По изучению дисциплины и организации самостоятельной работы
Дисциплина изучается в двух семестрах и завершается зачетом. Перечень вопросов для подготовки к зачету содержится в настоящем пособии.
Основными видами занятий являются проблемные лекции по актуальным вопросам юридической психологии.
Для проверки знаний студентов по завершении изучения тематических разделов курса проводятся контрольные работы и рубежный контроль, форма и сроки проведения которого определяются учебной частью академии по согласованию с преподавателями.
Для развития навыков самостоятельной и творческой работы рекомендуется привлечение студентов к подготовке рефератов, докладов и курсовых работ по психолого-юридической проблематике правоприменительной сферы. Тематика указанных видов работ предложена в настоящем пособии.
Изучение курса «Юридическая психология» предполагает различные виды учебной деятельности. Учебную основу и организующее начало для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины составляют лекции.
В ходе лекционных занятий определяется круг актуальных вопросов изучения темы, разъясняется сущность ее наиболее сложных аспектов, предлагается обзор литературных источников для анализа, раскрывается основной понятийный аппарат, комментируются дискуссионные аспекты в научном контексте темы. В связи с этим посещение лекций и конспектирование основных положений их содержания является обязательным для студентов.
При изучении дисциплины студентам рекомендуется активно использовать возможности групповых и индивидуальных консультаций с преподавателем.
Развитию творческого потенциала студентов способствует подготовка ими научных докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ.
Важнейшим фактором профессиональной подготовки специалиста является самостоятельная работа - целенаправленная индивидуальная деятельность по овладению теоретическими знаниями учебной дисциплины и приобретению первоначальных практических навыков будущей специальности.
Самостоятельная работа включает:
- конспектирование лекций,
- изучение и реферирование научной и учебной литературы,
- подготовку рефератов и дипломных работ,
- подготовку к зачету.
При организации самостоятельной работы необходимо определить цель, этапы и последовательность ее достижения.
В процессе работы следует пользоваться программой учебной дисциплины. Это обеспечит системность усвоения изучаемых вопросов и позволит контролировать полноту усвоения темы.
При изучении раздела «Юридическая психология как прикладная научная отрасль» необходимо усвоить, что, интегрируя области психологических и юридических знаний, юридическая психология остается психологической дисциплиной: ее теоретическую основу составляет область фундаментальной науки – общей психологии. Специфичен лишь прикладной аспект – использование знаний о закономерностях психического отражения действительности и особенностях поведения субъекта в сфере правовой регуляции. Однако эта специфика настолько значительна, что вся система юридической психологии, ее категориальный (понятийный) аппарат структурируется в зависимости от логики правового регулирования, правоприменения. Вышеуказанная двояко обусловленная сущность юридической психологии определяет ее многоуровневую методологию. Необходимо усвоить подходы к исследованию юридико-психологической реальности, место юридической психологии в системе научных отраслей знания, предысторию возникновения юридической психологии и этапы ее развития в Ixx – xx вв. в России и за рубежом. Важно понимание перспективных направлений развития юридической психологии, методологии оценки и использования зарубежного опыта юридико-психологических исследований.
Раздел«Психология личности в сфере правоприменения», включающий четыре объемных темы,содержит учебный материал из области общей психологии: понятие психики и психического образа, классификация и характеристики психических явлений, сознание и структура личности, когнитивные (познавательные) процессы, эмоционально-волевая и мотивационная сферы личности. Усвоение сущности этих дефиниций является основой успешности дальнейшего изучения курса. Значительный интерес представляет ознакомление с понятием атрибуции и теориями мотивации личности и деятельности. Особое внимание следует уделить анализу психических состояний эмоциональной напряженности, имеющих уголовно-правовое значение (тревожность, страх, стресс, посттравматическое стрессовое расстройство, фрустрация, аффект и аффективные состояния). Важно выяснить соотношение понятий аффекта и внезапно возникшего сильного душевного волнения в уголовном праве. Необходимо обратить внимание на значение страданий при определении морального вреда потерпевшему. Особое значение имеет оценка состояния психической беспомощности в праве.
Необходимым этапом обучения является усвоение понятий «психическая норма», «психическое расстройство» и, соответственно, дефиниций «пограничные психические состояния личности», «реактивные и невротические состояния», «психопатия», «умственная отсталость», «временные психические расстройства». Тема «Индивидуально-психологические свойства личности: характеристика, правовая оценка»многоаспектна и требует обязательного изучения:основные свойства типов темперамента и их значение для правоприменительной сферы, характер как социальный аспект личности (его формирование, Я-концепция личности, акцентуации, этнопсихологические, возрастные и гендерные особенности, ролевой и статусный набор личности), понятие и виды способностей, направленность и мотивационная сфера личности. Изучение обозначенных аспектов важно для понимания рисков криминализации личности.
Усвоение содержания раздела «Судебная психологическая экспертиза» (СПЭ) является важнейшей областью профессиональных знаний юриста, который должен усвоить правовые основания, классификацию, поводы обязательного и факультативного назначения, порядок проведения СПЭ. Необходимо ознакомиться с видами комплексных экспертиз, ориентироваться в основных экспертных понятиях, знать компетенцию СПЭ в уголовном и гражданском судопроизводстве. Ключевым аспектом является усвоение предметных видов СПЭ в уголовном судопроизводстве, в которых определяется круг вопросов эксперту в отношении обвиняемого (подсудимого), в том числе несовершеннолетнего, потерпевшего и свидетеля, потерпевшей по делу об изнасиловании, суицидента. Юрист обязан уметь правильно формулировать вопросы перед экспертом. Предметные виды СПЭ в гражданском судопроизводстве следует усвоить в соответствии с правовыми основаниями. Актуально изучение экспертной типологии криминальной агрессии, в которой учитываются факторы психотравмирующей ситуации и индивидуально-психологических свойств личности. Углублению представлений студентов об СПЭ будет способствовать исследование феноменологии суицида, психологических аспектов виктимного поведения и знание смысловых установок испытуемых по отношению к экспертизе.
Круг понятий и проблематики, изучаемой в разделе «Криминальная психология», отличается многоаспектностью и включает ряд объемных тем. Психолого-правовая характеристика криминальной личности содержит сведения о специфике ее мотивационной сферы, путях криминализации, гендерных и перцептивных особенностях. Необходимо изучить психолого-правовые типологии делинквентной личности и психологические портреты отдельных категорий преступников.
Изучение методологических подходов к исследованию личности преступника обеспечит глубокое понимание психологического генезиса преступления и структуры преступного деяния. Особое внимание следует обратить на содержание криминогенного комплекса преступного поведения, включающего личность, ситуацию и взаимодействие личности и ситуации. Полезно ознакомиться с проблемами криминальной патопсихологии. Следует уяснить психологические особенности умышленного и неосторожного преступного деяния, импульсивных преступных действий. Важно ориентироваться в проблематике виктимного (способствующего) поведения жертвы преступления. В рамках анализа психологии преступности несовершеннолетних следует усвоить механизм криминальной стигматизации.
Тема «Психология группового преступного поведения» предусматривает усвоение базовых социально-психологических понятий – видов групп, динамики и феноменов малой группы, индивидуального сознания членов группы, механизмов психологического воздействия в стихийных группах. На основе этих знаний формируются представления о психологических механизмах совершения преступления в составе группы. Следует ориентироваться в классификации преступных групп, знать структуру и психологические особенности организованной преступной группы. Следует обратить внимание на психологию криминального лидерства. Актуально изучение психологических аспектов борьбы с организованной преступностью.
Важной частью курса является изучение социально-психологических детерминант и функций криминальной субкультуры. Следует уяснить структуру и содержание криминальной субкультуры (регулятивные, атрибутивные и эмоциональные элементы). Особый интерес студентов вызывают психологические интерпретации криминальной атрибутики и нормы криминального мира.
Основными вопросами раздела «Психология правоохранительной деятельности»являются: психология личности юриста, психологические подструктуры профессиональной деятельности юриста (познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая) и психологические особенности профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности. Знание профессионально значимых качеств и видов компетентности юриста способствует развитию у студентов рефлективных способностей и механизмов совладающего поведения, что является одним из факторов профилактики профессиональной деформации.
Важно уяснить особенности расследования как познавательно-реконструктивного процесса, психологию формирования следственной версии как вероятностной информационно-логической модели расследуемого происшествия. Особое внимание следует обратить на эвристические приемы следственно-поисковой деятельности при дефиците исходной информации, на психологические приемы установления истины в условиях противодействия проходящих по уголовному делу лиц. Необходимо четко усвоить критерий правомерности психического воздействия в уголовном судопроизводстве и овладеть системой приемов правомерного психического воздействия в различных следственных ситуациях.
Эффективность профессионального общения юриста во многом обеспечивают знания социально-психологических особенностей и структуры коммуникативных процессов. Он должен владеть психотехниками общения и установления психологического контакта, усвоить речевой этикет, ориентироваться в социальных ролях и статусах партнеров в коммуникации.
Специфика организационно-управленческой подструктуры профессиональной деятельности юриста требует знания стилей современного управления, психологических особенностей принятия решений в правоприменительной сфере, психологии руководителя правоохранительного органа. Важным аспектом является проблема риска в деятельности юриста и психология личной безопасности в правоприменительной сфере.
Изучение в рамках курса особенностей профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности имеет широкий спектр: психология оперативно-розыскной деятельности (действия и операции, специфика агентурной работы, психологическое сопровождение раскрытия серийных убийств), психология осмотра места происшествия, освидетельствования, обыска и выемки, предъявления для опознания, следственного эксперимента, проверки показаний на месте происшествия, задержания преступника. Творческого подхода требуют задачи составления психологического портрета преступника и проведения допроса. Усвоение психологических закономерностей в тактике допроса является важнейшим фактором профессиональной успешности. Следует обратить особое внимание на оценку показаний и овладение приемами мнемической помощи, психодиагностику и разоблачение лжи, психологию различных категорий допрашиваемых лиц.
Раздел «Психологические аспекты судопроизводства»имеет особую актуальность для приобретаемой профессиональной специализации. Требуют углубленного изучения психологические характеристики профессиональных качеств и деятельности судьи, прокурора, адвоката. Необходимо усвоить психологические аспекты межличностного взаимодействия в гражданском и уголовном процессе. Ключевыми вопросами являются психологические и методологические подходы к принятию судебного решения и психологические причины ошибок при назначении наказания. Особый интерес для изучения представляют особенности социальной перцепции и атрибуции присяжных. Деонтологическое значение имеют психологические аспекты справедливости и законности уголовно-правового наказания и воспитательно-профилактического воздействия суда.
Конструктивно и профессионально важно углубленное изучение психологических особенностей коммуникации участников процесса в судебном заседании – направленности, этапов и специфики. Психология судебных прений, тактико-психологические особенности допроса свидетелей и подсудимого, закономерности переговоров в арбитражном суде – аспекты, знание которых обязательно для компетентного специалиста. Глубинное психологическое содержание имеют раскаяние и мотивы изменения показаний подсудимого.
Изучая раздел «Правовая психология», следует обратить внимание на то, что правовая культура — историческое достижение цивилизации в области соционормативной регуляции жизнедеятельности общества. Развитое право демократично. Гражданин в правовом государстве становится способным к высокой гражданской саморегуляции своего поведения, которое требует развитого правосознания, правового воспитания. Основа правореализации — установка общественного и индивидуального сознания на правовые ценности. Для этого необходимо понимание и интернализация права как основной базовой социальной ценности. На современном этапе развития общества актуализирована область правотворчества, требующая научного психологического исследования и экспертной оценки. В этой связи важно изучение понятийного аппарата, включающего правовую просвещенность, правовой опыт, ценностно-нормативную концепцию, правовую социализацию и десоциализацию личности, социально-правовую идентификацию личности, правовую культуру и правовую психологию. Необходимо уяснить формы, уровни, структуру и функции правосознания, что позволит постичь сущность его деформации.
При изучении раздела «Пенитенциарная психология»необходимо уяснить актуальность проблематики социально-психологической реабилитации (восстановления социально значимых способностей) осужденных к лишению свободы. Психологические основы ресоциализации личности, проблемы эффективности наказания, направления реформирования уголовно-исполнительной системы – аспекты, знание которых необходимо для будущих специалистов правоприменительной сферы. Необходимо усвоение психологических аспектов деятельности персонала исправительных учреждений – профессионально-психологической усталости и профессиональной деформации. Следует уделить внимание изучению психологии личности, отбывающей наказание, и среды осужденных. Важно ориентироваться в вопросах пенитенциарного лидерства и социально-психологической адаптации осужденных к лишению свободы. Актуально знание зарубежного опыта социально-психологической реабилитации осужденных и лиц, отбывших наказание.
Работа с литературным источником не ограничивается одним ее прочтением. Методика работы над первоисточником обязательно предусматривает ведение записи прочитанного. Это позволяет сосредоточить внимание на основных проблемных вопросах и закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним. Конспектирование прочитанного дисциплинирует студента, оптимизирует его интеллектуальные усилия, обеспечивает возможность быстрого повторения материала при подготовке к семинарским занятиям или зачету.
На лекциях студент должен быть активным: сосредоточиться на содержании учебного материала, размышлять над ним, разумно законспектировать основные тезисы. Записывать всю лекцию дословно не рекомендуется. Записи подлежит то, что осмыслено и понято. Одно из важнейших достоинств записи лекции – её лаконичность. Конспект способствует эффективному запоминанию учебного материала только в том случае, когда он ведется своими словами. При механической записи слов лектора студент пассивен: не активизирует память, не концентрируется на понимании сущности излагаемого материала.
Записанную лекцию следует обрабатывать (вносить дополнения, уточнения, определения, схемы и т.п.) во время самостоятельной подготовки к семинару после изучения литературы. Результатом самоподготовки должно быть письменное изложение итогов труда: конспект первоисточника, письменные ответы на вопросы плана семинарского занятия, подготовка реферата или устного выступления и т.п.
Подготовка к зачету проводится систематически в течение всего семестра. Требования, предъявляемые на зачете, определяются программой учебной дисциплины. Студент может считать себя подготовленным к зачету, если он может ответить на вопросы программы учебной дисциплины.