Возрастной стандарт речевого развития детей 5 лет

Параметры и их количественное наполнение Качественное наполнение параметров речевого стандарта
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Состояние просодики (голос, темп речи, мелодико - интонационная окраска) - Просодическая сторона речи отклонений не имеет (неторопливый темп и ритм речи, отчетливая дикция, громкость с учетом содержания высказывания и правильное интонирование)
Состояние звукопроизношения - Звукопроизношение в норме - Четко и внятно произносит все фразы
Слоговая структура слова - Правильно употребляет слова различной слоговой структуры  
Фонематический слух - Дифференцирует акустически сходные фонемы, артикуляционно-акустически сходные фонемы, соноры, твердые и мягкие согласные.
Фонематическое восприятие - выделяет заданный звук в словах; - подбирает слова на заданный звук; - воспринимает и правильно повторяет за взрослым слоговые дорожки (са-ша-са)
Импрессивная речь Понимает: - многоступенчатые речевые инструкции, выполняет действия по просьбе взрослого; - логико - грамматические отношения (покажи карандаш ключом и т.д.); - значение сложных предлогов (из-за, из-под и т.д.); - слова со сходным значением и с обобщающим значением;
Экспрессивная речь Употребляет: - слова, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; - глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей. Все части речи употребляет правильно, точно и по смыслу.
Грамматический строй Использует в речи: - простые и сложные предложения; - деепричастные и причастные обороты; - несклоняемые существительные. Согласует в предложении существительные с числительными, прилагательными, глаголами в роде, числе, падеже. Образует: - форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; - однокоренные слова (по данному образцу)  
Связная речь - Владеет диалогической речью. - Совершенствуется монологическая речь. - Поддерживает непринужденную беседу со сверстниками и взрослыми. - Правильно отвечает на поставленный вопрос. - Связно и последовательно пересказывает небольшие по объему литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составляет рассказ о предмете по сюжетной картинке, по плану.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Строение артикуляционного аппарата - Анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений
Двигательные функции артикуляционного аппарата - Движения органов артикуляции выполняются в полном объеме; - Точность движений сохранна (движения выполняются в заданной последовательности); - Тонус сохранен (движения выполняются с необходимой силой и напряжением); - Темп движении нормальный (движения выполняются одно за другим без пауз); - Отсутствуют синкенизии.
Слоговая структура слова - Отчетливо произносит слова различной слоговой структуры;
Фонематическое восприятие - определяет место звука в слове ( начало, середина. конец)
Импрессивная речь Понимает: - обобщающие слова с деталями (части тела, летали одежды); - наречия, характеризующие отношение людей к труду ( плохо, хорошо); - распространенные предложения по сюжетной картинке («Покажи девочку, которая повит бабочку».)
Экспрессивная речь Количество слов в активной речи достигает 2500-3000 Использует в речи: • прилагательные для обозначения оттенков предметов; • притяжательные прилагательные (лисий, медвежий); • деепричастия (сидя, лежа}; • личные местоимения в роли подлежащего (я, ты, он)
Грамматический строй Пользуется в собственной речи • всеми типами предложений; • всеми грамматическими категориями (род, число, падеж, наклонение глаголов, время); Подбирает к заданному слову однокоренные слова (по образцу); Овладевает всеми типами склонений.
Связная речь - Возрастает речевая активность; - Имеет устойчивое внимание к речи окружающих, точно и ясно излагает свои мысли; - Задает вопросы на интересующие его темы; - Овладевает монологической речью; - Самостоятельно составляет короткие рассказы по серии сюжетных картинок

Наши рекомендации