Типы отношения к окружающим 5 страница
Маленький Профессор остро чувствует и хорошо понимает оттенки отношений между людьми. Маленький Профессор замечает то, чего не улавливает Взрослый. Тем не менее, в вопросах, которые не касаются психологических тонкостей общения, он располагает лишь ограниченной информацией. Его можно сравнить со смекалистым крестьянином, который никогда не упустит своего, ведя дела у себя в деревне, но, попав в большой город, оказывается некомпетентен в отношении более сложных ситуаций общения, которые требуют владения информацией, недоступной ему.
Воздействие воспитывающих взрослых, ограничивающих самовыражение ребенка, вводящих поведение ребенка в рамки социальных требований, формирует Адаптированного Ребенка. Это эго-состояние – состояние приспосабливающегося человека к окружающему миру и внутренним требованиям. Такого рода приспособление может привести к потере способности к внутренне достоверным чувствам, проявлениям любознательности, способности испытывать и вызывать любовь, к замене собственных чувств и мыслей человека на ожидаемые от него чувства и мысли. Это может быть полное принятие родительских предписаний и реализация предписанного поведения и предписанных чувств (Подчиняющийся, Уступающий Ребенок). Такая форма поведения связана со стремлением умиротворить и угодить другим и чувствами страха, вины и стыда. Это может быть и уход в себя, отчуждение (Уклоняющийся, Отчуждающийся Ребенок). Такая форма поведения связана с состоянием застенчивости – стремлением отгородиться от других людей, выставить перед другими заслон, фасад; это чувство обиды и досады. Он поддается влиянию, оправдывается, извиняется, делает комплименты, слушается, соблюдает правила хорошего тона, безынициативен. Адаптированный Ребёнок – у тех, кто с детства – «Хороший Мальчик» и «Хорошая Девочка». Результатом диктатуры Адаптированного ребёнка является желание человека угождать другим, не заботясь о своих желаниях. Их девиз: «А разве мне можно???!!!». Во всех своих вариантах Адаптированный Ребенок функционирует в ответ на воздействие внутреннего Родителя. Рамки, вносимые Родителем, навязаны, далеко не всегда рациональны и нередко мешают нормальному функционированию. Адаптивный ребенок является залогом профессиональной успешности в сфере обслуживания, работы с клиентами. Данное эго-состояние является непременным условием результативности труда официантов, барменов, продавцов, парикмахеров, стюардесс и т.д.
Бунтующий Ребенок открыто противостоит родительским предписаниям. Такая форма поведения выражается в негативизме, неприятии любых правил и норм, чувстве гнева и возмущения. Эта часть нашей психики настолько часто захватывает нас, насколько мы её совершенно у себя не знаем.
Эго-состояние Взрослого является единственным рациональным эго-состоянием, оно воплощает объективность, логичность, организацию, приведение всего в систему, достоверность, опору на факты, свободу от предрассудков. Взрослый отвечает за адекватное и рациональное восприятие жизни и объективную оценку реальности, самостоятельно собирает информацию, обосновывает свой выбор и оценивает свою деятельность, оперирует исключительно фактами, устанавливает причинно-следственные связи, планирует, способен подбирать конструктивные стратегии их разрешения, а также прогнозировать возможные последствия. Он действует наподобие компьютера, исследуя и оценивая имеющиеся вероятности и альтернативы, и принимает осознанное рациональное решение, целесообразное в настоящее время, в данной ситуации. В этом отличие Взрослого от Родителя и Ребенка, обращенных в прошлое, воспроизводящих ситуацию, которая переживалась особенно ярко (Ребенок), или фигуру воспитывающего взрослого (Родитель). Еще одна функция эго-состояния Взрослый – проверка заложенного в Родителе и Ребенке, сопоставление этого с фактами (проверка реальностью). Эго-состояние Взрослый называют менеджером личности. Эго-состояние «Взрослого» помогает достичь больших успехов в сфере бизнеса, менеджмента и управления.
Тест «Исследование самооценки личности»
(Н.М. Пейсахов)
Цель:изучение уровня самооценки личности.
Инструкция.Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV с соответствующими заголовками, например, I. Межличностные отношения, общение. В каждом из четырех наборов положительных качеств нужно выделить идеальные качества, то есть те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими, а также записать их в соответствующей части. Какие это качества и сколько их каждый решает сам. Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводятся толкования этих качеств. У вас должно получиться четыре набора идеальных качеств.