Параметры и их количественное наполнение | Качественное наполнение параметров речевого стандарта |
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ |
Состояние просодики (голос, темп речи, мелодико - интонационная окраска) | - Просодическая сторона речи отклонений не имеет (неторопливый темп и ритм речи, отчетливая дикция, громкость с учетом содержания высказывания и правильное интонирование) |
Состояние звукопроизношения | - Звукопроизношение в норме - Четко и внятно произносит все фразы |
Слоговая структура слова | - Правильно употребляет слова различной слоговой структуры |
Фонематический слух | - Дифференцирует акустически сходные фонемы, артикуляционно-акустически сходные фонемы, соноры, твердые и мягкие согласные. |
Фонематическое восприятие | - выделяет заданный звук в словах; - подбирает слова на заданный звук; - воспринимает и правильно повторяет за взрослым слоговые дорожки (са-ша-са) |
Импрессивная речь | Понимает: - многоступенчатые речевые инструкции, выполняет действия по просьбе взрослого; - логико - грамматические отношения (покажи карандаш ключом и т.д.); - значение сложных предлогов (из-за, из-под и т.д.); - слова со сходным значением и с обобщающим значением; |
Экспрессивная речь | Употребляет: - слова, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; - глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей. Все части речи употребляет правильно, точно и по смыслу. |
Грамматический строй | Использует в речи: - простые и сложные предложения; - деепричастные и причастные обороты; - несклоняемые существительные. Согласует в предложении существительные с числительными, прилагательными, глаголами в роде, числе, падеже. Образует: - форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных; - однокоренные слова (по данному образцу) |
Связная речь | - Владеет диалогической речью. - Совершенствуется монологическая речь. - Поддерживает непринужденную беседу со сверстниками и взрослыми. - Правильно отвечает на поставленный вопрос. - Связно и последовательно пересказывает небольшие по объему литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составляет рассказ о предмете по сюжетной картинке, по плану. |
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ |
Строение артикуляционного аппарата | - Анатомическое строение артикуляционного аппарата без отклонений |
Двигательные функции артикуляционного аппарата | - Движения органов артикуляции выполняются в полном объеме; - Точность движений сохранна (движения выполняются в заданной последовательности); - Тонус сохранен (движения выполняются с необходимой силой и напряжением); - Темп движении нормальный (движения выполняются одно за другим без пауз); - Отсутствуют синкенизии. |
Слоговая структура слова | - Отчетливо произносит слова различной слоговой структуры; |
Фонематическое восприятие | - определяет место звука в слове ( начало, середина. конец) |
Импрессивная речь | Понимает: - обобщающие слова с деталями (части тела, летали одежды); - наречия, характеризующие отношение людей к труду ( плохо, хорошо); - распространенные предложения по сюжетной картинке («Покажи девочку, которая повит бабочку».) |
Экспрессивная речь | Количество слов в активной речи достигает 2500-3000 Использует в речи: • прилагательные для обозначения оттенков предметов; • притяжательные прилагательные (лисий, медвежий); • деепричастия (сидя, лежа}; • личные местоимения в роли подлежащего (я, ты, он) |
Грамматический строй | Пользуется в собственной речи • всеми типами предложений; • всеми грамматическими категориями (род, число, падеж, наклонение глаголов, время); Подбирает к заданному слову однокоренные слова (по образцу); Овладевает всеми типами склонений. |
Связная речь | - Возрастает речевая активность; - Имеет устойчивое внимание к речи окружающих, точно и ясно излагает свои мысли; - Задает вопросы на интересующие его темы; - Овладевает монологической речью; - Самостоятельно составляет короткие рассказы по серии сюжетных картинок |