Глава IV. Вперед в прошлое 3 страница. Очень часто внутреннее намерение направлено на то, чтобы привлечь к себе внимание и преподнести себя в лучшем свете
Очень часто внутреннее намерение направлено на то, чтобы привлечь к себе внимание и преподнести себя в лучшем свете. Допустим, вы озабочены чем‑то, что как раз не получается. Представьте себе, что отправляетесь на вечеринку. Так вот, там приглашенные сразу же переключат внимание только на вас и все время будут за вами следить. Ведь они собрались только для того, чтобы обсудить, как вы одеты, как двигаетесь, о чем говорите. Если в какой‑то группе вы услышали смех, значит, смеются над вами. А сколько поймаете пренебрежительных взглядов! Сочувствую.
Вы, конечно, сообразили, что все это надо понимать наоборот. Все люди прежде всего заняты собой и отношением других людей к своей персоне. А своим отношением к другим — в последнюю очередь. Поэтому можете расслабиться, успокоиться и держаться свободно. Не пытаться держаться естественно, а просто позволить себе естественность и непринужденность.
Надо отметить, что если вы зададитесь именно целью держаться непринужденно, то ничего не получится. Конечно, кое‑чего можно добиться с помощью слайдов. Но на это понадобится некоторое время, а вечеринка намечается уже сегодня. Непринужденности можно добиться, только устранив важность. Однако сбросить важность тоже не так‑то просто. Вы не сможете вот так взять и отказаться от желания преподнести себя в наилучшем свете.
Выход из этой ситуации очень простой. Человек при общении с вами интересуется прежде всего вниманием к его собственной персоне. Можете не сомневаться в том, что люди заняты исключительно собой. Займитесь и вы ими. Переключите внимание с себя на людей. Активизируйте своего Смотрителя и перестаньте играть в игру повышения своей значимости. Поиграйте в игру повышения значимости других.. Интересуйтесь ими, слушайте их, наблюдайте. Не надо заискивать, просто двигайтесь по течению. Как только вы переключите свое внимание с себя на других, избыточный потенциал собственной значимости пропадет сам собой. Вот тогда и получится вести себя непринужденно.
Для того чтобы привлечь к себе внимание, достаточно всего лишь проявить интерес к окружающим. Говорите с людьми не о том, что интересует вас, а о том, что интересует их и в том числе о них самих. В таком случае ваше внутреннее намерение трансформируется во внешнее. Окружающие заинтересуются таким собеседником сразу же, им просто некуда будет деваться от вашего внешнего намерения — оно всегда работает совершенно непостижимо. Бесполезно пытаться заинтересовать других своей особой — это внутреннее намерение. Интересоваться другими — внешнее. Отказавшись от внутреннего намерения и переключив внимание на других людей, вы без усилий получите от них желанный результат. Внешнее намерение сделает это за вас.
Казалось бы, каким образом может получиться так, что я интересуюсь другими людьми и тем самым вызываю их внимание к себе? Ну, буду любопытствовать, разве я сам от этого стану интересней? Дело в том, что будь вы хоть в тысячу раз притягательней, чем есть, все люди всегда заняты в первую очередь своей персоной, а уж в последнюю — остальными. Вы сами, пытаясь привлечь к себе внимание, думаете исключительно о себе. Когда проявляют интерес к. человеку, он получает реализацию своего внутреннего намерения. Откуда исходит эта реализация? От вас, конечно. После этого кто может теперь заинтересовать его самого? Только вы.
Люди интересуются известными личностями, звездами экрана и эстрады. Но это интерес другого рода. Если вы не звезда, вас рассматривают в качестве потенциального партнера для отношений — деловых, товарищеских или любовных. Возьмем, например, самый крайний случай увлечения звездами. Фанаты интересуются всеми деталями жизни звезды, поклоняются ей, но, как правило, им в голову не приходит рассматривать звезду как партнера для отношений. В бытовом общении важно не то, насколько вы интересны, а то, насколько вы подходите данному человеку для отношений. Вот это он и оценивает.
Думая о себе и находясь рядом, этот человек сознательно и бессознательно проводит оценку, насколько хорошо вы вписываетесь в сценарий отношений, при которых он будет получать удовлетворение собственной персоной. Такое удовлетворение человек получает, если подтверждается его значимость в той или иной форме: я нравлюсь, мной интересуются, я не пустое место, меня уважают, я не хуже других, меня ценят.
Теперь рассудите сами, чего вы добьетесь, если в одном случае будете навязывать человеку себя, а в другом проявлять к нему интерес. Естественно, подойдете ему по всем параметрам, если доставите человеку удовлетворение его значимостью. Если он это получит, то закроет глаза на ваши явные недостатки и простит ваши слабости. Все это человек рассматривает в последнюю очередь. А вот вы, будучи озабоченными своими недостатками, пытаетесь их скрыть и выставить свои достоинства. Повторяю, ваши достоинства и недостатки интересуют партнера в последнюю очередь, а в первую очередь его интересует чувство собственной значимости, которое он получает от общения с вами.
Вы можете быть по всем параметрам — «супер». Но это вам не поможет в поиске друзей и партнеров. Напротив, многие звезды страдают от одиночества. Ваши превосходные параметры могут в определенной степени даже повредить в поиске партнера. Человек видит, что вы «супер», но он в первую очередь оценивает, насколько будет значителен он сам рядом с таким совершенством. Если вы блистаете перед ним во всей своей красе, он, скорее всего, решит, что его личность потускнеет в свете блеска. Махните рукой на свои параметры и обратите все свое внимание на человека, дайте ему почувствовать свою значимость рядом с вами, тогда он будет покорен.
Интересуясь людьми, делайте это искренно. Не дайте понять, что вы знаете приемы, как добиться их расположения, или имеете какую‑нибудь корысть. Если претендуете на их расположение, они, по меньшей мере, достойны вашего искреннего участия.
Многие, стремясь завоевать репутацию интересного собеседника, пытаются выставить себя в наилучшем свете: вот какой я умный, вот как я много видел и испытал. Это работа внутреннего намерения. Большинство людей поступают именно так, когда хотят показаться интересными. Сделайте шаг в сторону из этого однородного строя и примите другую позицию. Поставьте себе цель не себя показать увлекательным собеседником, а дать возможность партнеру проявить себя интересным. Настройтесь на его частоту и внимательно слушайте, задавая вопросы и выказывая свою заинтересованность к теме и личности партнера. Вы можете общаться в течение нескольких часов так, что говорить будет в основном он. К концу беседы ваш партнер будет абсолютно убежден, что встретил очень интересного собеседника и вообще замечательную личность.
Так работает ваше внешнее намерение. Оно позволяет реализоваться внутреннему намерению других. В результате вы получите то, от чего отказались. Отказались от выставления напоказ своей личности и позволили раскрыться личности другого. Как только вы это сделали, этот другой становится вашим поклонником, потому что позволили ему реализовать его внутреннее намерение. Ни от одной звезды он не сможет получить ничего подобного.
Ну а если хотите заинтересовать человека, который не рассматривает вас в качестве партнера для общения? Например, нужно, чтобы он принял ваше деловое предложение, а он этого не хочет. Его это просто не интересует. Тогда и подавно вы сможете рассчитывать на его интерес лишь в том случае, если забудете про себя и свое дело и направите все внимание только на него. Искренне интересуйтесь всем, что интересно данному человеку, говорите с ним об этом. Только тогда он проявит интерес к вашей проблеме.
Вы можете спросить: почему я должен слушать других, интересоваться ими, уделять им внимание, любить их, уважать, в то время как они заняты только собой, а меня и слушать не хотят? Хорошо, а почему они должны интересоваться и восторгаться вами, любить и уважать? Все, что вы о себе вообразили — мол, я такой и вот какой по сравнению с ними, — есть всего лишь выдумка внутреннего намерения, облеченная в избыточный потенциал отношений зависимости и важности. Ваше внутреннее намерение состоит в том, чтобы быть значительным. Вы действительно станете значительны в глазах, других, только в том случае, если откажетесь от своего внутреннего намерения и позволите реализоваться внутреннему намерению других,. Ваше преимущество в том, что вы используете свое внешнее намерение, а они — наоборот. Используйте свое преимущество.
Вообще, когда вы хотите что‑то получить от человека, можно использовать один универсальный принцип. Суть его заключается в том, чтобы отказаться от внутреннего намерения получить и заменить его намерением дать. Это делается очень просто.
Вы хотите добиться от человека признания и уважения? Не требуйте к себе уважения. Уважайте человека сами, добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя значительным в ваших глазах. Вы нуждаетесь в сочувствии и благодарности? Не ищите их. Принимайте искреннюю заботу и участие в проблемах человека. Стремитесь добиться симпатии? Вы ее не получите за красивые глаза. Проявляйте симпатию к человеку сами, тогда будете ему симпатичны по определению. Нуждаетесь в помощи и поддержке? Помогайте сами. Тем самым вы повысите свою значимость, а человек не захочет быть менее значительным и не останется в долгу. Наконец, вы хотите добиться взаимной любви? Откажитесь от права обладания и отношений зависимости. У вас это получится, если будете просто любить, ни на что не рассчитывая. Такая любовь встречается очень редко, и перед ней никто не устоит. Во всех этих случаях вы непременно получите то, от чего отказались.
Есть еще один вопрос: как побудить человека что‑нибудь сделать? Внутренним намерением вы можете заставить его, если обладаете такой властью. Можно так же убедить его в необходимости это сделать. Но самый эффективный способ предлагает внешнее намерение: устроить все так, чтобы человек сам захотел помочь вам. Для этого необходимо согласовать дело с целями и устремлениями данного человека. Задайтесь вопросом: как, связать то, чего хочу я, с тем, что нужно другому?
Сначала определите потребности человека, к чему он стремится, чего ему не хватает: деньги, власть, уважение окружающих, удовлетворение от хорошо сделанной работы, забота о детях, престиж, положение в коллективе, известность в обществе и так далее. Все эти вещи представляют собой вариации на тему собственной значимости.
Каждый человек в конечном итоге чувствует себя плохо, если он мало что значит в этом мире. Если он ничего из себя не представляет, если от него мало что зависит, он стремится повысить собственную важность. Добиваясь какого‑то результата, человек ставит перед собой новые задачи, планка собственной значимости повышается. Так всю жизнь человек проводит в погоне за внутренней важностью. Ничего плохого в этом нет. Нельзя никого осуждать за его стремление быть значительным. Каждый добивается этого по‑своему, но пытаются все. Напротив, если человек остановился в своем развитии и ничего не хочет, это уже скверно. Но так бывает редко. Обычно человек хоть к чему‑то да стремится, как правило, что‑то его не устраивает в положении, которое он занимает в окружающем мире.
Вот и определите, каким образом сделанное дело повысит его чувство собственной важности. А потом преподнесите человеку задачу в свете повышения его значимости. Позвольте человеку повысить ее, и он сам захочет это сделать. Когда он это сделает, щедро оцените его по достоинству.
Руководствуясь этим принципом, вы легко сможете побудить других людей действовать в своих интересах. Внутренним намерением вы пытаетесь заставить или упросить их сделать это. Внешним — просто изъявляете желание: пусть все само складывается в вашу пользу. Для реализации внешнего намерения необходимо устроить так, чтобы люди, думая о своем и занимаясь своим делом, действовали в ваших интересах. Для этого необходимо всего лишь проснуться, отвлечься от своих интересов и подумать об интересах других.
Например, если вы занимаетесь торговлей, то, скорее всего, думаете о том, как бы продать товар данному покупателю. Он же вовсе не думает о том, чтобы угодить вам, покупая этот товар. Он не хочет, чтобы ему продавали. Он хочет покупать. Улавливаете разницу? Мне каждый норовит что‑нибудь всучить, но я этого не хочу. Я сам хочу выбирать, что мне надо.
Не думайте, как бы вам продать товар. Думайте о том, что хочет приобрести покупатель. Стремление продать — это внутреннее намерение. Внешнее намерение направлено совсем в другую сторону — узнать, чего хочет покупатель. Не обязательно даже знать, какой товар он хочет приобрести. Если его беспокоит ревматизм, а вы искренне интересуетесь этим, подсказываете ему доктора или средство — он покупает товар у вас. Не потому, что этот товар лучший, а потому, что вы, продавая кирпичи, разговариваете с покупателем о его ревматизме. Это упрощенный пример, но принцип, который в нем заложен, работает безотказно.
Всякий раз, когда вам необходимо получить желаемое от другого человека или заставить его что‑то сделать, отбросьте свое внутреннее намерение. Задайтесь вопросом: в чем состоит внутреннее намерение этого человека? Поступайте так, чтобы способствовать реализации его намерения. Только тогда, когда вы уже помогаете намерению человека реализоваться, подумайте вскользь о том, что вы хотите от него получить. Занимаясь реализацией его намерения, вставьте как бы между делом свою просьбу. А может статься так, что вам даже не придется заикаться о собственном деле. Все может получиться само собой. В этом заключается волшебная сила внешнего намерения.
Еще более действенным средством воздействия на людей является попытка индуцировать у них внутреннее намерение. Если разобраться, это делается довольно просто. Внутреннее намерение почти всегда мотивируется внутренней важностью. Каждый человек в той или иной степени и тем или иным способом стремится защитить, подчеркнуть и повысить свою значимость. Если вам необходимо чего‑то добиться от людей, нужно лишь придумать, каким образом они смогут тем самым повысить свою значимость. Это называется бросить вызов.
Можно бросить вызов группе людей: «А ну, кто лучше…» Или сыграть на чувстве профессиональной чести: «Не ударим в грязь лицом!» Можно просто обратиться к внутренней важности: «Покажем всем, чего мы стоим!» Если человек принял этот вызов в контексте собственной значимости, он будет выполнять вашу волю как свою собственную. Так будет именно потому, что вы отказались от своего внутреннего намерения и обратили внимание на внутреннее намерение другого человека. Используйте внутреннее намерение других,, а не свое собственное.
Течение отношений
Обычно либо вы, либо ваша фирма в конечном итоге производит то, что потребляется другими людьми. Как побудить людей захотеть покупать именно эту продукцию? Если вам кажется, что они будут покупать только потому, что она просто великолепна, то это заблуждение. Типичной ошибкой будет позиция внутреннего намерения: «Мы создаем шедевры, поэтому люди непременно будут их покупать».
Позиция внутреннего намерения делает тройную ошибку. Во‑первых, фраза «мы создаем шедевры» подчеркивает внутреннюю важность. Вы считаете свое творение совершенным, значит, это для вас важно. А коли так, не получится оценивать его объективно. Ведь вы неравнодушны к нему. Во‑вторых, внутреннее намерение направлено на то, чтобы продать ваше творение людям. Они не захотят его покупать, потому что с их точки зрения это вовсе не шедевр, и чье‑то намерение продать их совсем не интересует. И наконец, самая главная ошибка в том, что внутреннее намерение сосредоточено на самой продукции, а не на потребностях покупателей. Узкая направленность внутреннего намерения приведет тому, что вы создадите совершенный продукт, который окажется никому не нужным. Так очень часто случается.
Позиция внешнего намерения состоит в том, чтобы определить, чего хотят люди, чего им не хватает, в чем они нуждаются, что ими движет, что их интересует. Внешнее намерение направлено по течению вариантов. Занимаясь производством «шедевра», взятого с потолка собственным разумом, вы пытаетесь двигаться против течения. Разум всегда склонен идеализировать свои способности. Он целиком и полностью увлекается процессом творения, не видя ничего вокруг. Разум норовит все подчинить своему контролю. Но покупательский спрос с трудом подчиняется управлению и всегда движется по течению в своем русле. Чтобы как‑то направлять течение спроса, требуются большие средства на рекламу, но и это не всегда срабатывает.
Разум не в состоянии предсказать тенденции спроса. Да и не нужно. Все, что вам нужно, — это идти в ногу с течением и подмечать малейшие изменения в его направлении. Нет необходимости изобретать предмет спроса. Почти все изобретения, которые опережают свое время, не находят применения. Это не значит, что не следует вообще создавать принципиально новое. Речь о том, что если вы рассчитываете получить доход от сотворенного вами шедевра, который опережает течение вариантов, тогда ваша ставка будет, скорее всего, проиграна. Конечно, если находка действительно гениальна, она может взорвать рынок. Но такое бывает редко.
Гарантированный успех ожидает только предприятие, направленное на удовлетворение текущего спроса. Вот теперь вернемся снова к поставленному вопросу: как побудить людей захотеть покупать вашу продукцию? Ответ будет такой: никак. Сделать это если не невозможно, то очень трудно. Внутренним намерением вы будете стремиться навязать свой товар. Внешнее намерение, двигаясь по течению, стремится определить, чего люди хотят и чем они пресытились. Спрос определяется течением вариантов. Течение вариантов уже содержит в себе все ответы, и только оно может дать гарантию успеха.
Недаром многие фундаментальные открытия или изобретения делаются почти одновременно и независимо несколькими людьми. В этом проявляется феномен движения материальной реализации в пространстве вариантов. То, что должно произойти, случается в свое время. Леонардо да Винчи предвосхитил многие изобретения, которые только сейчас воплотились в материальной реализации.
Казалось бы, все это и так очевидно. Однако разум постоянно забывается и стремится вырваться из потока и подчинить течение своему контролю. Я уже говорил, что течение вариантов — это роскошный подарок для разума. Нужно постоянно об этом помнить и пользоваться такой удачей. Тогда множество проблем и препятствий пройдут стороной.
Значительная часть проблем в отношениях людей является следствием борьбы разума с течением вариантов. Критика — это одно из проявлений такой борьбы. Критика является прямым порождением внутреннего намерения. Поощрение и ставка на положительные качества человека относятся к внешнему намерению. Критиковать человека — это то же самое, что бороться с окружающим миром. Никаких дивидендов это не принесет, если не считать дивидендом стремление излить свою желчь и досадить противнику. Поощрение, напротив, является движущей силой по отношению к людям. Обвиняя и критикуя человека, вы пытаетесь воздействовать на него своим внутренним намерением. Подчеркивая е'го достоинства (несмотря ни на что), вы ничего не теряете, но позволяете ситуации развиться в собственную пользу.
Не обвиняйте других ни в чем. Многие люди склонны укорять себя сами и носить в себе чувство вины. Но никто не расположен терпеть упреки в свой адрес со стороны других. Человек, осуждая себя, может дойти даже до садомазохизма. Однако обвинения со стороны других всегда воспринимаются болезненно.
Человек будет испытывать обиду в любом случае, даже если он неправ и обвинение справедливо. Ну а вам‑то какой от этого прок? Вылить свою желчь? Но ведь вы тем самым создаете избыточный потенциал и сами же от этого пострадаете. Если главная цель — убедить человека в его неправоте, вы этого опять же не добьетесь. Выслушивая ваши обвинения, он едва ли целиком признает, что не прав, даже если на словах согласится. Пытаясь обвинением самоутвердиться за чужой счет или установить власть, вы можете добиться результатов. Но в таком случае станете манипулятором.
Если перед вами не стоит ни одна из этих целей, откажитесь от критики и обвинений. Осуждая и критикуя людей, вы лупите руками по воде и пытаетесь плыть против течения. Махните рукой на чужие недостатки и думайте только о достоинствах. Это есть движение по течению, и оно принесет неоценимую выгоду.
Если ваш Смотритель не спит, он всегда поможет найти объяснение, почему человек, которого вы собираетесь осудить, поступает именно так. Смотритель, являясь вашим внутренним наблюдателем, не позволит с головой уйти в игру и затеять спор или ссору. Посмотрите на игру со стороны как зритель, вспомните, что критика не принесет ничего, кроме вреда, и двигайтесь по течению.
Обвинения и критика не могут играть позитивную роль, поскольку выбивают человека из колеи, из течения, по которому он двигался. Течение вело его к определенной цели. Ведь все люди руководствуются своими побуждениями и устремлениями. Поощряя человека (несмотря ни на что), вы направляете его в выгодное для себя русло, не сбивая с течения и не противореча его устремлениям. Таким образом, ваши и его желания становятся параллельными. Ничьи права не ущемляются, ничье самолюбие не страдает, а интересы становятся общими.
А вам нравится критика в свой адрес? Вы либо не терпите эту критику, либо пытаетесь себя убедить в том, что она справедлива. И в том и в другом случае вы не принимаете критику, если, конечно, не развили в себе комплекс вины. Критика может подстегнуть, заставить действовать «так, как надо». Однако заставить можно только разум. Душу заставить невозможно. Она всегда либо делает то, что хочет, либо мешает разуму делать то, что положено. Критика делает душу врагом разума, а поощрение — союзником.
Таким образом, поощрение является созидающей силой, а критика разрушающей, деструктивной. Именно поэтому кадры для менеджмента предприятий набираются так, чтобы будущие руководители ориентировались не на критику плохой работы, что умеет делать любой головотяп, а были способны организовать атмосферу энтузиазма, при которой люди сами хотят работать хорошо. А когда так получается? Когда люди, делая общее дело, чувствуют свою личную значимость.
Если хотите нажить себе врагов, спорьте и доказывайте свою правоту во что бы то ни стало. В главе «Течение вариантов» мы уже обсуждали, насколько бессмысленно и вредно стремление доказать свою правоту любой ценой. Если спор имеет для вас принципиальное значение, когда ваши интересы действительно не позволяют уступить свою позицию, — спорьте. В остальных случаях предоставьте право колотить руками по воде другим.
Никаких дивидендов собственный выигрыш в полемике вам не принесет. А вот врага вполне можете заиметь. Если человек с уверенностью городит чушь, и вы даете ему это понять, он никогда с подобным не согласится. Или, точнее, будь у него склонность к самобичеванию и обостренное чувство вины, он может согласиться. Но нужна ли победа над таким человеком? Если ваши интересы никак не пострадают, позвольте другим утверждать то, с чем не согласны. Таким образом вы не создаете избыточных потенциалов и не боретесь с течением.
Спорящие люди обычно с головой погружены в игру. Они спят беспробудным сном. Чтобы не дать себя вовлечь в игру, необходимо проснуться и активизировать внутреннего Смотрителя. Если в полемике участвует несколько человек, спуститесь в зрительный зал и понаблюдайте за игрой оттуда. Возьмите себе роль рассудительного зрителя — и получите огромное преимущество. В то время как каждый участник пытается реализовать свое внутреннее намерение, доказывая свою точку зрения, вам придет в голову решение, которое не видит никто из спорщиков. Только не надо это решение всем навязывать. Главное — предложить, а копья пусть ломают другие.
Если вы победили в споре, считайте, что потерпели поражение. Даже если оппоненты формально признали вашу правоту, будьте уверены, в мыслях они найдут массу неформальных доводов в свою пользу. В любом случае проигравший в споре получает удар по своей значимости. А кто наносит этот удар? Тот, кто сумел настоять на своей точке зрения.
Ведь вам бы не хотелось ударить этого человека по лицу? Точно так же вы должны не хотеть нанести удар по чувству собственной значимости другого. Люди очень часто наносят такую обиду друг другу. Эта обида носит всегда скрытый характер, потому что переносится молча. Люди не любят открыто демонстрировать свое стремление утвердить значимость. Подразумевается, что значимость уже и так имеется, поэтому никто не желает показывать, что борется за свою значимость, хотя все делают это на каждом шагу.
Если человек получил удар по своей значимости и промолчал, не думайте, что он нисколько не задет или смирился с ударом. Обида будет жить — не в сознании, так в подсознании. Вы победили в споре, и вам кажется, что тем самым повысили свою значимость. Но вы это сделали за счет понижения значимости оппонента. Сами понимаете, скрытая обида, которая всегда при этом возникает, не несет ничего хорошего. К тому же побежденный оппонент ни за что не признает эту вашу значимость.
Есть один великолепный способ настроить человека против себя — дать ему понять, насколько вы хороши по сравнению с ним. Не сотвори себе кумира и не сотвори себе врага — вот главный лозунг отношений по течению. Избегайте, как чумы, попыток задеть чувство значимости людей. Пусть это станет своеобразным табу. Тем самым вы избавите себя от массы проблем и неприятностей, причины которых не будут понятны из‑за скрытой природы удара по чужой значимости.
Чем занимается спорящий с вами человек? Защитой собственной значимости в той или иной форме. Пойдите ему навстречу. Согласитесь с тем, что он говорит. А согласившись, вы дадите ему то, чего он добивался. Теперь можете спокойно поговорить о вашей точке зрения. Не навязывать, не доказывать, а просто поговорить. В этом случае вы не только двигаетесь по течению, но и используете внешнее намерение. В итоге получите непревзойденный результат. Такого результата вы не добьетесь никакими прочими интеллектуальными ухищрениями.
В самом начале беседы с человеком необходимо настроиться так, чтобы вы оба смотрели в одну сторону. Если первое, что ответит человек на вашу фразу, будет слово «нет», считайте, что дальше уговаривать его бесполезно. Он повернулся в другую сторону, и двигаться по течению вместе с партнером он не будет. Важно с самого начала сделать так, чтобы человек сказал «да». Никогда не начинайте беседу с острых углов. Начните с чего угодно, только бы собеседник с вами согласился. После этого можно плавно переводить разговор на спорные вопросы. Теперь появилось гораздо больше шансов, потому что вы по инерции двигаетесь по течению в одном направлении, и излучение ваших мыслей не входит в диссонанс с излучением мыслей партнера.
Если вы где‑то допустили промах и ожидаете справедливого обвинения, не готовьтесь к обороне. Просто признайте свою ошибку упреждающе. Тот, кто собирается обрушить на вас гнев правосудия, скорее всего, сразу примет великодушную и снисходительную позицию. В таком случае нельзя сказать, что лучшая защита — это нападение. Получается, вы заранее согласились с линией оппонента и тем самым дали зеленый свет его внутреннему намерению. Своим упреждающим повиновением вы реализуете его внутреннее намерение поставить вас на место и заодно повысить свою значимость. Но поскольку делаете это не вынужденно, а по своей воле, ваша значимость от этого никак не страдает. Таким образом вы убиваете двух зайцев: повышаете значимость оппонента, за что он будет благодарен, и не роняете свою.
Защищая свои ошибки, вы гребете против течения и отдаете энергию маятникам. Желание во что бы то ни стало оправдаться вызвано повышенным уровнем внутренней важности. Сбросьте с себя этот непосильный груз, подарите себе право на ошибки и позвольте себе их делать. Не защищайте свои ошибки, а сознательно признавайте их. Вам сразу станет жить значительно легче.
Я уже говорил, что замечания людей, которые вас раздражают, могут быть весьма полезны. Предложения других, которые вы по первому побуждению расположены встретить в штыки, в конечном итоге оказываются не лишенными смысла. Вас задевают замечания и предложения окружающих, если вы сами в чем‑то завысили уровень внутренней важности. Отбросьте важность, перестаньте сопротивляться течению и признайте чужую правоту или хотя бы примите ее к сведению.
Скажите этому человеку, что он действительно был прав, когда говорил то‑то. Увидите результат. Можно было бы и не говорить ему, но все‑таки сделайте это. Ведь вы ничего не теряете. Каждый ошибается — и дурак, и умный. Но в отличие от первого умный признает свои ошибки. Так вот, признав вслух, что человек был тогда прав, вы сразу добьетесь его расположения.
Люди живут в агрессивном мире маятников, где нужно ежеминутно отстаивать свои позиции и защищаться. А тут вы сами предлагаете человеку сделать это за него. На данный момент проблема защиты своих позиций по отношению к вам у этого человека решена. Он сразу же испытывает облегчение. Он вам благодарен за то, что помогли ему в схватке. Вы для него уже не потенциальный противник, а союзник. Вся эта ситуация мгновенно прокручивается в голове вашего партнера на подсознательном уровне. Вы мыслите точно так же, когда спите наяву. Но если практикуете осознанность, вам будет нетрудно и даже интересно взять на себя роль свидетеля чужой правоты.