Психологическое сопровождение акцентуированных подростков
№ п/п | Тип акцептуации | Основные признаки | Положительные качества | Формы дезадаптации | Провоцирующие факторы | Рекомендации | Психологические упражнения для акце 1 ггуи рованньиподростков | ||||||||||||||||||||||
Гипертимная (приподнятое настроение, повышенная активность) | Стремление к лидерству, смена увлечений, склонность к переоценке возможностей, повышенная активность, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к риску. Экстра верти -рованность | Предприимчивость. Быстрота усвоения учебного материала. Легкость общения. Активность, энергичность, выносливость.-Умение вызывать доверие. Находчивость в нестандартной ситуации. Готовность быть ответственным | Авантюризм. Неустойчивость. Склонность к алкоголю. Отвле-каемость. Склонность к риску. Недисциплинированность. Прогулы, конфликты со взрослыми | Безделье. Ограничение выбора. Одиночество. Регламентирование деятельности. Эмоциональная ответственность. Жесткий контроле | Разнообразие деятельности и контактов. Деятельность в коллективе. Демократический стиль общения | Полный порядок, конец — делу венец,планирован-ность | |||||||||||||||||||||||
Циклоидная (эйфория — дисфория) | Эйфория — гипертимы, дисфория — неустойчивые. Скрытый тип | По фазам | Перегрузки, притеснения, неожиданность | Гибкая тактика в зависимости от фазы | Полный порядок, конец — делу венец (эйфория). Победитель; шут; похвала (дисфория) | ||||||||||||||||||||||||
Неустойчивая (безволие) | Непоседливость, непостоянство, зависимость от других, внушаемость, пассивность в деятельности, стремление к праздности и поверхностным увлечениям | Умение не переутомляться, получать сильные впечатления, доверчивость, открытость, уел уж -ливость | Побеги из дома, делинк-вентное поведение, аддитивное поведение | Бесконтрольность, нецеленаправленное воспитание о | Твердое, властное руководство, строгий режим, порядок, группа с + установками | Флегматик, репортер, тимуровец, золушка, делу— время, постоянное хобби | |||||||||||||||||||||||
Лабильная {подвижность, крайняя изменчивость настроения) | Немотивированная смена настроения, чувствительность к чужому мнению, ранимость, раздражительность, болезненность, зависимость состояния от настроения, | Общительность, добродушие, чуткость, привязанность, увлечения — музыка, общение в компаниях | Аффектное поведение. Неврозы, депрессия. . Демонстративные побеги. Суицидальное поведение. Гомосексуализм | Отвержение близких, потери, утраты | Позиция друга — учителя. Одобрение и ■ эмоциональная поддержка. Эмпатия | Аналитик, единственная роль, раздражение отменяется | |||||||||||||||||||||||
вспыльчивость, слабый самоконтроль, конфликтность | |||||||||||||||||||||||||||||
Конформная (соглашательство, подчинение мнению группы) | Отсутствие личностного отношения к миру, жизнь по правилу «как все», чрезмерная приспособляемость ценой личностных жертв, некритичность поведения, несамостоятельность, безволие | Преданность группе, консерватизм, стремление к устой-чииости, уживчивость | Участие в групповых правонарушениях и преступлениях | Отрицательный пример, группа, смена коллектива | Позиция опекающего, развитие критического мышления. Развитие рефлексивного поведения | Лидер, собственное мнение, оппонент, разногласие | |||||||||||||||||||||||
Истероидная (жажда внимания, потребность удивлять, восхищать, вызывать сочувствие) | Завышенная самооценка, похвальба несуществующими достижениями, неспособность переносить удары по эгоцент- | Упорство, инициативность, коммуникабельность, активность, организаторские способности, энергичность (спринтер) | Демонстративное поведение, эгоцентризм, аффектное поведение | Публичное лишение ореола, развенчание, изоляция, серость | Позиция родителя или зрителя. Игнорирование демонст-рати иного поведения. Представление «сцены» | ||||||||||||||||||||||||
ризму, ненасытная жажда поклонения, стремление быть «па сцене», дружба с неизвестными людьми | о | ||||||||||||||||||||||||||||
Шизоидная (замкнутость и отгороженность) | Чудаковатые поступки, трудности контактов, * эмоциональная холодность, общение со взрослыми, фантазирование и резонерство, малая активность (физическая и интеллектуальная) | Холодный ум, способпостьк нестандартному мышлению, увлеченность, способность работать в одиночку, аналитические способности | Побеги. Асоциальное поведение борца за справедливость. Аддитивное поведение. Сексуальные' суициды. Фантазии | Насильственное помещение в группу. Эмоциональные контакты. Лидерство | Анонимное обсуждение. Телесно-модульные занятия. Позиция учителя, разубеждаю- ' шего, опровергающего неполноценность | Оратор, массовик-затейник, сопереживание | |||||||||||||||||||||||
Астеноневро-тическая(повышенная утомляемость, ипохондрия) | Раздражительность, вялость, пугливость, неуверенность, тревожность, склонность к неврозам, жалобы, постоянное недовольство «все плохо и все плохие» | Способность рассчитывать на свои силы, аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость < | Аффектное поведение. Школьная тревожность.Д ид акто гении | Инвалидизация, гипер- и гипо-опека. Конфликты | Посильные требования, режим, сбалансированное отношение | Победитель, шут, \ яканье, мои досто- \ инства, помощь другим, жизнь прекрасна, я хороший, ты хороший | |||||||||||||||||||||||
Эпилептоид-ная (склонностью тоскливо-злобному настроению) | Вязкость, инертность, бережное соблюдение своих правил, грубость, стремление сорвать злость на окружающих. Льстивость к руководителям, деспотизм, мстительность среди сверстников | Упорство вдостижении цели, пунктуальность, обязательность, выносливость, внимание к мелочам | Сексуальные отклонения. Склонность к азартным играм. Воровство, алкоголизация, аффектное поведение | Отсутствие эмоционального тепла, жестокость, ущемление эгоистических интересов | Опора на бережливость, аккуратность, способность к ручному мастерству, склонность ккоммерции, тактичность | Добрая улыбка, я рад тебя видеть, приятный разговор, деньбез замечаний, день прошедший, исполнение желаний, ведомый, созерцатель, мудрец | |||||||||||||||||||||||
10 Сензитивная (чрезмерная чувствительность) | Мнительность, пугливость, замкнутость, СКЛОННОСТЬ К самобичевание, повышенная впечатлительность, комплекс неполноценности, привязанность к родителям и друзьям | Острое нравственное зрение, способность чувствовать внутреннюю суть, ориентация наистинные чувства | Социальная отгороженность. Побеги в результате психических травм, суицид, попытки реакции компенсации и гиперкомпенсации | Эмоциональная ответственность, домашняя гиперпротекция, повышенная моральная ответственность с | Длительные разубеждения, демонстрация нужности для других, опора на интуицию, эстетические увлечения | Полный покой души, приятное событие, идеальный день, идеальное окружение, киногерой, встречный пример | |||||||||||||||||||||||
11 Психостепн-ческая (тревожная мнительность) | Робость, страхи, нерешительность, педантизм, повышенная чувствительность к порядку, опасение за будущее свое и своих близких, навязчивые идеи, суеверность | Интересы, способность брать на себя ответственность за других, эмоциональная Привязанность к матери, ответственность за дело | Невротические заболеванияв будущем. Легкая . юрсноси-мость невзгод в настоящем | Повышенная ответственность, ситуация выбора, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность | Рациональное разубеждение. Поощрение реальной деятельности. Занятие спортом без соревнований | Риск — благородное дело, решительность, внутренние голоса | |||||||||||||||||||||||
2. Работа с классными руководителями (сообщение о возможностях и ограничениях каждого подростка).
Подведение итогов, выделение функций психологического и педагогического сопровождения проблемных подростков, планирование последующей работы.