Иссследование Й. Такеучи
Испытуемые: студенты обоего пола.
Метолики: а) тест пространственного врашения; б) скрещивание рук на груди и скрешивание пальиев (для установления скрытого латерального доминирования); в) вопросники о пространственной стратегии, о гендерных стереотипах, о латеральном доминировании.
Результаты:
1)не было установлено влияния скрытого латерального доминирования на успешность пространственного врашения;
2)значимая связь тестов скрещивания рук и пальиев.
Противоречивые данные получил американский ученый В. Оверман (Overman, 2000). Используя литературные данные о существовании половых различий
Зрительно-пространственные способности 149
в решении когнитивных задач у обезьян, он предложил этизадачи детям — мальчикам и девочкам в возрасте от 1 года до 12 лет. Оказалось,что по некоторым задачам данные те же, что и у животных (отметим перестановку предметов и различение предметов). Но по другим (лабиринт, незавершенное пространство, поисковые задачи), в отличие от обезьян, половых различий у детей ненаблюдалось. Поскольку те и другие задачи содержат пространственный компонент,то трудно однозначно трактовать результаты. Получается, что по одним сторонампространственных способностей данные такие же, как и у животных, что можетсвидетельствовать о роли различной организации мозга у представителей разных полов.Но по другим — результаты другие, а это значит, что у детей формирование пространственных функций идет под влиянием не только биологических, но и социальныхфакторов (фактора гендерной социализации).
Исследование В. Овермана >
Испытуемые: дети обоего пола от 12 месяцев до 12 лет.
Метолика: когнитивные задания, по которым были обнаружены половые различия у обезьян.
Результаты:
1)как и у обезьян, у детей были обнаружены половые различия по следующим задачам: а) связанным с мозговыми центрами, которые находятся в орбитальной пре-фронтальной области и нижних височных отделах коры; б) связанным с перестановкой предметов; в) связанным с различением предметов;
2)в отличие от обезьян у детей не было половых различий по следующим задачам: а) ручной лабиринт; б) поисковые задачи Морриса; в) на незавершенное пространство (Overman, 2000).
Сторонники гипотезы гендерной социализациисчитают, что различия в пространственных способностях объясняются тем, что мальчики и девочки по-разному воспитываются. Мальчики растут в атмосфере, которая формирует у них интерес к определенным игрушкам (например, пространственным конструкторам), играм и занятиям (сегодня в том числе и компьютерным), которые способствуют развитию зрительно-пространственных способностей.
Исследование американского ученого Дж. Крамера (Kramer, 2000) показало, что восприятие у девочек и мальчиков отличается: девочки обращают внимание на частные характеристики объекта восприятия (это могут быть детали предмета, детали пространственных отношений), а мальчики — на обобщенные (предмет в целом, пространственные отношения в целом и т. п.). Но если девочкам дать задание обращать внимание на обобщенные характеристики, они делают это так же успешно, как и мальчики. Таким образом, различия в восприятии у мальчиков и девочек лежат в разных способах, навыках этого восприятия, и, считая способ мальчиков эталонным, исследователи получают данные о недостатках зрительно-пространственных способностей у девочек.
Исследование Дж. Крамера
Испытуемые: нормальные дети.
Метолики: серия исследований по методикам изучения зрительно-пространственных способностей; использовались иерархические стимулы, которые позволяют определить вклад внимания и восприятия в зрительно-пространственный проиесс.
150Глава 5. Ощущения и восприятие
Результаты:
1)девочки (в отличие от мальчиков) уделяют больше внимания частным, чем обобщенным, чертам (деталям больше, чем целому);
2)половые различия обнаружены преимущественно в уровне внимания;
3)когда экспериментатор спеииально задавал уровень обобщения (с помощью иерархических стимулов), то и девочки и мальчики не отличались по скорости решения перцептивных задач.
Весьма показательны данные немецкой исследовательницы Ю. Глюек (Glueck, 2000). Женщины добиваются такого же уровня успешности, как и мужчины, при решении пространственных задач, но предпочитают выбирать иную стратегию решения (аналитическую). Этот пример ярко демонстрирует часто повторяющуюся закономерность: оба пола могут достигать одинаковой успешности (и в этом их подобие), но при этом сохраняют своеобразие в способах (и в этом их своеобразие). И если девочек научить тем способам решения пространственных задач, которые используют мальчики, то они покажут те же результаты.