Роль жизненного опыта в восприятии музыки.

Влияние опыта на восприятие можно назвать одной из наиболее общих закономерностей психологии. С его исключительно разнообразными проявлениями человек сталкивается в жизни на каждом шагу.

Зависимость восприятия от самых разных причин - от возраста, профессии, от привычек словоупотребления, от среды, от национальности и т.д. - наблюдается, конечно, не только в области речи, языка, литературы. Она проявляется буквально во всем. Огромную роль играет она и в восприятии музыки.

Услышав ув.2 в мелодии, обильно орнаментированной мелизмами, европейский слушатель воспримет её обобщенный «восточный колорит; человеку же, с детства слышавшему подлинные восточные напевы, эта мелодия скажет больше. Он не только сможет оценить подлинность её восточного происхождения, но и сумеет определить её «диалектную» принадлежность или, наоборот, отвергнет её как жалкое подражание.

Любое музыкальное произведение воспринимается лишь на основе запаса конкретных жизненных, в том числе и музыкальных, впечатлений, умений, привычек. Это зависимость восприятия от знаний, представлений, навыков, от прошлых следов памяти - жизненных впечатлений, от живости воображения.

Множество прошлых впечатлений, представлений, знаний, навыков, которые в каждом конкретном случае влияют на восприятие, мы и определим как наследие жизненного опыта в широком смысле. Самую же зависимость восприятия от прошлого опыта в психологии принято было называть апперцепцией.

К необходимости учитывать роль широкого жизненного опыта в восприятии привели и поиски методов определения информации, содержащейся в произведениях искусства. В современной теории информации в связи с этим было выдвинуто понятие тезауруса. [4, с.17-18]

Под тезаурусом подразумевается своеобразный словарь - набор закрепившихся в памяти у того или иного человека следов его прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей и отношений, которые могут снова оживить под воздействием художественного произведения.

Чтобы понять, как будет воспринято то или иное произведение или его фрагмент, необходимо знать, каково содержание опыта человека, каков его тезаурус.

Однако при определении объективной обусловленности содержания тезауруса необходимо иметь в виду своеобразие закономерностей индивидуального отражения мира. Прошлый опыт в целом представляет собой весьма своеобразное запечатление объективного мира, причудливое с точки зрения, например, обыкновенной фотографии. Ведь память человека, лишь в каком-то смысле допускающая сравнение с «чистой доской», заполняется по очень сложным законам и подвержена случайностям, «траектория» индивидуума в пространстве и времени откладывает свои следы в опыте, и они у разных людей различны хотя бы потому, что их жизненные пути физически не могут быть абсолютно одинаковыми.

Сложность и изменчивость взаимодействия субъекта и среды обусловливает индивидуальность, неповторимость личности, субъективность отношения к миру, «жизненных взглядов», личного опыта жизни. Именно эти обстоятельства часто служат основой для утверждений о непознаваемости опыта, о его полной субъективности. [11, c.37-43]

Выводы.

1) Музыкальное восприятие - это сложная деятельность, направленная на адекватное соответственное отражение музыки в чувствах человека и объединяющая собственно восприятие (перцепцию) музыкального материала с данными музыкального и жизненного опыта человека (апперцепция), познание, эмоциональное переживание и оценку произведения. Психические процессы, задействованные в музыкальном восприятии, включают в себя весь спектр сознания - от простейших ощущений до сложнейших операций музыкального интеллекта (память, внимание, эмоциональные переживания, апперцепция и синестезия). Выстроить иерархию всех этих множественных психических процессов, выяснить функцию каждого в процессе восприятия является достаточно сложной проблемой.

2) Прослушивание музыки влияет на физиологические параметры человека (пульс, частота дыхания, психогальванический рефлекс кожи, моторно-сенсорная реакция) и на электрическую проводимость организма.

Ответная реакция на прослушивание музыки сопровождается такими же физиологическими изменениями, которые сопутствуют эмоциональным состояниям, имеющим место в реальной жизненной ситуации.

3) Эмоции являются эффективным способом отражения и переработки воспринимаемой музыки, достигающей по своей эффективности действенности мышления.В процессе восприятия музыки первичные эмоции детерминируются содержанием музыки. Но их, как и весь процесс восприятия, сопровождают вторичные эмоции – субъективное отражение хода перцептивного процесса и его переживание. Эти вторичные эмоции корректируют и перенастраивают отношение индивида к воспринимаемой музыке.

4) Исчезновение физиологической реакции, обусловленной наличием восприятия музыки, не является свидетельством окончания процесса музыкального переживания. Процесс переживания, оценки, переработки музыкальной информации может продолжаться в течение очень длительного времени.

Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ.

ВОПРОСЫ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ!!!!!!

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЕЩЁ НЕ ГОТОВО.

Я ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ КАК ЭТУ ГЛАВУ НАПИСАТЬ, КАК ГРАМОТНО И ЛОГИЧЕСКИ ВЫСТРОИТЬ ЕЁ СОДЕРЖАНИЕ, КАКИМИ СЛОВАМИ НАЧИНАТЬ. МОЖЕТ БЫТЬ У ВАС ЕСТЬ В ЭЛЕКТРОННОМ ВАРИАНТЕ ПРИМЕР, КАК ПИСАТЬ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ КУРСОВОЙ (по любой теме), ЧТОБЫ МНЕ ОПИРАТЬСЯ НА НЕГО. ПРИШЛИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НА ПОЧТУ, ЕСЛИ ЕСТЬ!

Описание анкет лучше в раздел «приложение» поместить?

Полное описание методики должно быть в этой главе?

ПРЕДСТАВЛЯЮ ТОЛЬКО ОПИСАНИЕ КАК Я ПРЕДПОЛАГАЮ КАКИМ ОБРАЗОМ БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ.

Наши рекомендации