Стимульный материал Бланк для заполнения

           
           
           
           
           

Числа записываются построчно, никаких отметок в левом квадрате делать нельзя.

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма – 22 числа и выше.

Методика удобна при групповом обследовании. Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора.

Ключ

Методика «Числовой квадрат»

Методика предназначена для оценки объема, распределения и переключения внимания. Применяется как в группе, так и индивидуально.

В квадрате с 25-ю клетками в случайном порядке расположены числа от 1 до 40. 15 чисел пропущено. Обследуемый должен зачеркнуть в числовом ряду числа, которые отсутствуют в квадрате.

Инструкция: Перед вами квадрат с 25 числами и числовой ряд из 40 чисел. Вам необходимо зачеркнуть в числовом ряду 15 чисел, которые отсутствуют в квадрате. Желательно работать без исправлений. Время выполнения – 1,5 минуты.

Стимульный материал:

Оценка результатов.

При обработке подсчитывается количество правильных ответов. Пропуск и исправления считаются ошибкой.

Шкала бальных оценок (распределения внимания)

Количество верных ответов 12–13 10–11 8–9 6–7
Оценка в балла

Ключ

Тест «Корректурная проба»

(Оценка устойчивости внимания)

Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы» (см. приложение 1) разъясняет по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!» – Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой – ключом к тесту.

Из протокола занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ

Учащийся __________________________________________ Класс ______

Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________

Показатели Результаты
Количество просмотренных за 10 мин, букв  
Количество правильно вычеркнутых букв  
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть  
Точность выполнения задания, %  
Оценка точности, баллы  
Оценка продуктивности, баллы  
Оценка устойчивости внимания, баллы  

Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле:

К = 100 %

где К – точность, n – количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m – количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей до 10–15 ошибок при десятиминутной работе.

С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания, необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью табл. 1.1, полученной путем обычного шкалирования.

Таблица 1.1 Оценка устойчивости внимания в баллах

Продуктивность Точность Продуктивность Точность
знаки баллы % баллы знаки баллы % баллы
менее 1010 менее 70 2660–2825 84–85
1010–1175 70–72 2825–2990 85–87
1175–1340 72–73 2990–3155 87–88
1340–1505 73–74 3155–3320 88–90
1505–1670 74–76 3320–3485 90–91
1670–1835 76–77 3485–3650 91–92
1835–2000 77–79 3650–3815 92–94
2000–2165 79–80 3815–3980 94–95
2165–2330 80–81 3980–4145 95–96
2330–2495 81–83 4145–4310 96–98
2495–2660 83–84 более 4310 более 98

Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А = В + С, где В и С – балльные оценки продуктивности и точности соответственно.

Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по табл. 1.2.

Таблица 1.2 – Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки

Шкаль-ные оценки Устойчи-вость внимания Переклю-чение внимания Объем внимания Шкаль-ные оценки Устойчи-вость внимания Переклю-чение внимания Объем внимания
более 50 более 217 менее 115 25–27 172–181 216–235
23–24 158–171 236–265
48–49 214–216 116–125 20–22 149–157 266–295
46–47 211–213 126–135 16–19 142–148 296–335
44–45 208–210 136–145 14–15 132–141 336–375
39–43 205–209 146–155 12–13 122–131 376–405
36–38 201–204 156–165 9–11 114–121 406–455
34–35 195–200 166–175 110–113
31–33 189–194 176–195
28–30 182–188 196–215 менее 9 менее 109 более 456

«Корректурная проба»

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшряцп

лкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщьюхэчфцплкдзтжб

смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш

оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьщйюхэчфьйщаплктжбшдз

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйшьйюхэчфцплкдзтж

смвыгуттжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбряцплкдзюхэчфш

йшьюфчэкюздклпцярщбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйюхэчфцплкдзтж

смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш

йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюххэчфряьщьйщьйюхэчфцилкдздтж

смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш

йщьфчэхюздклпцяршбэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшрясмвыгуоенаисцплкдзюхэчфряьщьйщьюхэчфцплкдзтж

йщьфчэхюздклпцяршбжтугьгвмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйщьйюхэчфцплкд

йщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэифцплкдзтжбря

ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря

ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшрядплкздюхчэфьшисмвыгуоенаийьщюхэчфшплкдзтжбря

цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй

ряцплкдзюхэчфшьишьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьюсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря

цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцилкдзй

ряцплкдзюхэчфщьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря

цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй

ряцплкдзюхэчфшьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмвыгутжбшряцплкдщюхэчфщьйоенаисмвыугтжбярцпш

цплкдзюхэчфшьйтжбршясмыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй

Ключ

оенасимвыгутжбщряцпзлкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшляцп

лкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщыохэчфцплкдзтжб

смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйпжжбряцпллкдзюхэчфш

оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьшйюхэчфьйшаплктжбшдз

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйшьйюхэчфцплкдзтж

смвыгтужбшяроенаицплктзюхэчфшьйтжжшряцплкдзюхэчфш

йшььфчэкюздклпняршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйшьйюхэчфцплкдзтж

смвыгутжбшяроенаисцплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш

йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчпряьщьйщьйюхэчфцилкдзэж

смвыгутжбшяроенаицплккдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш

йшьфчэхюздклпцяршюэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэцфшьйоенаисмвыуетжбярцпш

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьшьйщьйюхэчфтплкдзтж

йщьфчэхьюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыгуоенаитжбшряцп

оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряъщьйщьйщьйюхэчфцплкд

нщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыукоенаитжбшряцп

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэмчфшьйоенаисмвыуктжбярцпш

тжпшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьшюхэифцплкдзтжбря

ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхячпшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря

ряцплклзюхэчфшьйшьйюхэчфцплклзяршбжтсмвыгуианеосмт

цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцпклэй

оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшрядплкздюхээфьшисмвыгуоенаийьшюхэчфшплкдзтжбря

цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплклэй

ряцплкдзюхэчфшьишьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмвыгутжбшряцплклзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьюйсмвыугоенаийьшюхэчфцплклзтжбря

цплклзюхэчфшьйтжбряшясмвыгуоенаисмвыгутжбрясилкдэй

ряцплкдзюхчфшьйщьйюхэчфцплдкзяшрбжтсмвыгуианеосмтс

оенаисмвыгутжбшряцплкдзихэчфщьиоенаисмвыугтжбярцпш

тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря

цплкдзюхэчфщбйтжьршясмвугуоенаисмывгутжбшряцплкдзй

ряцплкдзюхэчфщьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт

оенаисмбыгутжбшряцплкдщюхэчфшьйоемаисмвыугтжбярцпш

цплкдзюхэчфщьйтжбршясмыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй

тест «таблица горбова-шульте»

(Оценка переключения внимания)

Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова – Шульте размером 49 х 49см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета (рис 2), секундомер и указка. Обязательно заранее подготовить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.

Рисунок 1.2 – Черно-красная таблица Горбова – Шульте для исследования переключения внимания.

Примечание. Выделенные цифры – черные.

Порядок работы. Занятие проводится индивидуально с каждым испытуемым. Перед ним вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24.Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25, а красные – в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Экспериментатор в протоколе фиксирует время отдельно по каждому из пяти этапов (по десять цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка – ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и, наоборот; замена цифры – изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета – вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

Время выполнения задания приблизительно 90 сек.

Протокол исследования оценки переключения внимания

Регистрация времени по этапам, с Черные цифры Регистрация ошибок Красные цифры Регистрация ошибок
     
     
t 1    
     
     
     
     
t 2    
     
     
     
     
t 3    
     
     
     
     
t 4    
     
     
     
     
t 5    
     
       

Обработка результатов: Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов, и замедления их подвижности к концу выполнения задания.

При обработке результатов рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле:

А = Т – С, где

А – показатель переключения внимания,

Т и С – балльные оценки времени и ошибок соответственно.

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в табл. 3,4.

Для сопоставления межмодальных аттенционных характеристик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (табл.1.3).

Таблица 1.3 – Балльная оценка переключения внимания

Этапы
время балл время балл время балл время балл время балл
менее 16 менее 29 менее 32 менее 28 менее 30
17–21 29–34 31–40 29–34 31–34
22–26 35–39 41–48 35–39 35–38
27–30 40–44 49–56 40–45 39–42
31–35 45–49 57–64 46–50 43–46
36–40 50–54 65–76 51–56 47–50
41–45 55–59 77–84 57–62 51–54
46–50 60–64 85–92 63–67 55–58
51–54 65–69 93–100 68–73 59–62
55–59 70–74 101–108 74–78 63–66
60–64 75–79 109–116 79–84 67–70
65–69 80–84 117–124 85–90 71–74
70–74 85–89 125–132 91–95 75–78
75–78 90–94 133–140 96–101 79–82
79–83 95–99 141–148 102–106 83–86
84–88 100–104 149–156 107–112 87–90
89–93 105–109 157–164 113–118 91–94
94–98 110–114 165–172 119–123 95–98
99–102 115–119 173–180 124–129 99–102
103–107 120–124 181–188 130–134 103–106
108–112 125–129 189–196 135–140 107–110
113–117 130–134 более 196 141–146 111–114
более 117 135–139 147–151 115–118
более139 более 151 119–122
более 122

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо, в результате сопоставления данных, сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по обследуемым группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, то есть, в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от среднегрупповых показателей. И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осуществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

Таблица 1.4 Бальная оценка ошибок переключения внимания

Этапы Количество ошибок Ошибки, баллы
цвета числа порядка
I  
II 1,5 4,5 1,5 4,5 7,5 4,5
III 4–5
IV 1,5
V 1,5

ТЕСТ «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ»

(Оценка объема динамического внимания)

Методика заимствована из психологии труда (так называемые таблицы Шульте), но имеет большое применение в области патологии. Может быть использована для исследования психического темпа, точнее для выявления скорости ориентировочно-поисковых движений взора, для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям).

Для проведения опыта нужно иметь пять таблиц размером 60x60 см с написанными на них в беспорядке числами от 1 до 25 (рис. 1.1) На каждой из пяти таблиц числа расположены по-разному. Кроме того, нужен секундомер и небольшая, примерно в 30 см, указка. Опыт можно проводить с испытуемыми, имеющими не меньше 4 классов образования.

Рисунок 1.1. Таблицы для отыскивания чисел.

   
   
   
   
   
                                 
             
             
             
             
             

Испытуемому мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Далее таблицу прикрывают, т.е. кладут на стол числами книзу и продолжают инструкцию: «Вы должны будете вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку от 1 до 25. Постарайтесь делать это как можно скорее, но не ошибаться, понятно?» (Если испытуемый не понял, ему объясняют снова, но не открывая таблицу). Затем экспериментатор одновременно ставит таблицу прямо перед лицом больного вертикально на расстоянии 70 – 75 см от него, и, включая секундомер, говорит: «Начинайте!»

Пока испытуемый показывает и называет числа, экспериментатор следит за правильностью его действий, а когда испытуемый называет число «25», экспериментатор останавливает секундомер.

После первой таблицы без всяких дополнительных инструкций испытуемому предлагают таким же образом отыскивать числа на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й таблице.

Протокол опыта приобретает следующий вид:

Таблица Время в секундах Примечания
   
   
   
   
   

В примечаниях должно быть отмечено, равномерно ли испытуемый отыскивает числа или изредка подолгу не может найти какое-нибудь одно число.

При оценке результатов прежде всего становятся заметны различия в количестве времени, которые испытуемый тратит на отыскивание чисел одной таблицы. Психически здоровые молодые люди тратят на таблицу от 30 до 50 секунд, чаще всего 40 – 42 секунды.

В норме на все таблицы уходит примерно одинаковое время.

Методикой можно пользоваться для повторных проб. При этом нет необходимости менять таблицы – можно пользоваться теми же пятью таблицами в первый, второй и, если нужно, в третий раз.

Методы диагностики памяти

Наши рекомендации