Содержательные теории мотивации. Одной из первых и самых популярных содержательных теорий мотивации была теория Абрахама Маслоу, которая была создана в 40-х годах
Одной из первых и самых популярных содержательных теорий мотивации была теория Абрахама Маслоу, которая была создана в 40-х годах. А. Маслоу разделил многочисленные потребности человека на пять основных категорий и выявил некую иерархию их ценности. Для простоты и ясности изложения его теории воспользуемся рисунком, известным под названием пирамиды Маслоу.
Пирамида разделена на пять уровней, соответствующих пяти основным категориям:
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания человека. Они включают в себя внутренние потребности человека, такие как потребность в пище, отдыхе, убежище и т.п.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают также внутреннюю потребность в защите от физических и психологических опасностей.
3. Социальные потребности называют иногда потребностями в причастности, - это понятие включает в себя принадлежность чему-либо или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия.
4. Потребности в уважении включают потребности в личных достижениях, самоуважении, уважении со стороны окружающих.
5. Потребности в самовыражении - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личность независимо от чьих-либо оценок.
Первые две категории относятся к внутренним потребностям человека, три остальные - к внешним. По теории А. Маслоу нижние уровни потребностей человека требуют удовлетворения раньше чем верхние. В каждый конкретный момент человек будет стремиться к удовлетворению тех потребностей, которые для него являются более сильными. Самыми сильными для человека являются нижний слой неудовлетворенных потребностей.
Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание принципов мативационного поведения людей. Еще не так давно в развитых странах основным побудительным мативом было материальное стимулирование, затрагивающее главным образом первые два уровня человеческих потребностей. Сегодня, с общим повышением благосостояния в этих странах, более действенными становятся третий и четвертый уровень, т. е. потребности в общении и уважении.
Следует отметить, что не во всех группах людей соблюдается вышеприведенная иерархия потребностей. Исследования показали, что личный опыт играет исключительно важную роль в формировании мотивационного поведения человека. Так, например, жители Европы перенесшие две мировые войны, в иерархии потребностей на первое место ставят безопасность и готовы добиваться ее удовлетворения даже ценой отказа от ряда физиологических потребностей. Эти особенности необходимо учитывать руководителям при организации мотивации по теории Маслоу.
В дополнение теории Маслоу рассмотрим кратко теорию потребностей МакКлелланда. Он считал, что людям присущи три потребности: власть, успех и причастность. Теория МакКлелланда вполне сочетается с теорией Маслоу. Жажда власти и успеха располагается в иерархии потребностей где-то между четвертым и пятым уровнем, а потребность в причастности совпадает с третьим уровнем по Маслоу.
Во второй половине 50-х годов была создана еще одна теория мотивации, получившая название двухуровневой теории Герцберга.
Согласно выводам Герцберга, на человека воздействует два типа факторов:
1. гигиенические факторы связаны с окружающей средой в которой производится работа;
2. мотивационные факторы связаны с самим характером и сущностью работы.
С помощью опроса 200 инженеров и конторских служащих Герцберг выделил основные факторы повышающие производительность и делающих работу более привлекательной.
Факторы повышающие производительность | Заставляют работать интенсивнее % | Делают работу привлекательнее % | И то, и другое % |
Хорошие шансы продвижения по службе | |||
Хороший заработок | |||
Сдельная оплата труда | |||
Одобрение хорошей работы | |||
Работа, которая заставляет развивать свои способности | |||
Сложная и трудная работа | |||
Работа, позволяющая думать самостоятельно | |||
Высокая степень ответственности | |||
Интенсивная работа | |||
Работа, требующая творческого подхода |
Факторы делающие работу привлекательной | Делают работу привлекательнее % | Заставляют работать интенсивнее % | И то, и другое % |
Работа без больших напряжений и стрессов | |||
Удобное расположение | |||
Тишина и чистота рабочего места | |||
Работа с приятными людьми | |||
Хорошие отношения с непосредственным начальником | |||
Осведомленность в делах фирмы | |||
Гибкий темп работы | |||
Гибкий график работы | |||
Значительные дополнительные льготы | |||
Справедливое распределение объемов работ |
Теория мотивации по Герцбергу также имеет много общего с теорией Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют двум нижним уровням потребностей по Маслоу, т. е. физиологическим потребностям и потребности в безопасности. Его мотивации соответствуют трем высшим уровням потребностей по Маслоу. Но в одном пункте обе теории расходятся. Маслоу считал, что гигиенические факторы действуют постоянно и вызывают линию поведения соответствующую их удовлетворению. Герцберг же считал, что человек обращает внимание на гигиенические факторы только тогда, когда считает что они удовлетворены недостаточно.
Таким образом, все три рассмотренные нами содержательные теории мотивации дополняют и уточняют друг друга и могут быть использованы совместно.