Когда группы принимают решения
Как показали исследования, если решение принимается группой, как правило, имеет место одно из двух явлений: групповое мышление либо групповая поляризация.
Групповое мышление
Когда члены группы согласны по большинству вопросов, в ней возникает сильная тенденция на корню подавлять любое несогласие. Такая группа изначально нацелена на гармонию, она ждет ее и предвкушает. Если все со всеми соглашаются и всех все удовлетворяет, никому не хочется слышать противоположное мнение. Этот психологический эффект способен нанести огромный вред, поскольку члены группы отказываются выслушать все точки зрения и рассмотреть аргументы с разных сторон, из‑за чего зачастую принимаются односторонние и импульсивные решения. Яркими примерами деструктивной природы группового мышления могут служить массовые беспорядки и суды Линча. Чтобы избежать негативного эффекта группового мышления, группе следует приветствовать в своих членах желание искренне выражать свое несогласие и побуждать их откровенно высказывать противоположную точку зрения.
Групповая поляризация
Этот феномен возникает, когда в ходе групповой дискуссии члены группы, подстегиваемые сами собой, начинают склоняться к крайне противоположным точкам зрения; вне группы такое явление невозможно. Например, в начале обсуждения некоторые люди довольно вяло высказываются против какого‑либо решения, но к концу дискуссии уже все решительно и однозначно не согласны друг с другом по этому вопросу, и несогласие достигает критической отметки. Чтобы ограничить деструктивный эффект групповой поляризации, следует избегать однородности группы, принимающей решения.
Эффект свидетеля
Психологический феномен под названием эффект свидетеля приводит, пожалуй, к самым трагическим последствиям из всех, какие могут возникнуть в группе. Ученые обнаружили, что по мере расширения группы внутренний мотив помогать тем, кто нуждается в помощи, ослабевает. Это несколько сродни так называемой социальной лености, но эффект свидетеля возникает потому, что люди не проявляют решительность и инициативу, полагая, что кто‑то это уже делает. Обратите внимание: это исключительно групповой феномен. Если в ситуации задействованы только два человека, один, скорее всего, подаст нуждающемуся руку помощи.
Один из самых известных страшных примеров эффекта свидетеля
Тринадцатого марта 1964 года в три часа ночи двадцатидевятилетняя Кэтрин (Китти) Дженовезе возвращалась с работы (она работала менеджером в баре). Когда она вышла из машины, к ней приблизился какой‑то мужчина. Женщина побежала; но незнакомец погнался за ней и ударил ножом. Китти стала звать на помощь, и сразу в нескольких окнах, выходивших на улицу, зажегся свет. Нападавший сначала было ретировался, но затем, убедившись, что никто не выходит, вернулся к истекавшей кровью жертве. Женщина кричала, но преступник продолжал наносить ей удары до тех пор, пока она не умерла. Позднее выяснилось, что за этой ужасной картиной наблюдали почти сорок человек, но никто из них не пришел на помощь Китти Дженовезе. Звонок в полицию поступил только без десяти четыре, то есть почти через час после нападения.
Групповые нормы
Независимо от типа, будь то рабочий коллектив, спортивная команда, оркестр или компания друзей, для всех групп характерны сходные психологические процессы, и все они подчиняются определенным правилам.
1. Группы возникают практически из ничего. Общественная природа человека заставляет его становиться членом группы, поскольку такое членство улучшает его самоощущение.
2. В большинстве групп имеется свой обряд посвящения. Присоединяясь к уже существующей группе, человек, как правило, проходит определенный обряд посвящения: интеллектуальный, денежный, физический или основанный на подобном опыте. Группы хотят протестировать новичка и представить всё так, чтобы членство воспринималось другими как честь.
3. Группы способствуют развитию конформизма. В любой группе действуют определенные нормы и правила, которые соблюдают все члены. Эти нормы могут изменить поведение человека, заставляя его идти против своих убеждений, пусть даже более разумных и правильных (примеры такого поведения описаны в исследованиях социальной конформности Соломона Аша, но об этом мы поговорим позже).
4. Каждый член группы обязан выучить ее правила и нормы. Если вы нарушаете правила, установленные группой, другие ее члены непременно укажут вам на это.
5. Все члены группы играют в ней определенные роли. Хотя в группе действуют нормы, применимые ко всем ее членам, люди также обязательно исполняют в ней определенную роль и следуют правилам, касающимся этой роли.
6. В большинстве случаев лидеры в группе выделяются только со временем, причем нескоро. Хотя лидеры групп могут назначаться или навязываться, в большинстве случаев истинный лидер сначала приспосабливается к группе, а затем, добившись доверия ее членов, становится все более уверенным и со временем начинает вести остальных за собой.
7. Участие в группе способствует повышению эффективности. Как мы уже говорили, в определенных условиях присутствие других людей способствует тому, что человек быстрее и лучше справляется с поставленной задачей. Это особенно характерно для тех случаев, когда задание выполняется отдельно от других членов группы и его итоги будут оцениваться по способностям и достижениям исполнителя, то есть индивидуально.
8. В группах часто ходят слухи, в большинстве случаев правдивые. В 1985 году было проведено одно любопытное исследование в рабочей среде, показавшее, что 80 процентов времени люди обсуждают сплетни и слухи, которые в 80 процентах (!) случаев правдивы. Похожие результаты дали и другие подобные исследования.
9. Группы способствуют конкуренции. В группах люди нередко с подозрением и настороженностью относятся к членам соперничающих с ними групп, что создает настрой «мы против них». В таком случае, даже если отдельные люди из конкурирующей группы считаются готовыми и способными к сотрудничеству, группа‑соперник в целом не вызывает доверия или рассматривается как плохая и недостойная внимания.
Все это свидетельствует о том, что группы играют в повседневной жизни человека невероятно важную роль и в огромной мере влияют на наши решения. Как уже говорилось, группы бывают разные: это и собрание топ‑менеджеров, принимающих важнейшие финансовые решения, и компания друзей, рассуждающая о том, что заказать на обед. Само присутствие других весьма существенно влияет на наше поведение. Группа может возникнуть практически на пустом месте; она повышает эффективность одних ее членов, позволяя бездействовать другим; и в ней существуют определенные нормы и правила, которым следуют все ее члены.
Филип Зимбардо
(род. в 1933 году)