Вопрос 22. Изучение и освоение передового опыта в деятельности социального учреждения.
Изучение и освоение передового опыта. Независимо от специализации социального учреждения для повышения эффективности его деятельности важно владеть информацией о передовом опыте. Это позволяет иметь представление о том, на каком уровне находится наша практика. Учреждение-лидер, имеющее передовой опыт в какой-либо области деятельности, обладает:
1) своеобразными ноу-хау, т. е. лучше знает и лучше умеет решать определенные практические проблемы по сравнению с другими аналогичными учреждениями;
2) кадрами, которые обладают корневыми компетенциями, являются носителями ноу-хау и превращают их в требуемые результаты;
3) очными и/или заочными конкурентными преимуществами благодаря владению и применению на практике своих ноу-хау.
Для деятельности социальных учреждений передовой опыт является своеобразными практическими подсказками более эффективного решения самых различных проблем управления. В этой связи закономерным считается вопрос: "Что означает использование передового опыта?"
При ответе на данный вопрос следует выделить следующие существенные проблемы.
1. Необходимо каким-то образом получать информацию о передовом опыте, т. е. какое социальное учреждение обладает тем передовым опытом, который нам необходим. На практике используются постоянные поисковые технологии и "по требованию".
Для постоянных поисковых технологий характерна специализация работника или подразделения (отдела), главная задача которых состоит в постоянном поиске, анализе, систематизации и информационном закреплении (в формате картотеки, обзоров, специальной библиотеки и др.) передового опыта.
Поисковые технологии "по требованию" основаны на удовлетворении разовых запросов на адреса и содержание передового опыта. Такие технологии обходятся значительно дешевле по сравнению с предыдущими, поскольку основаны на цепочке действий "понадобилось — нашли — изучили".
2. Использовать передовой опыт — это прежде всего учитывать специфику своего социального учреждения. Как показывает общемировая практика, передовой опыт становится неэффективным и даже может принести вред именно по причине прямого подражания. Поэтому этот опыт модифицируется и интерпретируется сообразно специфике конкретного учреждения, его организационной культуры.
3. Использовать передовой опыт — это улучшать его или превращать в еще более передовой на основе реалистичной оценки плюсов и минусов. Нет идеального передового опыта, хотя всегда находятся идеалисты. Определенная доля консерватизма и пессимизма — это нормальная составляющая в отношении к передовому опыту.
4. Использовать передовой опыт — это искать и находить в нем то, что может способствовать сохранению и укреплению наших плюсов и/или нивелированию наших минусов. То есть он может представлять собой определенную подсказку в творческом поиске и решении самых разных проблем.
5. Внедрение более или менее объемной инновации, взятой из передового опыта, сопряжено с определенными сложностями и трудностями. Поэтому передовое социальное учреждение можно рассматривать как экспериментальную площадку, на которой это произошло раньше и ее опыт в этом отношении представляет немаловажный интерес.
Для деятельности ряда социальных учреждений в силу определенных причин свойственен синдром неприятия передового опыта. Они варятся в собственном соку и считают это вполне нормальным. По истечении какого-то времени руководство вдруг обнаруживает и осознает отставание не по одному, а по нескольким направлениям деятельности.
Отставание — незаметная и коварная болезнь, Одна из существенных причин этой болезни — предпочтение "своего опыта", которое можно выразить с помощью следующей формулы:
Свой опыт = Своя практика + Неприятие передового опыта.
Эту болезнь лечат с помощью разных средств, включая и освоение передового опыта. Тогда данная формула принимает другой вид:
Свой опыт + Передовой опыт = Инновационные результаты.
Самое главное в этой формуле — умение превратить передовой опыт в инновации, позволяющие более эффективно управлять внутриорганизационными системами и процессами.