Программа полноценной жизни
Поскольку психологи и психиатры имеют дело главным образом с людьми, страдающими различными отклонениями от нормы, большая часть соответствующей литературы посвящена различного рода заболеваниям. Современный человек уже так много читал или слышал о различных психических расстройствах, о тенденции к самоуничтожению, что, по-видимому, стал воспринимать многие отрицательные эмоции (ненависть, инстинкт разрушения, чувство вины, самоосуждение и т. п.) как составные элементы "нормального человеческого поведения".
Обыкновенный человек часто полагает, что он недостаточно силен, чтобы ради сохранения физического и психического здоровья, счастливой и полноценной жизни вступить в борьбу со "злыми духами" человеческой натуры. Но если бы человеческая природа была, в самом деле, таковой, то любые усилия, направленные на самоусовершенствование, были бы напрасными и безуспешными.
Я твердо верю (и опыт работы со многими пациентами укрепил меня в этой вере), что в каждом из нас есть "инстинкт жизни", некая программа, в которую заложена забота о нашем здоровье, счастье - всем том, что делает нашу жизнь лучше. Инстинкт неутомимо работает на нас, используя для своих целей Творческий Механизм или, точнее, Механизм Успеха, который является неотъемлемой частью всякого человеческого организма.
Так называемое "подсознательное мышление" - вообще никакое не мышление, а программируемый на конкретную цель своеобразный "сервомеханизм" (в технике - устройство автоматического неведения на цель с использованием сведений, поступающих по каналам обратной связи, и накопленной в электронной "памяти" информации, которое при необходимости регулирует направление движения), который используется и управляется сознанием.
Встроенный в нас природой Творческий Механизм действует автоматически и совершенно автономно, стремясь, в зависимости от поставленной вами цели, к успеху и счастью или неудачам и огорчениям. Нацелившись на успех, вы заставите систему функционировать в качестве Механизма Успеха. Зарядившись негативными установками, вы превратите ее в Механизм Неудачи.
Подобно всякому сервомеханизму, Творческий Механизм должен иметь четкую цель или проблему, над которой ему следует работать.
А цели, которые мы ставим, - это мысленные образы, или "картинки", созданные нашим воображением.
Главная воображаемая цель - образ собственного Я, который определяет границы достижимости для любой конкретной цели, то есть очерчивает рамки возможного.
Наш Творческий Механизм работает, опираясь на разнообразную информацию и различные сведения (наши мысли, убеждения, толкования). С помощью оценок и интерпретации ситуации мы "описываем" проблему, над которой необходимо потрудиться.
Когда мы закладываем в свой Творческий Механизм информацию негативного свойства, характеризуя себя как недостаточную, неполноценную, не заслуживающую уважения и неспособную личность (негативный образ собственного Я), эти сведения обрабатываются и в дальнейшем обусловливают функционирование механизма, который и выдает "ответ" в форме неудачного решения конкретной жизненной ситуации.
Наш Творческий Механизм, реагируя на текущую проблему или ситуацию, черпает сведения из банка накопленной информации ("банка памяти").
Ваш путь к счастью и успеху лежит, прежде всего, через подробное знакомство с работой вашего Творческого Механизма (системой автоматического наведения на цель), а также через усвоение приемов, позволяющих использовать его для достижения цели и избежания неудач.
Я расскажу вам:
- как научиться (нужно лишь потренироваться) новым навыкам мышления, творческого воображения, воспроизведения их в памяти и в практической деятельности;
- закрепить усвоенный материал на конкретном опыте;
- создать адекватный и реалистический образ собственного Я;
- научиться пользоваться своим Творческим Механизмом, чтобы получить полное удовлетворение, успешно решая конкретные жизненные проблемы.
Если с памятью у вас все в порядке, если вы способны ощущать беспокойство и в состоянии самостоятельно завязать шнурки собственных ботинок, то вы непременно успешно справитесь с предлагаемой программой. Позднее вы увидите, что этот метод включает развитие творческого воображения и приемы мысленного экспериментирования, формирование моделей автоматического реагирования путем проигрывания определенных ролей в специально созданных ситуациях.
Воспроизведение мысленных образов и картин ничем не отличается от вспоминания какого-нибудь эпизода из прошлого или от беспокойства по поводу возможных обстоятельств в будущем. Отрабатывать новые модели поведения для повседневной жизни - это все равно что учиться завязывать шнурки ботинок каждое утро по-новому.
МЕХАНИЗМ УСПЕХА
Когда человек задался целью построить "электронный мозг" и сконструировать самонаводящиеся на заданную цель механизмы, ему пришлось сформулировать некоторые основные принципы их работы. Но, сделав это, исследователи задались вопросом: "А не работает ли человеческий мозг аналогичным образом?". Не случилось ли так, что в ходе эволюции природа встроила в нас механизм еще более удивительный и великолепный, чем любая созданная человеческим гением электронная машина или автоматическая система наведения, но функционирующий на основе тех же самых принципов?
На эти вопросы ответили безоговорочным "да" такие знаменитые ученые-кибернетики, как Н. Винер, Д. Ньюман и др. У каждого живого существа есть встроенная "система наведения", помогающая в наиболее широком смысле слова "жить". На более примитивном уровне все сводится к задаче "выжить", то есть обеспечить сохранность как отдельных особей, так и всего биологического вида. Задача такого механизма, встроенного природой в животных, ограничена поисками пищи, убежища, преодолением опасностей и воспроизведением потомства, дабы предотвратить исчезновение вида.
Для человека понятие "жить" не сводится лишь к простому выживанию, но еще и к удовлетворению определенных эмоциональных и духовных потребностей. Поэтому Механизм Успеха человека устроен сложнее, помогая ему не только избегать и преодолевать опасности и выполнять другие, присущие всему животному миру функции, но и творить, создавать поэтические произведения, управлять производством, заниматься коммерцией, исследовать новые горизонты в науке, обретать спокойствие духа, совершенствоваться - словом, преуспевать в любой сфере деятельности, которая отождествляется с представлением о счастливой и полнокровной жизни.
Инстинкт успеха
Белку не надо обучать, как собирать орехи и закладывать их на зиму, хотя, рожденная весной, она никогда прежде не переживала зимы. И, тем не менее, осенью она хлопочет, деятельно заготавливая орехи на зимние месяцы. Птицы не оканчивают курсов по строительству гнезд или искусству навигации, но они всегда безошибочно преодолевают огромные пространства, часто над широкими водными просторами морей и океанов. Они тонко чувствуют приближение холодов и знают, где тепло, даже если эта местность удалена на тысячи миль.
Пытаясь дать объяснения подобным феноменам, мы обычно говорим, что у животных есть инстинкты, которые и управляют их действиями. Оценивая эти инстинкты, вы обнаружите, что они помогают животным успешно справляться с их проблемами. В целом можно сказать, что животные обладают инстинктом успеха.
Мы часто упускаем из виду тот факт, что в человеке тоже заложен инстинкт успеха, причем более удивительный и сложный, чем у любого животного. Природа не только не поскупилась и не обидела человека, а, наоборот, оказалась по отношению к нему особенно щедрой.
Животные не в состоянии сознательно ставить себе цели. Их цели (самосохранение и размножение) уже предопределены при рождении. А вот человек обладает качеством, которое отсутствует у животных, - Творческим Воображением.Поэтому человек в отличие от животных еще и созидатель. При помощи воображения он может устанавливать самые разнообразные цели, управляя своим Механизмом Успеха. Мы часто думаем, что Творческое Воображение свойственно лишь поэтам, изобретателям, вообще людям, создающим нечто новое. Это не так. Воображение - всегда творчество, созидание, к чему бы мы его ни применяли. По словам известного шотландского философа Д. Стюарта, "дар воображения - великолепная пружина человеческой деятельности и ключ к совершенствованию самого человека... Уничтожьте этот дар, и человек остановится в своем развитии". "Вы в состоянии нарисовать в воображении свое будущее", - говорил Генри Кайзер, который относил большую часть своих успехов в предпринимательстве на счет конструктивного, позитивного использования Творческого Воображения.
Мозг сам находит ответы
Доктор Норберт Винер, который во время Второй мировой войны одним из первых начал работать над созданием самонаводящихся механизмов, полагал, что нечто весьма схожее происходит в нервной системе человека, занятого каким-либо видом целенаправленной деятельности, причем даже в такой простой ситуации, когда необходимо взять со стола пачку сигарет.
Мы в состоянии это сделать (достигнуть желаемой цели) благодаря наличию в нас автоматического механизма, а вовсе не усилию воли или в результате логического мышления. Соответствующие участки нашего головного мозга лишь избирают цель, направляют нужную информацию в автоматический механизм и запускают его. Ваша рука двигается к цели, постоянно корректируя направление движения.
Только хорошему анатому могут быть известны все те мускулы, которые следует задействовать, чтобы взять пачку сигарет. Но даже если бы они были известны вам, вы не смогли бы осуществить задуманное, говоря самому себе: "Теперь я сокращаю плечевые мускулы, чтобы поднять руку, а теперь еще нужно использовать трицепс, чтобы протянуть ее, и т. д." Вы, не рассуждая, просто берете сигареты, а не отдаете сознательно приказы отдельным группам мышц, да еще вычисляя степень необходимости силовой нагрузки.
Когда вы выбираете цель и приступаете к действию, за дело берется автоматический механизм. Во-первых, вы уже раньше аналогичным путем брали сигареты или совершали похожие действия. Ваш автоматический механизм учился правильно решать подобные задачи. Во-вторых, ваш автоматический механизм пользовался информацией, направляемой в мозг по линии обратной связи вашими глазами, которые все время сообщали, "в какой мере сигареты все еше не взяты". Информация обратной связи позволяла автоматическому механизму непрерывно поправлять движение руки, пока она не достигла цели.
Особенно заметен этот процесс у младенца, пытающегося ухватить погремушку. У него еще очень мало "накопленной информации", поэтому его рука движется к цели зигзагом, буквально нащупывая путь. Для любого процесса обучения характерно то, что по мере усвоения корректировка становится все более тонкой, незаметной. Это хорошо известно тем, кто впервые садился за руль автомобиля. Вначале постоянно идет "перехлестывание" то в одну сторону, то в другую, чтобы удержать автомашину в правильном направлении, и она в результате двигается зигзагами.
Однако после достижения "успешного действия" оно откладывается "в памяти" автоматического механизма, который и воспроизводит его в последующем при схожих ситуациях. Можно сказать, что ваш автоматический механизм "усвоил", как в данной ситуации преуспеть. Он "помнит" свои успехи и забывает неудачи и повторяет успешные действия, не размышляя, в силу, так сказать, привычки.
Предположим, в комнате темно, и вы не видите пачку сигарет. Вы знаете или надеетесь, что она на столе вместе с другими разнообразными предметами. Инстинктивно ваша рука начинает совершать зигзагообразные движения, ощупывая и отвергая посторонние вещи, пока не наткнется на сигареты и не "опознает" их. Еще одним примером может служить процесс вспоминания временно забытой какой-то фамилии. "Сканирующее (поисковое) устройство" в вашем мозгу ищет до тех пор среди накопленной в памяти информации, пока не "опознает" нужную фамилию.
Электронный мозг решает похожие проблемы примерно тем же способом. Но прежде в машину необходимо заложить огромное количество сведений. Эта накопленная или запасенная информация и является "памятью" ЭВМ.
Чем глубже мы проникаем в тайны мозга, тем больше он напоминает нам автоматическое саморегулируемое устройство.
Доктор Уайлдер Пенфилд, директор Монреальского неврологического института (Канада), обнаружил отдельные участки головного мозга человека, в которых фиксируется все, что индивид когда-либо пережил, наблюдал или учил.
Как-то в ходе операции на мозге, во время которой пациентка находилась в полном сознании, Пенфилд случайно коснулся хирургическим инструментом одного места, расположенного в коре головного мозга. Женщина воскликнула, что она "переживает" один из эпизодов далекого детства, который совершенно забыла.
Последующие эксперименты в данном направлении дали аналогичные результаты. Когда касались определенных участков коры головного мозга, пациенты не просто "вспоминали" прошлое, а буквально вновь переживали конкретные сцены, воспринимая как вполне реальные все образы, звуки, ощущения давних эпизодов, словно они были записаны на пленку и теперь вновь проигрывались. Человеческий мозг оказался способным при сравнительно небольшом объеме сохранять огромное количество информации.