Поведение людей в экстремальных ситуациях.
У человека в экстремальных ситуациях имеется всего лишь несколько вариантов выхода их такой ситуации:
- осознанное поведение (быстрая подготовка и непосредственное парирование опасности);
- паническое поведение (паническое бегство, состояние ажитации); .
- состояние бездействия (апатия, состояние ступора).
Поведение людей при интенсивных экстремальных воздействиях.
Выделяют два вида эмоционально- поведенческой активности людей на кратковременные, но достаточно интенсивные экстремальные воздействия:
- активное реагирование (адекватное, неадекватное, сознательное, неосознаваемое) ;
Пассивное реагирование (истинное, имитированное).
Активное реагирование при стрессе. Проявляется в ускоренных и усиленных защитных (или агрессивных) действиях, направленных на предотвращение неблагоприятного развития ситуации. Это:
- рефлекторные действия: вздрагивание или замирание при громком звуке, хватательные движения рукой в поисках опоры при падении, одергивание руки при ожоге (безусловно рефлекторное реагирование);
- сложно организованные действия: эмоционально-двигательное оживление при угрозе опасности, например, выскакивание из горящего дома и др.(чаще это подсознательные акты, связанные с спонтанным «включением» ранее автоматизированных программ действий – алгоритмов ,сложных навыков);
- социально обусловленные действия: например, прыжок в воду, огонь ради спасения человека, попытка заслонить собой от опасности ребенка, товарища и т. п (эти сложные действия обусловлены ценностной ориентацией человека и его социальными установками).
Пассивное реагирование при стрессе. Характерно снижение эмоционально-поведенческой активности, уменьшение побудительной роли волевых процессов и, как следствие этого, пассивная форма поведения в условиях опасности. Если активное реагирование направлено на попытку устранения или снижению воздействия экстремального фактора (агрессия, бегство), то пассивное реагирование ориентировано на его пережидание.
Этот вид реагирования следует отличать от адекватного поведения человека, контролирующего ситуацию (активно - пассивное поведение). Это связано с тем, что в критических ситуациях от человека может потребоваться в одних случаях активизировать свое поведение, а в других - демонстрировать пассивное поведение, чтобы наблюдать за развитием ситуации, ожидая условий для активного преодоления ситуации.
Надо также отметить, что кратковременное пассивное реагирование возникает практически у всех людей при сильном воздействии стрессора. Оно может охватить одни физиологические и психологические процессы, не затрагивая других. Например, мышечная слабость, сочетаясь с чувством депрессии и с утратой мотивирующих влияний со стороны тех или иных факторов. Но в этих условиях человек может путем сознательного усиления волевых импульсов мотивировать себя, преодолеть мышечную слабость, сохранить и даже повысить свою работоспособность, пытаться найти выход из ситуации.
Поведение человека существенно зависит от его установок, ценностных ориентаций, жизненных принципов, а также от того как он относится к себе в стрессовой ситуации.
Можно выделить три типа отношения человека к самому себе при стрессе.
- отношение к себе как к "жертве". Такое отношение усиливает душевный дискомфорт человека;
- отношение к себе как к "жертве" в сочетании с отношением к себе как к "ценности". Подобное сочетаний отношений к себе обнаруживается у людей, сохраняющих в критических условиях чувство собственного достоинства. Этот тип отношения более свойственен лицам зрелого возраста.
- отношение к себе, основанное на сопоставлении проявлений стресса у себя и у других людей. Это отношение к себе как к одному из ряда людей. Такое сопоставление снижает значение представления о себе как о "жертве". Но, если же социальная ответственность такого человека низка, то представления страданий других людей или их панические действия могут усилить у него аналогичные проявления .
Известно, что достаточно сильное неблагоприятное воздействия невозможно долго выдерживать - наступит истощение адаптационных резервов. Следовательно, рациональное поведение в этих условиях - активное устранение воздействующих факторов за короткий срок. Если нет условий - остается пережидать в надежде на активные действия в будущем. В этих условиях продуктивна установка на сохранение адаптационных резервов, накопление информации для принятия решения и выбора способа активных действий. Надо помнить, что любая экстремальная ситуация не статична, а все время находится в развитии - меняются внешние условия, изменяются состояние и установки участников взаимодействия, сама ситуация может потерять остроту или даже исчезнуть.
Основная цель любого адекватного активного и пассивного поведения в экстремальных условиях - это поиски способов изменить условия ситуации. При реальной опасности надо стремиться к тому, чтобы "стало все ясно", исчезла безысходность ситуации, появился выход из нее, исчезло бы чувство собственной беспомощности.
В этой ситуации возможно использование двух совершенно противоположных корригирующих приема:
- исправить, изменить кажущуюся непонятность ситуации, создав установки восприятия и понимания ситуации, генерирующий эффективную адапатциионно- защитную активность субъекта ;
- сделать ситуацию абсолютно «непонятной», «невозможной» для субъекта, тем ввести его в пассивное состояние.
Чтобы человеку запустить активные формы поведения в экстремальной ситуации, он должен быть способен соотнести сложность ситуации с своей личностной системой ценностей и это поможет ему найти ее решения. А для этого следует уметь закрепить реалистического восприятия проблемной ситуации
Оптимизация поведения работникав экстремальных и особых условиях предполагает:
- изучение феноменологии психических состояний человека в особых и экстремальных условиях, механизмов их возникновения и раз-вития;
- разработка методов диагностики функциональных состояний на различных уровнях: психофизиологическом, психологическом, нозологическом;
- разработка методов и средств управления и самоуправления функциональным состоянием;
- моделирование «трудных» психологических состояний человека;
- изучение возможностей человека адаптироваться к деятельности в особых и экстремальных условиях, его психической стрессо-устойчивости.