

(Обсуждение рисунков. Спросить у каждого ребен­ка, что он хочет сделать со своим рисунком (по­рвать, разрезать, заштриховать, сжечь и т. д.). По­хвалить за смелость всех детей.)

♦ Упражнение 12*Ритуал прощания

Цель: создание после занятия атмосферы любви, заботы, внимания к каждому ребенку.

Описание игры.Взявшись за руки, закрыв глаза, постоять молча одну минуту.

Вопросы к детям:

• Что вы почувствовали, держа друг друга за руки? (Обсуждаем.)

• Что понравилось больше всего на занятии? Говорим установки для девочек и мальчиков.

Установка мальчикам:

«Я хочу быть умным, сильным, смелым, ловким, трудолюби­вым, добрым и.счастливым!

Я сделаю все, чтобы стать умным, сильным, смелым, ловким, трудолюбивым, добрым и счастливым! Я буду учиться хорошо!»

Установка девочкам:

«Я хочу быть умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и сча­стливой!

Я сделаю все, чтобы стать умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и счастливой! Я буду учиться хорошо!»

Материал:

1) музыкальные записи;

2) картинки с временами года;

3) два набора цифр от 1 до 10;

4) раздаточный материал на каждого ребенка от 1 до 10;

5) игрушка на веревочке;

6) игрушка дракон или шапочка дракона;

7) листы бумаги, карандаши, краски, ножницы.

ЗАНЯТИЕ 7

Цель:

• сплочение группы для дальнейшей деятельности;

• развитие внимания, памяти; о снятие страхов;

• развитие фантазии и творческих способностей.

♦ Упражнение1. Приветствие (под музыку)

Посмотреть друг другу в глаза и потереться спина­ми друг о друга, как «котята» и «щенята».

♦ Упражнение 2.Ритуал

Цель: сплочение группы, разогревание интереса и внимания для дальнейшей деятельности.

Описание игры.Дети стоят в кругу, взявшись за руки, с закрытыми глазами одну минуту. Затем, сложив руки «лодочкой», передают добрые пожелания друг другу.

♦ Упражнение 3. П/и«Мяч»

Цель:развитие ориентировки в пространстве, вни­мания; закрепление имен товарищей.

Описание игры.Дети располагаются по кругу. Пси­холог вместе с детьми произносит следующие слова:

Раз, два, три, четыре, пять, Мячик наш пустился вскачь, И поймать, дружок, его Нужно только и всего.

После этих слов психолог подбрасывает мяч вверх и называет имя ребенка. Тот, чье имя названо, должен поймать мяч. Затем все вместе снова проговаривают считалочку, и ребенок, поймавший мяч, подбрасывает его вверх и называет имя одного из детей группы.

♦ Упражнение 4.Выложи числовой ряд

Цель:обучение детей визуально узнавать цифру, фор­мирование умения раскладывать цифры по порядку.

Описание игры.На каждого ребенка — набор цифр. На столе психолог разбрасывает цифры и просит детей их быстро разложить от 1до 10.

♦ Упражнение 5.Назови соседей (с числами)

Цель:развитие внимания, памяти, мышления; фор­мирование быстрой реакции на слово.

Описание игры.Ребята садятся в кружок. Психо­лог бросает мяч каждому ребенку по очереди, называя при этом числа от 0 до 10. Игрок, поймавший мяч, должен назвать «соседей» данного числа, т. е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного, или предыду­щее и последующее. Если игрок ошибается, он выхо­дит из игры. Побеждают самые внимательные.

♦ Упражнение 6.Назови времена года. Угадай по описанию.

Цель:закрепление знаний о временах года.

Описание игры.Психолог читает текст, ребята в свою очередь должны отгадать и правильно назвать время года.

1. Очень жарко, солнце печет, день длинный. Теп­лый ветер колышет листья на деревьях. Вода в реке теплая. Дети купаются, загорают. На лугу много цве­тов. Летают красивые бабочки, пчелы и осы. (Лето)

2. На улице дует холодный ветер, на небе синие тучи, часто идет дождь. На полях убирают овощи. Пти­цы улетают на юг. Дни становятся короче, а ночи длин­нее. Листва на деревьях желтеет, краснеет. В парке листопад. (Осень)

3. Мороз. Идет снег. Солнышко светит, но греет мало. Дети с горки катаются на санках. Старшие ребя­та на льду играют в хоккей. Дни стали короткими, а ночи длинными. (Зима)

4. Дни становятся длиннее. Солнышко начинает пригревать. С каждым днем становится все теплее и теп­лее. Тает снег. Бегут ручейки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда. В поле начинают посевные ра­боты. На проталинах появляются первые цветы. (Весна)

♦ Упражнение 7.Не пропусти растение

Цель:развитие внимания, способности к переклю­чению, быстрой двигательной реакции на слово.

Описание игры.Психолог читает слова. Как только ребенок услышит название овоща или фрукта он дол­жен встать и сразу же сесть. Тот, кто не заметил нуж­ного слова, выходит из игры.

Земля, заяц, теплоход, овес, роза, уж, дуб, мяч, гриб, мура­вейник, шиповник, одуванчик, окно, белка, клен, костер, паль­ма, стол, павлин, банан, василек, кувшинка, кефир, фиалка,

репа, дача, лес, земляника, сосна, овца, книга, ива, утюг, туф­ли, потолок, плющ, подснежник, мимоза, забор.

♦ Упражнение 8.Графический диктант

Цель:формирование самоконтроля, развитие тон­кой моторики руки, закрепление понятий: вправо, вле­во, вверх, вниз.

Описание игры.Психолог кладет перед каждым ребенком тетрадь в клеточку и ручку. После этого со­общает следующее: «Сегодня мы будем продолжать учиться проводить линии в тетради, я буду давать за­дание, в какую сторону и на сколько клеток нужно вести линию. Внимательно слушайте меня и проводи­те только те линии, о которых я скажу. Когда будет проведена первая линия, нужно подождать, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию нужно начинать там, где закончилась преды­дущая, при этом, не отрывая ручки от бумаги».

Затем ребята берут ручки, и психолог начинает:

«Отступите сверху четыре клеточки и слева одну клеточку, поставьте точку, начиная от точки — две клеточки вверх, клеточку вправо, клеточку вниз, клеточку вправо, клеточку вниз, клеточку вправо, две клеточки вверх, клеточку впра­во, клеточку вниз, клеточку вправо, клеточку вниз, клеточку вправо и т. д.»

Дойдя до середины листа, психолог предлагает ре­бятам продолжить рисунок до конца строки самостоя­тельно.

♦ Упражнение 9.Д/и «Чей голос?»

Цель: развитие слухового внимания.

Описание игры.С помощью считалочки ребята вы­бирают водящего. Он становится спиной к ребятам. По очереди дети произносят имя ребенка, стоящего к ним спиной. Водящий должен узнать по голосу ребен­ка и сказать, кто это.

♦ Упражнение 10.П/и «Жмурки» (с хлопками)

Цель: развитие ориентировки в пространстве, быс­троты реакции, слухового внимания; снятие страхов.

Описание игры.Ребята с помощью считалочки вы­бирают ведущего, которому завязывают глаза. Игра начинается. Дети бегают вокруг него, хлопают в ладо­ши. Ведущий, ориентируясь на звук, должен поймать одного из детей. После этого ведущим становится пой­манный ребенок.

♦ Упражнение 11.Игра на внимание «Что изменилось?»

Цель: развитие памяти, активного внимания.

Описание игры.Психолог выставляет на стол пе­ред детьми от 8—10 игрушек и просит их запомнить. Затем ребята отворачиваются, и взрослый убирает одну игрушку. Дети должны ее назвать. Первый игрок, правильно назвавший «убежавшую» игрушку, полу­чает фишку. Выигрывает тот, кто получит больше все­го фишек.

♦ Упражнение 12,Нарисуй заветное желание

Цель: развитие творческих способностей, умения фантазировать.

Описание игры.Дети загадывают заветное желание и изображают на листе. Собрать все рисунки в завет­ную коробку. Для исполнения желаний.

Коллективно просмотреть в конце занятия все рабо­ты и обсудить.

♦ Упражнение 13.Ритуал прощания

Цель:создание после занятия атмосферы любви, заботы, внимания к каждому ребенку.

Описание игры.Взявшись за руки, закрыв глаза, постоять молча одну минуту. Вопросы к детям:

• Что вы почувствовали, держа друг друга за руки? (Обсуждаем.)

• Что понравилось больше всего на занятии? Говорим установки для девочек и мальчиков.

Установка мальчикам:

«Я хочу быть умным, сильным, смелым, ловким, трудолюби­вым, добрым и счастливым!

Я сделаю все, чтобы стать умным, сильным, смелым, ловким, трудолюбивым, добрым и счастливым! Я буду учиться хорошо!»

Установка девочкам:

«Я хочу быть умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и сча­стливой!

Я сделаю все, чтобы стать умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и счастливой! Я буду учиться хорошо!»

Материал:

1) музыка;

2) мяч;

3) на каждого ребенка набор цифр от 1 до 10;

4) картинки с временами года;

5) от 8 до 10 резиновых игрушек;

6) листы бумаги, краски, карандаши.

ЗАНЯТИЕ 8

Цель:

• развитие интереса к совместной деятельности;

• расширение представлений о временах года;

• развитие внимания, памяти, мелкой моторики;

• развитие творческих способностей.

♦ Упражнение 1. Приветствие

Под музыку дети, заглядывая друг другу в глаза, улыбаются, притрагиваются друг к другу сначала ла­донью правой руки, затем — левой.

♦ Упражнение 2.Ритуал

Цель:сплочение группы, разогревание интереса ивнимания для дальнейшей деятельности.

Описание игры.Дети стоят в кругу, взявшись за руки, с закрытыми глазами одну минуту. Затем, сложив руки «лодочкой», передают добрые пожелания друг другу.

♦ Упражнение 3.Времена года

Цель:закрепление названий времен года, обучение видеть изменения в природе в зависимости от време­ни года, знакомство с тремя месяцами осени.

Описание игры.Психолог читает ребятам загадки о временах года. Дети их отгадывают и бегут к той кар­тинке, которая соответствует отгадке. (Картинки рас­положены по углам комнаты.)

Загадки о временах года:

1. Белая искусница окна разукрасила

Речку заморозила, снегу намела. (Зима)

2. Птички с юга прилетели,

Звонко песенки запели.

И в лесу медведь в берлоге

Пробудился ото сна,

В гости к нам пришла ... (Весна)

3. Все повсюду в ярких красках

И деревья и поля.

Урожай собрать прекрасный

Вышли люди на поля. (Осень)

4. В это время года дети

В озере купаются.

В это время года солнце

Ярче улыбается. (Лето)

После того, как все загадки отгаданы, психолог рас­сказывает о том, что у каждого времени года есть свои месяцы, и продолжает: «Сегодня мы познакомимся с тремя месяцами осени». Психолог называет их: сен­тябрь, октябрь, ноябрь, и показывает картинки с явле­ниями природы, соответствующими каждому месяцу.

♦ Упражнение 4.Самостоятельная работа на листах

Цель:развитие умения самостоятельно работать, поднятие самооценки, овладение способами уверенно­го поведения.

1. «Дорисуй недостающий предмет».

2. «Найди домик». (См. приложение 6.)

♦ Упражнение 5*П/и «Будь внимателен»

Цель: стимулирование внимания, формирование уме­ния быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Описание игры.Дети стоят группой свободно. Зву­чит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку, у кого как получается. В ходе маршировки психолог произвольно, с разными интервалами и вперемешку, дает команды. Дети реализуют движения в соответ­ствии с командой:

• «Зайчики» (дети прыгают, имитируя движение зайца);

• «Лошадки» (дети ударяют ногой о пол, как буд­то лошадь бьет копытом);

• «Птицы» (дети бегают, раскинув руки (имита­ция полета птицы).

♦ Упражнение6. Цепочка слов

Цель: развитие у детей умения определять, из ка­ких звуков состоят слова, формирование умения на­зывать слова, начинающиеся на определенный звук.

Описание игры.Ребята садятся в кружок. Психо­лог произносит слово. Ребенок, сидящий рядом, дол­жен придумать следующее слово на тот звук, который стоит последним, например:

Яблоко, оса, автобус, слон, нож, жук...

♦ Упражнение 7.Игра с мячом «Не ошибись»

Цель:развитие памяти, внимания, мелкой мотори­ки; закрепление обобщающих понятий.

Описание игры.Психолог бросает мяч по очереди каждому ребенку и просит назвать любой фрукт, овощ, животное и т. д.

♦ Упражнение 8*Графический диктант

Цель:формирование самоконтроля, развитие тон­кой моторики руки, закрепление понятий: вправо, вле­во, вверх, вниз.

Описание игры.Психолог кладет перед каждым ребенком тетрадь в клеточку и ручку. После этого со­общает следующее: «Сегодня мы будем продолжать учиться проводить линии в тетради, я буду давать за­дание, в какую сторону и на сколько клеток нужно вести линию. Внимательно слушайте меня и проводи­те только те линии, о которых я скажу. Когда будет проведена первая линия, нужно подождать, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию нужно начинать там, где закончилась преды­дущая, при этом не отрывая ручки от бумаги».

Затем ребята берут ручки, и психолог начинает:

«Отступите сверху четыре клеточки и слева одну клеточку, поставьте точку, начиная от точки — три клетки вверх, две клетки вправо, клетка вниз, клетка влево, клетка вниз, клетка вправо, клетка вниз, клетка вправо, три клетки вверх, две клетки вправо, клетка вниз, клетка влево, клетка вниз, клет­ка вправо, клетка вниз и т. д.»

Дойдя до середины листа, психолог предлагает ре­бятам продолжить рисунок до конца строки самостоя­тельно.

♦ Упражнение 9.Нарисуй осень

Цель:развитие творческих способностей, любви к родной природе.

Описание игры.Каждый ребенок, прослушав от­рывок произведения П.И. Чайковского «Времена года», приступают к рисунку. (Обсуждение.)

♦ Упражнение 10.Ритуал прощания

Цель: создание после занятия атмосферы любви, заботы, внимания к каждому ребенку.

Описание игры.Взявшись за руки, закрыв глаза, постоять молча одну минуту. Вопросы к детям:

• Что вы почувствовали, держа друг друга за руки? (Обсуждаем.)

• Что понравилось больше всего на занятии? Говорим установки для девочек и мальчиков.

Установка мальчикам:

«Я хочу быть умным, сильным, смелым, ловким, трудолюби­вым, добрым и счастливым!

Я сделаю все, чтобы стать умным, сильным, смелым, ловким, трудолюбивым, добрым и счастливым! Я буду учиться хорошо!»

Установка девочкам:

«Я хочу быть умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и сча­стливой!

Я сделаю все, чтобы стать умной, красивой, умелой, ловкой, доброй и счастливой! Я буду учиться хорошо!»

Материал:

1) музыкальные записи;

2) картинки с временами года и тремя месяцами осени;

3) листы с заданиями;

4) листы бумаги, краски, карандаши;

5) мяч.

ЗАНЯТИЕ 9

Цель:

• развитие интереса к совместной деятельности;

• ознакомление детей с понятием, что такое задача;

• развитие внимания, памяти, логического мыш­ления, мелкой моторики;

• развитие эмоционального мира ребенка.

♦ Упражнение 1.Приветствие

Под музыку дети двигаются по комнате, загляды­вая глаза в глаза, приветствуют друг друга, касаясь «носиками».

♦ Упражнение 2.«Ритуал»

Цель: сплочение группы, разогревание интереса и внимания для дальнейшей деятельности.

Задача. На дереве висело 6 груш (один ребенок при­крепляет груши).

Упало 3 груши (выполнили движение).

Детям задается вопрос: «Что мы должны узнать?» Дети: «Сколько груш осталось».

Чтобы дети запомнили, так решаются 4 задачи. (Да­ется задание на дом: составить по одной задаче.)

♦ Упражнение 4.П/и «Кот и мыши»

Цель:развитие быстроты, ловкости, смелости; фор­мирование умения соблюдать правила игры.

Описание игры.С помощью считал очки выбирают­ся «мышка» и «кошка» (ребятам можно надеть шапоч­ки мышки и кошки). Остальные ребята становятся в круг и берутся за руки. «Кошка» ловит «мышку». «Мышка» убегает и старается спрятаться в «норку» — круг детей. Ребята, в свою очередь, прячут «мышку», приседая и закрывая проход для «кошки».

♦ Упражнение 5.Самостоятельная работа на листах Цель:развитие самостоятельности в выполнении

заданий.

1. «Что здесь лишнее»

2. «Найти пару» (развитие внимания). (См. приложение 7.)

♦ Упражнение 6.П/и «Добеги до осени, зимы, весны, лета»

Цель:закрепление названий времен года и 3 меся­цев осени.

Описание игры.Повторить времена года и месяци. Затем в разных концах комнаты находятся картинки с временами года. Психолог говорит: «Раз, два, три — до осени беги...»

Наши рекомендации