Алхимическая метафора переноса
Исследования Юнга привели к осознанию того, что в алхимии было нечто, предвосхищавшее то, как он сам изучал бессознательное. Алхимики описывали многие проблемы современной психологии своим языком, и Юнг чувствовал, что они интуитивно предвосхитили и образно спроецировали то, что получило подтверждение в современной науке. Живые образы алхимии резко отличались от стилизованных и бесполых проявлений средневекового христианства. Юнг провел параллель с тем, как психоанализ и аналитическая психология контрастировали с плоскими и рациональными викторианскими взглядами на человека.
Когда не-Юнгианцы изучают Юнга для того, чтобы понять то, что он писал о переносе, их часто поражает тот факт, что его работа, в которой наиболее явно говорится об этом, (написанная в 1946 г.) во многом опирается на алхимический символизм, взятый им из текста Rosarium Philosophorum, датируемого 1550 г. ("Психология Переноса", СС 16). Я не собираюсь рассматривать здесь подробно сам по себе Rosarium, хотя я и считаю, что алхимия имеет отношение к рассмотрению аналитического процессу, и намереваюсь объяснить, почему это так. Мой опыт показал, что многие студенты, стажеры и читатели Юнга не понимают значения метафоры, используемой Юнгом.
Очень важно отметить, что в собственном описании Юнгом того, что он пытался сделать, он интерпретировал "большой спроектированный образ бессознательных мысле-процессов" (цитата из Юнга в Жаффе, с. 97). Учитывая это, мы можем рассмотреть некоторые из наиболее важных алхимических терминов, которые имеют символическое отношение к анализу.
Vas. Это алхимический сосуд, в котором основные элементы (prima materia, massa contusa) смешиваются, и к ним производятся добавки с целью получения золота и открытия ляписа. Ляпис, или философский камень, стал для Юнга метафорой реализации самости, результатом процесса индивидуации. Vas соответствует содержимому пациента и аналитика в структуре анализа и переводу его страданий в необратимые перемены в его личности. Кроме того, с точки зрения пациента, понимание, интерпретация и владение ситуацией со стороны аналитика создают vas.
Coniunctio. Это относится к сочетанию в vas отдельных элементов (то, что мы сегодня назвали бы химическим соединением). В алхимии основные элементы при соединении считаются противоположностями, соединение которых ведет к тому, что алхимик получает золото. Эти элементы часто антропоморфно изображаются как мужское и женское начала. Тот факт, что человеческие существа используются для описания химических элементов, показал Юнгу, что будучи далекой от собственных химических исследований, алхимия имела отношение к творческой фантазии, и тем самым, к бессознательной проекции. При анализе comunctio, союз противоположностей символизирует: а) взаимодействие аналитика и его аналитической противоположности – пациента б) дифференциацию и интеграцию в его эго конфликтующих и борющихся элементов в психике пациента; в) взаимопроникновение интеграцию сознательной и бессознательной частей психики пациента.
Иерогамос буквально переводится как "священный брак". Можно обнаружить много форм этого мотива, обозначающего соединение противоположностей. Например, в августинском христианстве священный брак заключается между Христом и Церковью, и скрепляется на брачном ложе креста. В алхимии священный брак часто называется "химическим браком", при котором противоположные элементы, обозначаемые как мужское и женское начала, соединяются для производства третьего, незапятнанного вещества. Поскольку такого вещества не существует в физическом мире, алхимия стала терять свое значение по мере того, как естественные науки стали претендовать на первенство в эпоху Возрождения. Но психологическое значение hierosqamos служит иллюстрацией преобразования хаоса и смешения в упорядоченность и интеграцию. Надо надеяться, что при анализе произойдет такая трансформация по отношению к невротическим конфликтам и расщеплениям.
Трансмутация элементов (способность элементов к преобразованию). Это центральная идея алхимии, поскольку она подтверждает, что трансформации могут иметь место. Так, без образа возможной в психологическом процессе не было бы большого смысла в анализе. Это справедливо даже тогда, когда говорят, что цель анализа — углубление переживаний или расширение осознания, а не изменение отношения и поведения. Углубление само по себе представляет собой изменение или преобразование.
Adept-soror. Адепт алхимии, видимо, всегда проводит свою работу в контексте отношений с партнером противоположного пола, обычно представляющем собой внутреннюю фигуру, но иногда — реального человека, о котором говорится как о soror mystica или мистической сестре (CW 14, para. 161). Эту фигуру можно рассматривать с психологической точки зрения как алхимическую аниму или бессознательное аналитика. Но анализ также происходит во внешней среде, где аналитик (адепт) дополни стся пациентом из вн ешнего мира (soror).
Nigredo, fermentcatio, mortificatio, putrefactio, impregnatio. С точки зрения алхимии, эти термины относятся к этапам алхимического процесса. Нигредо предполагает потемнение исходного материала и признак того, что что-то значительное должно произойти. Fermentatio предполагает брожение, смешивание элементов, в результате чего должно появиться новое вещество, отличное по качеству от исходных компонентов. Mortificatio — это этап, на котором исходные элементы перестают существовать в своем изначальном виде. При Putrefactio происходит разложение мертвых или умирающих исходных элементов и выход пара, который является признаком трансформации. Impregnatio отмечает момент, когда душа, отображаемая на дереве в виде крошечной человеческой фигурки гомункулуса, возносится к небесам.
С точки зрения аналитика, эти термины символизируют то, что происходит при Анализе. Nigredo может принять форму важного сна, который свидетельствует о перемене, или начала депрессии, которая часто предшествует перемене. Иногда nigredo обозначает конец медового месяца анализа. Fermentatio — подходящий термин для смешения личностей, которое происходит при переносе-контриереносе, в психоаналитических отношениях вообще и в бессознательном как аналитика, так и пациента. Mortificatio и putrefactio описывают то, как меняются симптомы, развиваются аналитические отношения и происходят перемены. Наконец, душа, как описывается в impregnatio, относится к движению внутри пациента, появлению нового человека.
Элементы, используемые в алхимии, сами по себе служат метафорами личности, согласно тому, как Хиллман понимал Юнга:
"четыре основных вещества алхимии (свинец, соль, сера, ртуть) ... — это архетипические компоненты психики... Личность — это особое сочетание плотного депрессивного свинца с несгораемой агрессивной серой с горькой мудрой солью с летучей неуловимой ртутью" (Hillman, 1975a, с. 186).
Эти алхимические идеи и мысли Юнга об их психологическом значении следует учитывать, когда Юнг говорит об аналитическом процессе как процессе, включающем обоих участников (см. выше, с. 280). Такое изменение происходит вследствие того, что личности аналитика и пациента сочетаются как химические элементы, и результат такой же, как результат, наблюдаемый и в химии, и в алхимии, производится новое, третье вещество. Третье — это преобразующий фактор и для аналитика, и для пациента.
Аналитик при соединении с пациентом оказывается подверженным влиянию, поскольку он совершенно буквально принимает на себя страдания пациента и разделяет их с ним (CW 16, para. 358). Когда начинается анализ, бессознательное содержание проецируется, создавая атмосферу иллюзии с постоянным взаимодействием. Но именно в этой атмосфере происходят и перенос, и контрперенос.
Вырезанные из дерева фигурки, которые иллюстрируют Rosarium, образуют серию, которая иллюстрирует преобразование потенциалов, изображаемых двумя вымышленными фигурами — короля и королевы. Они, в свою очередь, символизируют психологические противоположности. Когда Юнг пишет о переносе, он хочет, чтобы мы увидели короля и королеву на одном уровне как символы аналитика и пациента. При анализе противоположности, которые определяют поле — это пациент и аналитик, даже несмотря на то, что это двое фактически могут не быть противоположными в обычном понимании этого слова. Но на другом уровне и в то же самое время процесс, изображаемый в вырезанных фигурках, вполне может быть процессом внутри-психического роста и изменений, которые могут происходить внутри человека. Короля-мужчину и королеву-женщину можно рассматривать как символы конфликтов внутри психики между противоборствующими импульсами, или способами видения, или между импульсами и супер-эго, и это далеко не все возможности.
В таком случае, перекрещивание при интерпретации внутри-личностного и межпсихического происходит вполне намеренно. Грубо говоря, при отсутствии двусторонних отношений с аналитиком, пациент не сможет пережить и осознать движения различных элементов в своей психике. Аналитик, другой, сосредоточивает то, что является другим по отношению к сознанию, а именно, бессознательное. Взаимодействие, которое мы называем переносом-контрпереносом, и динамика в психике пациента — это близкие отражения друг друга. Внутреннее и внешнее соотнесены
Живая тайна жизни всегда скрыта между Двумя, и истинную тайну невозможно выдать словами и раскрыть с помощью аргументов" (Юнг, цитата из Жаффе, 1979, с. 125).
Или, рассматривая это с противоположной стороны, душа» — это сама суть отношений". (CW 16, para. 504)
Например, шестая деревянная фигурка, которую называют возвращением души, показывает душу, младенца или ребенка, пыряющего с небес, чтобы вдохнуть жизнь в мертвое тело. Юнг отмечает, что воскрешение тела — это трансцендентный процесс, он не может произойти в реальной жизни, и его не может хотеть »го. Можно добавить, что новая жизнь зависит от предыдущих стадий анализа, которые проживаются и прорабатываются; это следствие того, что произошло ранее. Сознательное и личностное воздействия радикальны. Душа — это одно (интегрированная личность), рожденное из двух (пациент и аналитик).
Десятая и последняя деревянная фигурка — это фигурка рождения вновь. Двухголовый король и королева живы, они стоят на платформе, обозначающей луну. На заднем плане — дерево из черепов. Эту картину трудно понять, поскольку конечный результат процесса изображает гермафродита, что скорее подчеркивает, а не ослабляет сексуальный символизм. Юнг предполагал, что сочетание противоположностей представляет собой гибрид. Когда Фрейд споткнулся о символизм противоположностей в сексуальных образах фантазий о первичной сцене (мазохизм /садизм, пассивный/активный, женщина/ мужчина), он воспринял их как сексуальные в буквальном смысле. Это означает, что Фрейд был также вовлечен в символизм, как и алхимики. Таким образом, Фрейд, как и все мы, столкнулся со следующей проблемой:
"как понимать глубокий раскол в человеке и в мире, как нам реагировать на него, и, если можно, устранить его? Так звучит вопрос, если освободить его от естественного сексуального символизма, в котором он застрял только из-за того, что проблема не смогла перебраться через порог бессознательного" (CW 16, para. 534).
Алхимик, как и современный человек вообще и аналитик в особенности, старается разрешить внутренний и внешний конфликты. Это относится и к попытке Фрейда освободить сексуальность от пут ненужного подавления, и к поискам целостности у Юнга.