Вопрос 22. Изучение и освоение передового опыта в деятельности социального учреждения.

Изучение и освоение передового опыта. Независимо от спе­циализации социального учреждения для повышения эффектив­ности его деятельности важно владеть информацией о передовом опыте. Это позволяет иметь представление о том, на каком уровне находится наша практика. Учреждение-лидер, имеющее передо­вой опыт в какой-либо области деятельности, обладает:

1) своеобразными ноу-хау, т. е. лучше знает и лучше умеет решать определенные практические проблемы по сравнению с другими аналогичными учреждениями;

2) кадрами, которые обладают корневыми компетенция­ми, являются носителями ноу-хау и превращают их в требуе­мые результаты;

3) очными и/или заочными конкурентными преимуще­ствами благодаря владению и применению на практике своих ноу-хау.

Для деятельности социальных учреждений передовой опыт является своеобразными практическими подсказками более эффективного решения самых различных проблем управления. В этой связи закономерным считается вопрос: "Что означает использование передового опыта?"

При ответе на данный вопрос следует выделить следующие существенные проблемы.

1. Необходимо каким-то образом получать ин­формацию о передовом опыте, т. е. какое социальное учрежде­ние обладает тем передовым опытом, который нам необходим. На практике используются постоянные поисковые технологии и "по требованию".

Для постоянных поисковых технологий характерна специа­лизация работника или подразделения (отдела), главная задача которых состоит в постоянном поиске, анализе, систематизации и информационном закреплении (в формате картотеки, обзоров, специальной библиотеки и др.) передового опыта.

Поисковые технологии "по требованию" основаны на удо­влетворении разовых запросов на адреса и содержание передо­вого опыта. Такие технологии обходятся значительно дешевле по сравнению с предыдущими, поскольку основаны на цепочке действий "понадобилось — нашли — изучили".

2. Использовать передовой опыт — это прежде всего учитывать специфику своего социального учреждения. Как показывает общемировая практика, передовой опыт становится неэффективным и даже может принести вред именно по причине прямого подражания. Поэтому этот опыт модифицирует­ся и интерпретируется сообразно специфике конкретного учреждения, его организационной культуры.

3. Использовать передовой опыт — это улучшать его или превращать в еще более передовой на основе реали­стичной оценки плюсов и минусов. Нет идеального передового опыта, хотя всегда находятся идеалисты. Определенная доля консерватизма и пессимизма — это нормальная составляющая в отношении к передовому опыту.

4. Использовать передовой опыт — это искать и находить в нем то, что может способствовать сохранению и укре­плению наших плюсов и/или нивелированию наших минусов. То есть он может представлять собой определенную подсказку в творческом поиске и решении самых разных проблем.

5. Внедрение более или менее объемной инновации, взятой из передового опыта, сопряжено с определен­ными сложностями и трудностями. Поэтому передовое социаль­ное учреждение можно рассматривать как экспериментальную площадку, на которой это произошло раньше и ее опыт в этом отношении представляет немаловажный интерес.

Для деятельности ряда социальных учреждений в силу определенных причин свойственен синдром неприятия пере­дового опыта. Они варятся в собственном соку и считают это вполне нормальным. По истечении какого-то времени руковод­ство вдруг обнаруживает и осознает отставание не по одному, а по нескольким направлениям деятельности.

Отставание — незаметная и коварная болезнь, Одна из су­щественных причин этой болезни — предпочтение "своего опы­та", которое можно выразить с помощью следующей формулы:

Свой опыт = Своя практика + Неприятие передового опыта.

Эту болезнь лечат с помощью разных средств, включая и освоение передового опыта. Тогда данная формула принимает другой вид:

Свой опыт + Передовой опыт = Инновационные результаты.

Самое главное в этой формуле — умение превратить пере­довой опыт в инновации, позволяющие более эффективно управ­лять внутриорганизационными системами и процессами.

Наши рекомендации