Уголовно-процессуального права

После принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации, нормы уголовно-процессуального права, содержавшиеся в УПК РСФСР 1960 г., неоднократно проверялись Конституционным Судом РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и запросам судов (вынесено более 30 постановлений[1] и множество определений). В результате, значительное число уголовно-процессуальных норм были признаны не соответствующими Конституции РФ.

Во введенном в действие с 1 июля 2002 г. УПК РФ законодатель стремился закрепить модель демократического судопроизводства, досудебная часть которого (возбуждение уголовного дела и предварительное расследование) при решении вопросов о необходимости ограничения конституционных прав и свобод граждан находится под контролем суда (ч. 2 и 3 ст. 29 УПК РФ), а судебная часть полностью основана на принципе состязательности (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, ст. 15 УПК РФ). Однако и новый УПК РФ оказался небезупречен с точки зрения соответствия некоторых его норм Конституции РФ, поэтому уже к концу 2007 года Конституционный Суд РФ принял 9 постановлений и значительное количество определений, корректирующих нормы УПК РФ или их толкование в правоприменительной практике. Большая часть правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом РФ применительно к положениям УПК РСФСР 1960 г. сохраняет свою силу и в отношении соответствующих норм УПК РФ 2001 г., на что Конституционный Суд РФ постоянно обращает внимание в своих новых постановлениях и определениях.

Законодатель не всегда оперативно приводит текст УПК РФ в соответствие с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом РФ в его постановлениях и определениях. В ряде случаев, Конституционный Суд РФ приходит к выводу о формальном соответствии уголовно-процессуальной нормы Конституции РФ, но дает этой норме конституционно-правовое истолкование. При этом в силу ст. 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» выявленный Конституционным Судом РФ конституционно-правовой смысл правовой нормы является общеобязательным и исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

По изложенным причинам при изучении курса уголовно-процессуального права следует иметь в виду, что истинный смысл уголовно-процессуальных норм не может быть понят и усвоен без изучения постановлений и определений Конституционного Суда РФ, а применение УПК РФ на практике без учета правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в его постановлениях и определениях, будет приводить к судебным ошибкам (принятию незаконных процессуальных актов).

В предшествующих изданиях Учебно-методического комплекса помещался перечень постановлений и определений Конституционного Суда РФ. Однако в настоящее время в связи со значительным ростом их количества, а также с повсеместным внедрением электронных правовых баз (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс и др.), пользование которыми принципиально изменило методику поиска требуемого нормативного материала, включение в Учебно-методический комплекс указанного перечня нецелесообразно. Кроме того, перечень постановлений и определений Конституционного Суда РФ включен в регулярно издаваемый кафедрой уголовно-процессуального права МГЮА учебник «Уголовно-процессуальное право России / Под ред. д.ю.н., проф. Лупинской П.А.».

Наши рекомендации