Идеи, выдвинутые участниками семинаров и тренингов
1. А не может ли быть так, что открытие Коттера о несущественности разговоров генеральных менеджеров было обусловлено тем, что они сознательно старались не обсуждать по-настоящему важных и конфиденциальных вопросов в присутствии наблюдателя?
2. В коллективе обязательно должен быть человек, который ведет малые разговоры со всеми и держит руку на неформальном пульсе. Это может быть менеджер по персоналу или главный менеджер.
«У нас был начальник, который постоянно ходил по этажам. Это был, действительно, прогуливающийся Менеджмент. Он всегда мог зайти, поболтать. Остановить тебя в коридоре, поговорить о твоих личных делах. С шуткой, с прибауткой. А потом он переехал в другое здание, и по этажам никто не ходит. Постепенно все стало как-то разваливаться. А теперь он вообще ушел на более высокую позицию. Нас никто уже не соединяет. А пока он ходил и разговаривал со всеми, мы были вместе...»
3. Малый разговор действительно полезен в переговорах.
«Когда еще были стройотряды, ребята почему-то всегда просили меня идти и вести переговоры с местным населением, с бригадиром и так далее. Я не понимал, почему это всегда должен быть я, даже не замечал, как я это делаю. А потом мне сказали, так ты же, дескать, с ними всегда про них же и начин», ешь разговаривать, про их личные дела, их интересы: "Какие георгины выросли! Да как вы место выбирали для погреба?" И переговоры были удачными».
4. Малый разговор — это разведка. И это может быть опасным для того, с кем завели малый разговор.
«Это, конечно, изящная конструкция. Но я бы назвал разговор не малым, а милым. Милый разговор, для того чтобы узнать о человеке всю подноготную.
Так раньше делалось, чтобы прощупать человека. Посылают его, скажем, на учения какого-нибудь кадрового резерва или какого-то актива. Потом вдруг после диспута или соревнования он оказывается как бы случайно один на один с другим человеком, и тут обнаруживалось, что им нужно ждать чего-то (транспорта, самолета) или остальную группу, и тому подобное. И естественно, что они должны были о чем-то разговаривать, пока ждали. Так вот, за час-полтора этот "другой" все мог узнать о человеке. И все это — в милом малом разговоре. Человеку кажется, что он говорит о чем-то незначительном, поэтому он расслабляется и выдает информацию, которая потом может быть использована для манипуляций и в конечном счете — против него».
5. Наш, отечественный, малый разговор — это разговор о присутствующих.
«Я заметила, что часто люди говорят о ком-то, кто здесь же присутствует, в положительном тоне. Обсуждают его достижения и шутят, но обязательно в присутствии обсуждаемого человека».
Эти идеи намечают новые направления поиска. Однако вернемся к полученным статистическим данным.
Суммируем время, которое в каждой из трех выборок уделяется общению непосредственному и опосредованному: телефонной коммуникации и электронной переписке.
Таблица 3. Время, затрачиваемое на непосредственное общение, телефонную коммуникацию и электронную переписку (в %)
Выборки Виды общения | Директора СШЭ СПб (п = 8) | Слушатели СШЭ СПб (п=49) | Директора-участники конференции (п = 7) | Персонал СШЭ СПб (п=17) | Участники конференции не директора (п=20) |
1. Непосредственное общение | 32,39 | 37,70 | 31,71 | 23,44 | 34,45 |
2. Телефонные переговоры | 8,25 | 12,49 | 13,43 | 12,03 | 12,96 |
3. Перелива по электронной почте | 20,0 | 15,63 | 15,86 | 16,94 | 7,25 |
Всего уделяется общению: | 60,64 | 63,82 | 52,41 | 54,66 |
Во всех выборках директоров на коммуникацию, непосредственную или опосредованную, уходит от 60 до 64% рабочего времени.
Может быть, эти данные отличаются от результатов Коттера потому, что в выборке директоров не все были топ-менеджерами? На диаграмме внизу представлено распределение рабочего времени у одного из генеральных менеджеров, принявших участие в исследовании.
На непосредственное и опосредованное общение у него падает 96%, а на все остальное — всего 4%. Похоже, его пример согласуется и с данными Коттера о том, что генеральные менеджеры «общаются как одержимые», и с идеей о том, что общение это становится все более виртуальным. Взглянем еще раз на таблицу. 20% времени посвящается электронной почте. Если рабочих часов 10, то 3 из них приходятся на работу в виртуальном мире.
Но эту тему мы рассмотрим подробнее в следующем параграфе.
Межличностные отношения важны не только внутри фирмы, но и за ее пределами, в деловом взаимодействии с фирмами-партнерами, поставщиками, собственными работниками и, конечно же, — с заказчиками, клиентами, покупателями. Маркетингу транзакций теперь противопоставляется новая парадигма — маркетинг отношений, нацеленный на развитие долгосрочных и экономически эффективных отношений (Boone E., Kurtz L., 1999; Vas M., 2001). Фактически речь идет о межличностных отношениях. Взглянем на табл. 4 с описанием основных составляющих новой парадигмы.
Таблица 4. Ключевые факторы маркетинга отношений (по: Vas M., 2001):
Названия ключевых характеристик маркетинга отношений | Содержание характеристик |
1. Единение (bonding) | Две стороны должны быть связаны друг с другом для развития долгосрочных отношений. Взаимные интересы и зависимость сторон друг от друга должны быть достаточно сильными, чтобы соединять их |
2. Эмпатия | Способность видеть ситуации глазами другой стороны - другое ключевое эмоциональное звено в развитии отношений. |
3. Взаимный обмен | Любые долгосрочные отношения включают определенные «даю-беру» между сторонами. Одна сторона идет на авансы и уступки, а в обмен получает нечто подобное от другой стороны, когда возникает такая необходимость. |
4. Доверие | Доверие - это клей, который сохраняет тесноту отношений на длинном пути. Доверие отражает степень уверенности каждой из сторон в том, что она может положиться на честность другой. |
Все более распространенными становятся идеи о том, что маркетинг должен совершаться индивидуально, один на один с клиентом. В соответствии с концепцией индивидуального маркетинга к клиенту необходимо относиться как к уникальному индивидууму. Только таким образом можно добиться «нерушимой лояльности» клиента (Pepper D., Rogers M., 1999).
Итак — будущее принадлежит индивидуализированным, в настоящем смысле этого слова межличностным отношениям в любом деловом взаимодействии. О социально-ролевом взаимодействии «продавец-покупатель» придется забыть.
В результате и традиционная российская формула «Вас много, а я одна», возможно, когда-нибудь и у нас будет заменена на другую: «Вы единственный для меня, а я — для вас». Это даже похоже на любовь.
Можно, конечно, представить это себе как игру по новым правилам... Но так или иначе это будет межличностное взаимодействие.
2.2. Тенденция вторая: ослабление роли
Непосредственного общения
В связи с развитием виртуальных форм работы непосредственное общение как-то... свертывается, что ли.
Речь идет о таких явлениях, как «виртуальные переговоры», «виртуальная организация», «виртуальная сделка», «виртуальные рабочие места», «телеработа» (telework), «телекоммутирование» или «телеобмен» (telecommuting), «кибер-взаимодействие», а также Е-бизнес, или электронный бизнес (бизнес, совершаемый через Интернет), Е-торговля, или электронная торговля (торговля по Интернету), и др. Одновременное появление большого числа синонимических терминов отражает как стремительное развитие виртуального взаимодействия, так и попытки осмыслить огромные возможности этого «таинственного, дикого нового рабочего века» (Peters T., 2000, р. 172).
Виртуальная организация представляет собой группу бизнесменов, консультантов и подрядчиков, объединившихся для того, чтобы, используя взаимно дополняющие (комплиментарные) навыки участников, добиться достижения общих стратегических целей. В виртуальной команде участники разобщены географически или организационно. Их взаимодействие осуществляется с помощью различных комбинаций электронных коммуникационных систем. Они могут вообще никогда не встречаться в традиционном смысле слова. Работа на виртуальных рабочих местах предполагает, что работники действуют вдали друг от друга и от своих менеджеров (Dess G., Rasheed A., McLaughlin K., Priem R., 1995; Townsend A., DeMarie S., Hendrickson A., 1998; Challenger J., 2000, р. 35; Peters T., 2000, р. 172).
«У нас уже нет рабочего места — у нас есть рабочее киберпространство, жизненное киберпространство. Иммигранты нового поколения — виртуальные иммигранты. Они будут устраиваться на работу в других странах, даже не показывая своего лица. Вместо того чтобы перемещаться физически, люди будут перемещать свои идеи и мысли. Это совершенно новая игра, по совершенно новым правилам. И организации, не сумевшие приспособиться, умрут» (Нордстрем К., Риддерстрале Й.,2000,с. 52).
Работа в виртуальной команде организуется таким образом, что коммуникации между командами и рабочие отчеты доступны на «горячей линии» участников /online/ в обшей коммуникационной системе, что способствует ускорению реакций на запросы глобального рынка. Компания Верифоун (Veriphone) использует так называемые эстафетные гонки. Это позволяет ей создавать новые продукты программного обеспечения быстрее конкурентов. Программисты компании в Далласе работают над проектом целый день, затем помещают результаты своей работы на горячую линию внутренней сети (intranet) своей компании. Инженеры компании Верифоун в Гонолулу берут проект, работают над ним, а затем отправляют его своим коллегам в Бомбей. Когда инженеры-программисты в Бомбее заканчивают работу, они вновь пересылают электронным образом результаты своего труда в Даллас, где уже начинается новый рабочий день, и проектом вновь займутся те, кто начал его Разработку накануне. Электронные средства коммуникации делают возможной такую эстафетную гонку (Cascio W., 2000, р. 83).
Фактически участники такой эстафетной гонки обмениваются результатами своего труда через электронные средства коммуникации.
Акцент здесь на взаимодействии, а не на общении, или на такой специфической области общения, как электронные коммуникации.
Телеработа является популярной и быстро развивающейся альтернативой традиционному, привязанному к офису, стилю работы. По оценке С. Андерсона, Д. Джирарда и др., в мире уже сейчас насчитывается 40 миллионов телеработников, а к 2003 году более 137 миллиона работающих будут, по крайней мере частично, вовлечены в телеработу (Anderson C, et al.,1998). По результатам опросов работников они хотят получить больше возможностей для телеработы, и при этом ее главным преимуществом для себя они считают гибкость управления собственным временем («The New Word of Work...», 2000). Это стремление к гибкому графику работы, по оценке Дж. Челленджера, приведет к тому, что телекоммутирование (телеобмен) станет преобладающей тенденцией развития рабочих мест в новом тысячелетии (Challenger J., 2000, р. 39). Этой тенденции будет способствовать не только стремление работников распоряжаться своим временем, но и стремление работодателей увеличить свою прибыль. Различные компании сообщают разные цифры роста производительности телеработников по сравнению с другими работниками, от 15% до 40% (Cascio W., 2000, р. 82; Challenger J., 2000, р. 39).
Возможность перевести работников на телеработу позволяет многим компаниям экономить на арендной плате. Новая концепция офисного пространства предполагает использование не постоянных, а временных офисов, «горячих кабинетов» (по аналогии с «горячими линиями»), центров телеработы, офисов, организуемых в отелях. «Горячий кабинет» могут делить между собой несколько (до пяти) работников. Чаще всего это торговые представители или работники сервиса. Однако они работают не одновременно, а в разное время. Каждый из этих работников может делить «горячий кабинет» с коллегами в разных странах мира. Куда бы такой работник ни приехал по делам своей фирмы, он может работать в таком кабинете. Телерабочие центры представляют собой корпоративный офис в миниатюре. С технологической точки зрения, он оборудован лучше, чем домашний офис любого из служащих. В этих центрах работают небольшие группы работников фирмы, живущих неподалеку (Cascio W.,., 2000, р. 86). Тенденция снимать комнаты в отеле для организации там офиса фирмы привела к развитию нового направления в отельном бизнесе — офисных отелей (Coldstein L., 2000, р. 270). Так или иначе, представление об офисном рабочем месте как о композиции из стола, стула, шкафа с бумагами и цветка в горшке, по образному выражению П. Бартрама, «рассыпается на мелкие куски». Для многих директоров и работников новой «экономики знаний» офис — это не место для работы, а место для встреч и общения с коллегами, обмена частной информацией и оказания помощи в решении проблем друг друга. Ссылаясь на высказывания президента крупной компании, П. Бартрам утверждает, что будущая роль офиса будет состоять в том, чтобы помогать устанавливать системы социальных связей и системы обмена знаниями (knowledge networks) (Bartram P, 2000, р. 30).
Однако, как отмечает Л. Голдстейн, несмотря на эти изменения в отношении к организации офисных рабочих мест, «офис по-прежнему символизирует силу и престиж... Люди очень тесно привязаны к своим рабочим местам. Если им покажется, что у них собираются отнять их пространство, они могут начать вести себя непредсказуемым образом» (Coldstein L., 2000, р. 270).
Интернет потеснил не только непосредственное общение лицом к лицу, но и традиционную письменную речь — «бумажную переписку». По оценкам специалистов электронного бизнеса, с 1995 по 2005 год доля напечатанных документов снизится с 90 до 30%, при том что количество документов возрастет в два раза (Vas M., 2001).
В 2000 году доступ к Интернету был у 2,5% населения России, т. е. У 3,5 миллионов человек. При этом в основном пользователи Интернета сконцентрированы в Санкт-Петербурге и в Москве. В статье Карла Фея и Рейчел Дорн приводятся данные о текущем состоянии и предполагаемом развитии телекоммуникаций в России (Fey C, Doern R., 2001; BISNIS, 2001).
Таблица 5. Развитие системы телекоммуникаций
Телекоммуникационные показатели | 2000 год | Прогноз на 2005 год | Прогноз на 2010 год |
Количество телефонных линий (млн) | 31,2 | 36,9 | 47,7 |
Количество мобильных телефонов (млн) | 2,9 | 9,24 | 22,2 |
Количество пользователей Интернета | 2,5 | 26,1 |
По оценкам специалистов, до тех пор пока пользователями Интернета не станут 10% жителей России (что произойдет примерно в 2003 году), развитие электронного бизнеса в России будет ограниченным (U.S. Commercial Service Moscow, 2000).
Однако 2003 год — это завтра. Парадоксально, но многое из того, что мы считаем недостатками, может способствовать эффективному развитию электронной торговли в России. В статье Р. Дорн и К. Фея приводятся слова одного из российских топ-менеджеров: «Магазины на горячих линиях в России еще более нужны, чем на Западе, потому что в России жизнь очень суровая. У нас холодные зимы, на улицах небезопасно, и у многих людей нет своих автомобилей. Лучше оставаться дома и заказывать все по Интернету» (Doern R., Fey C, 2002).
Исследования нужно проводить уже сегодня, и программы тренинга создавать нужно уже сейчас.
Пока что не существует сколько-нибудь отчетливых представлений о том, как изменится личность человека в связи с развитием виртуального мира. Матери, чей сын-подросток «пропадает» в Интернете, такой его «отрыв» от реальной действительности кажется по-настоящему драматичным. Однако уже есть данные и о том, что Интернет предоставляет возможности позитивного развития отдельных способностей, Я-концепции и мотивационной сферы (Войскунский А. Е., 2000; Чудова Н. В., 2002).
Интернет-коммуникация характеризуется следующими особенностями:
1. Автокоммуникация. Тексты, посылаемые другому, одновременно становятся доступны и адресату, и адресанту. Происходит «взрывное возрождение эпистолярного жанра» (Чудова Н. В., 2000, с. 115).
2. Дискуссионный стиль. Жители Интернета проявляют страсть к дискуссиям. Это развивает мышление, логику, способность к построению убедительного доказательства, находчивость и т. п. (Чудова Н. В., с. 115).
3. Использование «ника», т. е. условного имени. Житель Интернета свободен в самопрезентировании. Возможны так называемые «игры с идентичностью» (Жичкина А. Е., Белинская Е. П., 2000).
4. Анонимность. «Интернет-культура сделала второй шаг к десемиотизации вещного мира, исключив из свойств своего пользователя природную составляющую» (Чудова Н. В., 2002, с. 116).
Сейчас уже множество специалистов, включая преподавателей, студентов и аспирантов кафедры социальной психологии СПбГУ работают над проблемой делового общения в Интернете и переписки по электронной почте (Беллендир Т. Е., 2002), групповой динамики виртуальных команд (Орлова Т., 2002), выявления и распространения невыраженных знаний в организациях (Синева М. А., 2002).
Так, в одном из исследований были сопоставлены две выборки испытуемых: 25 человек, активно использующих электронную почту для делового общения, и 20 человек, которые не используют электронную почту, хотя и имеют такие технические возможности. Группы оказались статистически достоверно различающимися по следующим характеристикам: у активно пользующихся электронной почтой респондентов ниже показатели социального интереса (по методике Крендалла), мотива стремления к людям (по методике Немова). Группы различались также по четырем факторам 16-факторного личностного опросника Р. Б. Кеттелла: у активных пользователей ниже значения по фактору F («сдержанность-экспрессивность») и по фактору I ("жесткость-чувствительность») и выше значения по фактору N (прямолинейность-дипломатичность») и по фактору Q3 («низкий самоконтроль — высокий самоконтроль»). При этом чем больше стаж пользования электронной почтой, тем ниже показатели по фактору I и выше — по фактору N. Человек становится менее мягким, но при этом — более дипломатичным. Пользователи учатся, с одной стороны, более точно и лаконично формулировать свои мысли, а с другой стороны — излагать их таким образом, чтобы избежать неправильного прочтения, недопонимания, обид и т. п. (Беллендир Т., 2002).
О результатах этой работы мы еще будем говорить.
В связи с развитием виртуальных форм работы актуальным становится и обучение по сети. В 2001 году мы с коллегами, Ю.Т. Ковалевым и М.А. Мирошниченко, создали сайт www: /e-psychology.ru предполагал, в частности, прохождение психологических тренажеров для отработки навыков противостояния манипуляции в интерактивном режиме. Мы подумывали даже о создании тренингов в сети, в режиме чата. Однако эта идея оказалась слишком революционной.
Вариант дистантного обучения, который называется «электронным обучением» (по аналогии с электронным бизнесом), также получает, распространение. Каждый сотрудник может проходить курс электронного обучения вечером, у себя дома и т, п. Затем он проходит тесты, проверяющие степень усвоения материала. Во внутренней сети фирмы будут накапливаться данные об уровне его подготовки по разным программам, так что руководство будет постоянно получать новые данные о характере и уровне его квалификации. Это позволит принимать; обоснованные решения по продвижению персонала, организации команд и др. (Агабабян Р., Н. Г. Ермолова, www: /b2bcss.com).
Электронное обучение кажется чем-то механистичным... В нем нет гибкости непосредственного взаимодействия. Однако распространение таких форм дистантного обучения, по-видимому, неизбежно. Мы научимся жить и в виртуальном мире.
2.3. Тенденция третья: усиление роли