Опросные методы и особенности их применения в социально-психологических исследованиях
Анкетные опросы:
экспресс-опрос, групповой или индивидуализированный, очный (раздаточная анкета) или заочный (почтовая анкета, прессовая анкета), массовые или экспертные.
Интервью:
свободное или стандартизированное, клиническое или фокусированное, групповое или индивидуальное, прямое или опосредованное.
В широком смысле опрос включает в себя как интервью, так и анкетирование. В узком смысле термин "опрос" подразумевает только устную беседу, а потому сводится к нескольким видам интервью. Будем придерживаться расширенной трактовки опроса.
В некоторых ситуациях метод опроса оказывается основным, а иногда – единственным способом получения необходимой информации. Например, когда необходима информация о потребностях, интересах, мотивации, мнениях и оценках (отношениях). Кроме того, метод опроса применяется в качестве контрольного (дополнительного) метода, т. е. для расширения возможностей описания и анализа изучаемого явления и перепроверки данных, полученных другими методами.
Опрос предусматривает:
устное или письменное обращение к определённой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов;
регистрацию и статистическую обработку полученных ответов;
теоретическую интерпретацию полученных данных.
Успех опроса во многом зависит от качества вопросов. Следует избегать двусмысленных, неопределённых, неясных или наводящих формулировок и использовать подходящую лексику.
Опрос – это систематизированный сбор информации по изучаемой проблеме в том смысле, что полученные результаты должны быть не только точными, но и типовыми, а кроме того, иметь возможность применить к ним статистические оценки их надёжности и достоверности.
Универсальность метода опроса имеет два измерения – тематическую широту (спрашивать можно обо всём) и широту социального представительства (опрашивать можно всех – пенсионеров, инвалидов, молодёжь и т. д.; тех, кто является клиентами службы, и тех, кто таковым не является).
Искусство применения опросного метода состоит в том, чтобы знать, о чём именно спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что полученным результатам можно верить. Кроме того, следует знать, кого спрашивать, где вести беседу, как обработать данные и нельзя ли эту информацию получить, не прибегая к опросу.
Существуют две большие разновидности опроса – анкетирование и интервью. В свою очередь, каждый из этих видов опроса разделяется на множество подвидов:
по числу опрашиваемых (групповой или индивидуальный);
по месту проведения (дома, на работе, в целевых аудиториях – посетители или клиенты социального учреждения, пациенты поликлиники и т. д.).
Анкеты можно разделить по способу распространения среди опрашиваемых:
раздаточная (курьерская) анкета;
почтовая (рассылается по почте);
прессовая (публикуется в газете или журнале).
Можно классифицировать опросы и по другим основаниям:
количественные (с применением статистики) и качественные (глубинное интервью, фокус-группа);
письменные (анкеты, тесты) и устные (интервью);
очные и заочные;
стандартизированные, полустандарти-зированные и нестандартизированные;
клинические и фокусированные; направленные и ненаправленные;
пробные (пилотажные, зондажные, экспресс-опросы) и основные;
массовый опрос (для неспециалистов исследуемой области) и экспертный опрос (для специалистов исследуемой области).
При всех различиях виды опроса объединяет одно обстоятельство – вопросник, т. е. соответствующая исследовательскому замыслу и логически выстроенная система вопросов, адресованных респонденту речевых сообщений в вопросительной, утвердительной или отрицательной форме, а также предлагаемых к ним вариантов ответов.
Специалист подбирает нужный метод опроса для решения исследовательской проблемы, но не подгоняет проблему под имеющийся метод.
Анкетирование – это вопросно-ответная форма организации текста.