Подготовка группы к походу
Представленные на сетевом графике под номерами Г-3, Г-4, Г-5 и Г-6 разделы работы по подготовке группы к походу образуют цельный комплекс учебно-воспитательной работы проводящей поход организации, ее туристской секции (клуба туристов), тренера команды. Выделение этих разделов работы и планирование всего подготовительного периода в виде четырех последовательных этапов весьма условно. Необходимо помнить, что собственно тренировка, т. е. совершенствование общей и специальной физической, а затем и специализированной технической подготовки осуществляется параллельно с совершенствованием психологической, расширением и углублением теоретической, краеведческой, топографической и медицинской подготовки. Одновременно с обучением и тренировкой участники предстоящего похода выполняют широкую программу по организации похода и его материально-техническому обеспечению, а также всю маршрутную работу.
Разработка методик тренировки по видам самодеятельного туризма в настоящее время проводится довольно интенсивно. Вырабатываются рекомендации по физической подготовке туристов, методам педагогического и медицинского контроля. В соответствии с "Правилами" медицинский контроль участников походов IV и V категорий сложности осуществляется специализированными спортивно-медицинскими учреждениями, которым поручено дальнейшее совершенствование методов медицинского контроля в туризме.
Специфика туризма как вида спорта - в его несколько необычном пути развития, объясняющем серьезное отставание в вопросах организации и управления спортивной тренировкой, в разработке специальных контрольных нормативов. Однако общие закономерности, характерные для других видов спортивной деятельности, присущи и туризму. Поэтому опыт, накопленный в других видах спорта, может и должен стать достоянием спортивного туризма.
Организация круглогодичной тренировки - а такой опыт накоплен в ряде туристских секций - имеет целью всестороннюю подготовку спортсменов-туристов к предстоящим спортивным походам, а также к их участию в соревнованиях по технике избранного вида туризма. Иными словами, тренировочный процесс подготовки организма к походу предназначен для того, чтобы создать оптимальные условия для долговременной адаптации его к предельным нагрузкам, тождественным предполагаемому походу.
Варьирование объемами и интенсивностью нагрузки в тренировке туриста, а также выбор оптимальных интервалов для отдыха связаны с правильным распределением затрачиваемых физических сил с условием обеспечения фаз суперкомпенсации.
Смысл управления спортивной подготовкой туриста сводится к тому, чтобы параллельно с его трудовым воспитанием, интеллектуальным, нравственным и эстетическим развитием добиться в оптимально короткие сроки достижения высокого уровня общей и специальной физической подготовленности, позволяющей успешно решать задачи как при проведении массовых, так и спортивных походов различной категории сложности. Главная роль в управлении подготовкой туриста принадлежит тренеру, а роль спортсмена заключается в том, чтобы проявить осознанную активность в решении поставленных задач по овладению специальными умениями и навыками. Только совместные усилия тренера и спортсмена позволяют эффективно вести тренировочный процесс, достигать наиболее высоких спортивных результатов. В настоящее время в силу объективно сложившихся обстоятельств имеют место самостоятельные формы подготовки высококвалифицированных туристов к сложным туристским походам. Поэтому им необходимы специальные теоретические знания по основам спортивной тренировки, соответствующие современным требованиям, которые в сочетании с накопленным опытом позволят управлять сложным многогранным процессом спортивной подготовки на продолжительном отрезке времени, не превратив занятия туризмом в самоцель.
Учебно-тренировочный процесс в самодеятельном туризме осуществляется, в основном, тренерами-общественниками, прошедшими обучение в системе подготовки туристских общественных кадров и имеющими значительный опыт участия в походах различной категории сложности, а также руководства такими походами. Следует подчеркнуть, что число тренеров с высшим физкультурным образованием, специализировавшихся в период учебы по туризму и занимающихся спортивным туризмом, пока еще невелико. Да и то они в большинстве своем работают на общественных началах. А потому вопрос профессиональной подготовки специальных туристских кадров в физкультурных учебных заведениях является в настоящий период актуальным.
Особенность характера тренерской работы в туризме состоит в неизмеримо большей роли "играющего тренера" по сравнению с большинством других видов спорта. Туризм (а также альпинизм) отличается от других видов спорта прежде всего тем, что основной период макроцикла - это поход. Следовательно, тренер только в том случае может управлять тренировочным процессом в этом периоде, если он лично находится на маршруте в группе - либо в качестве одновременно руководителя и тренера группы, либо только тренера. Важна, несомненно, его роль как в подготовительном, так и в переходном периоде, но в этих периодах решаются основные задачи физической, теоретической и других видов подготовки, а техническая, тактическая и психологическая стороны затрагиваются частично - в той лишь мере, в какой можно их моделировать в условиях, довольно далеких от реальных условий туристского маршрута, особенно сложного - IV или V категории.
Нельзя, разумеется, умалять роли тренера, осуществляющего тренировочный процесс в достаточно продолжительном подготовительном периоде: в проведении промежуточных мероприятий, например, соревнований по технике отдельных видов туризма, в организации и осуществлении тренировочных походов, имеющих целью проверку уровня готовности группы (в том числе - психологической) к основному походу, испытание снаряжения, уточнение рационов питания и т. п. Однако значение тренеpa на маршруте основного похода неизмеримо выше, так как именно здесь происходит совершенствование технико-тактического мастерства участников, их психологической готовности к решению трудных, подчас неожиданных задач и т. п.
В качестве первоосновы управления многолетней подготовкой в туризме необходимо придерживаться правил (положений), учитывающих закономерности спортивной тренировки как педагогически направленного процесса. К ним относятся следующие.
1. Все мероприятия учебно-тренировочного процесса должны иметь воспитывающий характер, учитывать прежде всего необходимость воспитания человека всесторонне и гармонически развитой личностью. В данном случае речь идет о единстве идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания занимающихся туризмом.
2. Постановка задач, выбор средств и методов тренировки должны соответствовать возрасту занимающихся, уровню их физической подготовленности и накопленному опыту туристской практики.
3. На первых этапах учебно-тренировочного процесса применение средств, обеспечивающих общефизическую подготовку, должно преобладать над упражнениями, свойственными для развития специальной физической подготовки.
4. Обеспечение единства, взаимосвязи и взаимовлияния всех видов спортивной подготовки: физической, технической, тактической, морально-волевой и теоретической.
5. Повышение уровня выполнения двигательных действий, свойственных для того или иного вида туризма, т. е. непрерывный процесс овладения техникой туризма.
6. Стремление обеспечить соответствие объемов и интенсивности тренировочных нагрузок во время подготовительного периода характеру предполагаемой работы в походных условиях.
7. Соблюдение постепенности в возрастании нагрузок и их соответствие задачам, поставленным на различных этапах макроцикла.
8. Учет критических периодов в развитии тех или иных двигательных качеств занимающегося туризмом, т. е. выбор средств, объемов и интенсивности тренировочных нагрузок должен быть связан с медико-биологическими возрастными особенностями развития организма человека.
Соблюдение названных правил (положений) является одним из главнейших факторов, способствующих управлению многолетней тренировкой туриста. На их основе вырабатываются методические рекомендации, непосредственно имеющие отношение к конкретным микроциклам, мезоциклам и макроциклам. Разработка планирующей документации (перспективного и годового планирования), проведение тренировочных занятий в полном соответствии с планирующими документами также является непременным условием управления спортивной тренировкой. Организацию и проведение походов, соответствующих по протяженности и сложности маршрутов запланированным, необходимо рассматривать как важный фактор управления подготовкой туриста. Планирование, в свою очередь, предусматривает ведение учета выполненных тренировочных нагрузок по объемам и интенсивности. Кроме этого, посредством ведения учета выполнения контрольных заданий (нормативов) в различных видах туристской подготовки накапливается статистический материал (информация) о состоянии тренированности, ее динамике на протяжении длительного времени. Сюда же следует отнести и периодически получаемые данные функциональной диагностики занимающихся. Все это вместе взятое позволяет осуществлять целенаправленный педагогический и медицинский контроль за состоянием тренированности занимающихся туризмом. Такой контроль должен проводиться на всех этапах подготовки к походу, а также непосредственно в походных условиях. Данные контроля подвергаются анализу, на основе которого выявляются как позитивные, так и негативные сдвиги в морфофункциональном состоянии организма, а также в овладении специальными умениями и навыками. С учетом сказанного вырабатываются управленческие коррективы, на базе которых организуется дальнейший учебно-тренировочный процесс.
В общем виде управление процессом тренировки в туризме осуществляется по следующей схеме:
1) выявление исходного уровня физической и технической подготовленности туриста (группы);
2) определение конкретных задач на тот или иной период тренировки;
3) выбор наиболее эффективных для решения этих задач средств и методов тренировки;
4) разработка планирующей документации;
5) периодическое, поэтапное и итоговое получение информации о состоянии-тренированности занимающихся, выраженной в числовых характеристиках;
6) анализ состояния тренированности занимающихся и выработка управленческих коррективов для внесения их в тренировочный процесс;
7) практическая реализация управленческих корректив. В практической работе тренера (тренерского совета) управление процессом тренировки по приведенной схеме осуществляется следующим образом.
В переходном периоде, сразу же после возвращения группы (команды) из похода проводится контрольное тестирование двигательных функций и повторный медицинский осмотр участников похода с целью выявления их психофизиологического состояния. Результаты похода в плане решения его основных, воспитательных, учебных и спортивных задач подвергаются тщательному анализу (чему в значительной степени способствует общепринятая в туризме необходимость безотлагательной обработки материалов похода для подготовки отчета) и детальному разбору,
Результаты похода, проведение тренером (руководителем похода) наблюдений и контрольных проверок на маршруте похода, результаты повторного медицинского контроля и тестирования моторики участников после похода, - все это позволяет сформулировать конкретные задачи секции, ее групп (команд) на предстоящие подготовительный и основной периоды. При этом особое внимание уделяется выбору наиболее эффективных для решения этих задач средств и методов тренировки, включая участие членов команд в соревнованиях по туристской технике, спортивному ориентированию, скалолазанию, легкоатлетических кроссах, лыжных гонках и др. Выбор средств и методов тренировки, включая выполнение контрольных заданий, позволяет провести детальное планирование подготовительного периода, включающего разработку поэтапного плана-графика участия в различных соревнованиях, организацию и проведение краткосрочных тренировочных сборов и тренировочных походов в выходные дни и т. п., планов-конспектов тренировок и занятий по теории и практике, сетевого плана организации и подготовки очередного похода.
Завершающий этап подготовки группы к походу, отмеченный на сетевом графике номером Г-6 и имеющий целью всесторонний контроль за уровнем подготовленности группы, включает методы педагогического и медицинского контроля. В настоящее время разрабатываются рекомендации по методам медицинского контроля специально для участников туристских походов (III-V категорий сложности). К числу методов педагогического контроля должны быть отнесены контрольные нормативы общей и специальной физической и технической подготовки участников похода. Роль неспецифических тестов и контрольных упражнений, позволяющих определять уровень общей физической подготовленности туристов, играют нормативные требования комплекса ГТО (бег, лыжные гонки, силовые упражнения), а также широко известные и применяемые в практике Гарвардский степ-тест, тест Рюффье (30 приседаний за 30 сек.). Технические нормативы уже сейчас успешно применяются в форме участия туристских групп в соревнованиях по технике видов туризма, класс которых соответствует планируемой категории сложности похода. Методы специальной физической подготовки туристов, специфичные для различных видов туризма, и соответствующие им контрольные упражнения и нормативы в настоящее время интенсивно развиваются. Тренеры-общественники по видам туризма, творчески перерабатывая опыт смежных видов спорта (альпинизма, лыжного и гребного спорта, спортивного ориентирования), ведут поиск наиболее целесообразных средств и методов тренировки и контроля.
ПОДГОТОВКА МАРШРУТА (МАРШРУТНАЯ РАБОТА ГРУППЫ)
В соответствии с сетевым графиком организации и подготовки похода (см. рис. 1) это направление работы включает последовательное выполнение следующих разделов: выбор района похода и сроков его проведения (М-2), подготовку картографического материала, сбор и обработку информации о районе похода (М-3), разработку маршрута и составление тактического плана похода (М-4), составление календарного плана похода и определение контрольных сроков (М-5), оформление заявочных и маршрутных документов (М-6).