Задачи и упражнения. 1. Выявите различия в предмете разных отраслей психологии и других наук Предмет зоопсихологии Формирование поведения и психических процессов у
1. Выявите различия в предмете разных отраслей психологии и других наук
Предмет зоопсихологии | Формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания |
Предмет специальной психологии | Особенности детей с проблемами в развитии и проблемы их обучения и воспитания |
Предмет социальной девиантологии | Природа, законы и закономерности, а также механизмы девиантного поведения |
Предмет этнопсихологии | Представления, идеи и верования, которые являются объединяющими для того или иного народа и оказывают непосредственное воздействие на поведение и деятельность его членов |
Предмет антропологии | Человек и его мир во всех проявлениях жизнедеятельности (духовных и материальных) |
Предмет социологии | Общество как социальная система в целом, ее развитие и функционирование через ее составные элементы: личности, социальные общности, институты |
Предмет социальной педагогики | Взаимодействие влияния среды и преобразующих эту среду сил человека, зависимость жизненных путей человека и человеческих судеб от факторов среды |
Предмет педагогики | Процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, воспитание человека как особая функция общества; воспитательные отношения, обеспечивающие развитие человека |
Предмет социальной психологии | Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп, в том числе больших социальных групп (народы, нации, профессиональные группы и т. д.), малых групп (коллектив, семья, группа друзей и т. д.) |
Предмет педагогической психологии | Различные проявления поведения, связанные с процессами обучения и воспитания |
Предмет возрастной психологии | Факты и закономерности генезиса психики человека |
Предмет психологии человека | Факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества |
2. Прокомментируйте мнение К.Г. Юнга.
«Душа человека как отражение мира у человека настолько многообразна, что существует бесконечное множество аспектов ее рассмотрения… Каждый выхватывает свой собственный фрагмент мира и сооружает для своего частного мира собственную частную же систему, зачастую с герметическими стенами» (Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1994. – С. 111).
3. О каких особенностях русской души пишет Н.А. Бердяев? Коллективная психика может быть предметом какой отрасли психологии?
«В типичной русской душе есть много простоты, прямоты и безхитренности, ей чужда всякая аффектация, всякий взвинченный пафос, всякий аристократический гонор, всякий жест – это душа – легко опускающаяся и грешащая, кающаяся и до болезненности сознающая свое ничтожество перед лицом Божьим. В ней есть какой-то особый, совсем не западный демократизм на религиозной почве, жажда спасения всем народам. Все остается в глубине у русского народа, и он не умеет себя пластически-благообразно выявить… В самых высших своих проявлениях русская душа – странническая, ищущая града не здешнего и ждущая его сошествия с неба… Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других. В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстное, жертвенность, неведомая западным народам». (Бердяев Н.А. Судьба России. – Москва, 1990).
4. Какую тенденцию в развитии предмета психологии обозначает автор?
«Вместе с тем именно внутренняя жизнь личности всегда составляла предмет психологии, рассматривалась ли она с позиции психологии сознания или психологии бессознательной детерминации. Значительный вклад в изучение внутренней жизни человека внесли психоанализ З. Фрейда, аналитическая психология К.Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера и другие направления глубинной психологии.
На предшествующем этапе изучения психики, каждый можно назвать глобально-аналитическим, осуществлялось постепенное разложение целостного психического: знание было отделено от переживания, восприятие и память – от мышления, сознательное – от бессознательного, способности – от познавательных процессов, качества личности – от характера, характер – от темперамента, психические состояния – от психических процессов, биологическое – от социального.
Сегодня настало время перейти от аналитического подхода к синтезу накопленных знаний – учению о целостной психике на основе реализации системного подхода. Настало время изучения внутреннего мира человека и внутренней психической жизни как реальности!» (Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. – М., 2006, С. 9)
5. Почему Л.С. Выготский предметом психологии считал историю развития высших психических функций? Обоснуйте его мнение.