Методы измерения задержки дыхания.
Тестирующие процедуры
К основным методам измерения задержки дыхания относятся: оксигемометрия, оценка длительности задержки дыхания при помощи секундомера, пробы с задержкой дыхания, проба Штанге, гипоксемическая проба.
Большая ценность задержки дыхания как функциональной пробы определяется возможностью в короткий отрезок времени создать чрезвычайное затруднение функции дыхания и кровообращения и использовать наблюдаемые сдвиги для характеристики устойчивости этих систем. Особенно ценным способом оценки устойчивости к гипоксии и для выявления функциональных возможностей организма спортсмена может служить применение пробы с предельной по времени задержки дыхания.Длительное использование многократных задержек дыхания не только не вызывает каких-либо отклонений в соответствии здоровья спортсменов, но и способствует расширению функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Произвольная задержка дыхания в фазе глубокого вдоха оказывает положительное влияние на выполняемое при этом мышечное напряжение.
Важными физиологическими и психологическими факторами, благодаря которым возможно значительное увеличение времени произвольной задержки дыхания, являются:
1) гипервентиляция легких воздухом или чистым кислородом;
2) предварительное дыхание кислородом и дыхание непосредственно во время работы;
3) умелый забор воздуха в легкие перед задержкой дыхания;
4) гипоксическая тренировка;
5) психологическая настройка на гипоксию.
1. Время произвольной задержки дыхания можно оценить с помощью секундомера,
2. Оксигемометрия, -снижение содержания кислорода в артериальной крови свидетельствующая наступление гипоксии
3. Пробы с задержкой дыхания
4. Проба Штанге. Одним из тестов, позволившим нам оценить эффективность воздействия экспериментальной методики тренировки на организм, явилась проба Штанге. В нашей работе измерения задержки дыхания на воде и частота сердечных сокращений проводились следующим образом:
1) ЧСС перед пробой Штанге за 30 секунд;
2) Проба Штанге (4 глубоких вдохов-выдохов, задержка дыхания на выдохе)
3) ЧСС после пробой Штанге за 30 секунд.
Анализ литературных источников по затронутой теме выявил также отсутствие конкретной методики тренировки задержки дыхания в таких видах спорта, как синхронное плавание и подводное плавание. Кроме того, в существующей спортивно-методической литературе не определены дополнительные факторы, влияющие на поддержку дыхания, недостаточно полно и разносторонне решена методика оценки дыхания, и, наконец, не выяснены оптимальные тесты по оценке функциональных возможностей организма к многократным задержкам дыхания в синхронном плавании (применительно к произвольной программе).
2.4. Организация исследования
Исследование состояло из 3-х этапов:
1 этап – На основе обработки результатов анкетирование были выявлены факторы оказывающие влияние на задержку дыхания при выполнении произвольной программы у девочек занимающихся синхронным плаванием
2 этап – Определение исходного состояния устойчивости к гипоксии до применения методики тренировки задержки дыхания.
3 этап – Экспериментальная тренировка по предложенной методике (применительно к произвольной программе, в течении одного месяца); Повторное тестирование с целью выявления изменений задержки дыхания после экспериментальной тренировки
В эксперименте приняли участие 16 спортсменок (в возрасте от 12 до 14 лет), специализирующихся в синхронном плавании и имеющих уровень подготовки от КМСдо МС. Все участники экспериментабыли разделены на 2 группы – экспериментальную и контрольную (по 8 человек в каждой).
Спортсменки экспериментальной группы тренировались по разработанной нами методике, спортсменки контрольной группы – по общепринятой в подготовке синхронисток г. Москвы программе.
Тренировочный этап длился 1 месяц.
Педагогический эксперимент
Содержание экспериментальной методики тренировки задержки дыхания, представлена в табл. 1.
Таблица 1 - Распределение средств подготовки направленных на увеличение времени задержки дыхания в период эксперимента.
№ | Основные средства подготовки | Тренировочные дни | |||
1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 | 1 2 3 4 5 6 7 | ||
Плавание с дозированными задержками дыхания | + + + | + + + | + + + + + | + + + + + | |
Дыхание в сочетании с упр.силового характера | + + + | + + + | + + | + | |
Дыхание в сочетании с упр.на развитие быстроты | + + + | + + + | + + | + | |
Дыхание в сочетании с упр.на развитие общей выносливости | + + + + | + + + + | + + + | + | |
Дыхание в сочетании с упр.на развитие специальной выносливости | + + + | + + | + + + + + + | + + + + + + | |
Психологическая поддержка тренера к выполнению пробы | + + + + + + | + + + + + + | + + + + + + | + + + + + + | |
Медико-биологические средства восстановления | + + | + + | + + | + + | |
Тестирование | + + + | + + + |
Основные средства подготовки:
1) Плавание с дозированными задержками дыхания.
Проводилось на 1-ой неделе на 4,5,6 день, на 2-ой неделе на 4,5,6 день, на 3-й неделе на 2,3,4,5, 6 день и на 4-й неделе на 2,3,4,5,6 день.
2) Дыхание в сочетании с упр.силового характера – спец. передвижения в лопатках, двойная балетная нога, экбите руки вверх.
Проводилось на 1-ой и 2-ой неделе на 1,2,3 день, на 3-й неделе на 1,2 день, на 4-й неделе на 1 день.
3) Дыхание в сочетании с упр.на развитие быстроты – ускорение спец. передвижений короткие отрезки (5-10 метров), выпрыгивание – выталкивание в темпе.
Проводилось на 1-ой и 2-ой неделе на 2,3,4 день, на 3-й неделе на 1 и 2 день, на 4-й неделе на 4 день.
4) Дыхание в сочетании с упр.на развитие общей выносливости– 400 тест (75 метром кроль на груди/25 метров проныр), 200 тест (баттерфляй – проныр – кроль на спине – проныр – брасс – проныр – кроль на груди – проныр), горка дыхание 3:3/5:5/7:7/9:9/11:11/.
Проводилось на 1-ой и 2-ой неделе на 3,4,5,6 день, на 3-й неделе 4,5,6 день, на 4-й неделе 1 день.
5) Дыхание в сочетании с упр.на развитие общей выносливости – балетная нога – проныр, экбите – проныр.
Проводилось на 1-ой неделе на 4,5,6 день, на 2-ой неделе на 1,2, на 3-й и 4-й неделе на 1,2,3,4,5,6 день.
6) Психотерапия.
На протяжении всего месяца проводилось каждый день, кроме 7.
7) Медико-биологические средства восстановления.
Проводилось на 4 и 6 день, каждой недели.
8) Тестирование.
Проводилось на 1-ой недели на 1,2,3 день и на последней неделе на 4,5,6 день.
Кроме основных средств подготовки на занятиях в зале ежедневно отводилось 20 минут для:
1) ходьбы и бега в умеренном темпе в сочетании произвольным дыханием;
2) дыхание сопротивлением ;
3) ОРУ в носовом зажиме ;
На занятиях в воде: постоянно велся контроль и совершенствование умелого забора воздуха в легкие, выполнялся комплекс упражнений на расслабление тех групп мышц, которые не учувствуют в АПНОЭ.
В качестве медико-биологических средств восстановления после применения упражнений с задержкой дыхания применялся: массаж, аутогенная тренировка,баня.
Таблица 2 - Общая сводка данных о спортсменках принимавших участие в эксперименте.
Фамилия | Год рождения | Экспериментальная | Контрольная |
Ал-ва А. | + | ||
Ан-а К. | + | ||
А-а В. | + | ||
Б-ш К. | + | ||
В-а И. | + | ||
Га-ва Е. | + | ||
Го-ва А. | + | ||
К-ва П. | + | ||
М-а Е. | + | ||
П-ая П. | + | ||
С-ва М. | + | ||
См-ва А. | + | ||
С-а А. | + | ||
С-а Д. | + | + | |
С-а П. | |||
Т-о Ж. | + |
Глава 3 Результаты экспериментальных исследований и их обсуждение.
3.1 Определение ведущих факторов, влияющих на задержку дыхания
Анкетирование, результаты которого приводятся в таблице 3, проводилось с целью учета индивидуальных особенностей спортсменок экспериментальной и контрольной группы, а так же для составления тренировочного мезоцикла, направленного на увеличение задержки дыхания.
Так предпочтение (см. табл2) было отдано психотерапии, как фактору, значительно влияющему на увеличение возможности задержать дыхание. Это отметили 28 (80%) всех опрошенных спортсменок. Факторами, занявшими 2,3 и 4 места, стали гипервентиляция легких воздухом, специальная дыхательная гимнастика, плавание с дозированными задержками дыхания. Число голосов было 27 (77%), 23 (65%), 20 (57%). 19 спортсменок (54%) назвали сон перед тренировкой и глотательные движения факторами, способствующими продлению АПНОЭ. Количество мнений 16 (45%) – о пользе направленной сгонки веса, 15 (42%) – легкий разминочный бег. Вследствие малого числа голосов (6 и меньше) о гипервентиляции легких кислородом и предварительный прием орехов, шоколада и кофе – эти факторы не составили основу разработанной нами методики тренировки задержки дыхания.
Таблица 3 - Факторы, влияющие на гипоксию (анкетирование)
Фактор, влияющий на задержку дыхания | Кол-во человек подтверждающий его | % подтверждающий фактор | Место фактора |
Психологическая поддержка тренера к выполнению пробы | 80% | ||
Гипервентиляция легких воздухом | 77,1% | ||
Специальная дыхательная гимнастика | 65,7% | ||
Плавание с дозированными задержками дыхания | 57,1% | ||
Глотательные движения | 54,2% | ||
Сон перед тренировкой (2 часа) | 54,2% | ||
Направленная сгонка веса | 45,6% | ||
Легкий разминочный бег | 42,8% | ||
Гипервентиляция легких кислородом | 17,1% | ||
Предварительный прием орехов, шоколада, кофе | 11,4% |