Поведение людей в фазе «последействия» стихийных бедствий.

Переход от экстремальных к нормальным условиям очень «переживается» человеком. Требуется определенное время, сложная внутренняя психическая работа, чтобы тягостное жизненное событие было преодолено и восстановлено душевное равновесие. Известно, что нередко эти события для человека не проходят бесследно, они фиксируются в его «отрицательном» опыте, и на их основе в будущем формируются тревожно-болезненное состояние, гипертензивная чувствительность, неврозы, которые препятствуют или существенно усложняют жизнь и выполнение профессиональных обязанностей.

В соответствии с работами Национального института здоровья (США), психические реакции людей в фазе «последействия» проходят четыре субфазы:

- Героическая. Она непосредственно связана с моментом катастрофы и длиться несколько часов. Для нее характерны: альтруизм, желание помочь людям, демонстративное героическое поведение, а также формирование ложных представлений о возможности преодолеть случившееся.

- «Медовый месяц». Длиться от недели до дл 3 6 месяцев. Те, кто выжил после катастрофы, в ближайшее время испытывает сильное чувство гордости, что они преодолели все опасности и остались живы. Они верят и надеяться, что все проблемы и трудности будут преодолены.

- Фаза разочарования. Для нее характерны сильное чувство разочарования, гнева, негодования и горечи вследствие крушения различных надежд, планов, утрат. На эту фазу приходится наибольшее число психических расстройств.

- Фаза восстановления. Она начинается с того момента, когда пострадавшие осознают, что им необходимо налаживать быт, решать возникшие проблемы самим, когда они берут на себя ответственность за разрешение своих практических проблем. Процесс преодоления критической ситуации нередко называют переживанием.

В ряде случаев для устранения таких форм последствий тревожных и стрессовых состояний обычных психических мер профилактики недостаточно, требуется квалифицированная психотерапевтическая или неврологическая помощь.

К сожалению, не все перенесшие экстремальные ситуации способны к полному восстановлению.

СПОСОБНОСТИ - совокупность устойчивых свойств индивида, позволяющие ему освоить и в дальнейшем успешно выполнять те или иные виды деятель­ности.

Различают следующие виды человеческих способностей:

-природные (или естественные) - биологически обусловленные в основе своей (восприятие, память, мышление и т. д.);

- общие (умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и др.);

- специальные (музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные и др.);

- теоретические и практические;

- учебные и творческие;

- способности к общению, взаимодействию с людьми, предметно деятельностные, предметно-познавательные (иначе их называют социально-обусловленные способности);

- способности межличностного характера (умение убеждать других, оказывать влияние на других, добиваться взаимопонимания и т. д.).

Особую остроту проблема определения способностей имеет в связи с выбором профессии. Способные люди быстрее осваивают деятельность, достигают в ней большей эффективности.

Способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется

Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называютодаренностью.

Способности могут различаться не только по своей направленности, по качественным и количественным характеристикам, но и по своему уровню и масштабу:

- Мастерство. Это совершенство в конкретном виде деятельности, требующее большого и напряженного труда.

- Талантливость. Это высокий уровень развития специальных способностей.

- Гениальность. Это высший уровень развития способностей.. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

САМОУПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Функции системы самоуправления поведением и деятельности: контроль, согласование, санкционирование, усилие.

Свойства личности, включенные в данную систему, позволяют: осуществлять

- вызов и задержку процессов (действий, поступков, реакций);

- переключать психическую деятельность;

- усиливать или ослаблять активность;

- согласовывать побуждения;

- осуществлять контроль деятельности (поведения) путем сличения намеченной программы с результатами выполняемых действий (поступков);

- координировать действия (поступки).

Самоконтроль – это способность контролировать или переключать разрушительные побуждения, в частности злость, предвзятость, упрямство и дурное настроение.

Самоконтроль подразумевает способность думать прежде, чем действовать. Человек, способный к самоконтролю, в критических обстоятельствах оттягивает реакцию, а не ускоряет ее, получая дополнительное время для оценки ситуации и обдумывания единственно верного ответа или поступка.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ - воздействие социальной среды на человеческое поведение .

Использование методов подкрепления, убеждения, пропаганды предоставляют возможность для контроля над поведением других людей.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ - это ожидаемые от человека суждения, действия и поступки, в зависимости от того какое положение он занимает в обществе (группе, коллективе) и какие он выполняет социальные роли,

Диапазон испол­няемых ролей:

- Формальная (официальная) роль. Это поведение, которое строится в соот­ветствии с усвоенными нами ожиданиями общества (организации), выполняя ту или иную офици­альную социаль­ную функцию.

- Неформальная (межличностная) роль, Это поведение, которое мы принимаем на себя с учетом ожиданий, предъявляемых на неформальном уровне при включении в структуру отношений персонала стихийно сложившихся межличностных, основанных на симпатиях- антипатиях взаимоотношений в группе.

- Внутригрупповая роль. Это поведение, которое мы строим с учетом ожида­ний, предъявляемых участниками данной группы, на основе сложившихся в ней взаимоотношений, групповых норм.

- Индивидуальная роль. Это поведение, которое мы строим исходя из собст­венных ожиданий.

В реальных условиях человеку приходится ис­полнять одновременно несколько ролей. Такое соче­танное исполнение ролей "здесь и сейчас" принято называть актуальной ролью. Некоторые из них могут быть выражены существенно и определять ведущий ин­дивидуальный стиль поведения человека.

СОЦИАЛЬНАЯ ПРАЗДНОСТЬ - снижение сотрудником производитель­ности в случаях, когда он считает, что индивидуальный вклад в достиже­ния группы не поддается измерению.

СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ - это различные виды поощрения и наказания, посредством которых члены сообщества (руководители) выражает тем или иным членам (сотрудникам) особое уважение, если их поведение соответствует сложившимся нормам и правилам и, напротив, выражают недовольство к тем, кто их нарушает. Санкции могут быть позитивными и негативными. Социальные санкции различаются по степени формализации: формальные и неформальные. Для большинства людей наиболее действенными оказываются менее формальные санкции, спонтанные проявления одобрения или неодобрения. В случаях нарушения принятых норм и правил поведения виновник болезненно реагирует на такие санкции коллектива как: пренебрежительное отношение к нему, неуважение его прав, социальную изоляцию, насмешки, сплетни и т.п.

Наказание изменением отношений. Прием основан на применении негативных формальных санкций. Они могут сочетаться с неформальными санкциями (способами наказания) такими как: молчание, отказ подать руку, избежание встречи, бойкот.

Проявление ограничения. Обнаружив проступок подчиненного, руководитель в беседе с ним говорит, что питал к нему уважение, ценил его профессионализм, и не ожидал от него подобного, при этом словом, мимикой и жестами выражает свое огорчение.

Упрек. Суть приема - выражение неудовольствия, неодобрения или обвинения, высказанного подчиненному по поводу результатов труда, внешнего вида, не оправдавшихся надежд, оказанных ему и неоплаченных услуг. Прием требует минимального количества слов и обычно выражается словами типа: « Вы подвели…», «С вами трудно разговаривать…», «У вас нет..» и др. Иногда же достаточно произнести междометие «Ай – яй- яй1…» или покачать головой. При этом используют преимущественно низкие тона голоса, некоторое сочувствие. Упрек как – бы возвращает провинившегося к осознания нарушенных им норм и правил поведения. Упрекать – значит заставить подчиненного быть серьезнее, заставить его задуматься и устыдиться.

Ирония – это тонкая насмешка, выраженная преимущественно в скрытом виде и рассчитанной на подключение осуждающего группового смеха. А для этого нужно создать такую ситуацию, при которой нарушитель или недостойный человек был поставлен в смешное положение. Одна из задач упрека – вызвать стыд и раскаяние.

Э.Ш. Натанзон выделяет следующие виды иронии:

- Необычное приказание. Руководитель, увидев озорной поступок, делает вид, что ничего предосудительного не случилось, и приказывает подчиненному повторить свой поступок, чем ставит его в смешное положение.

- Мнимое одобрение. Став невольным наблюдателем чьего –либо озорства, руководитель, на первый взгляд, вроде бы ничего не делает для его пресечения. Он даже «одобряет» этот поступок. Не достигнув ожидаемого эффекта от озорства, подчиненный терпит крах, обезоруженный спокойствием и выдержкой руководителя.

- Приказание учиться у младших. Подобное распоряжение задевает самолюбие и вызывает смех окружающихся.

- Имитирование. Прием реализуется посредством подражания поведению провинившемуся.

Наши рекомендации